Экологическое воспитание младших школьников
статья на тему

Демирова Надежда Алексеевна

Экологическое воспитание младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я сорвал цветок-

И он увял.

Я поймал мотылька-

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем!

                                П. Гвоздеслов

В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Младший школьный возраст благоприятен для развития у ребёнка основ экологической культуры, чему способствует природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Самой природой обусловлено социальное назначение детства – адаптация ребёнка к природе и обществу, способного брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными.

Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и, наконец, голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению.

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

                    В.Митько

В лес зелёный я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой-

Будет этот зайка мой.

                     А.Шибаев

К сожалению, детская литература пестрит подобными «шедеврами». А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некоторые богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Загрязнены воды, воздух, почва. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.

Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Надо срочно что-то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется.

Под экологическим воспитание детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Как же организовать деятельность детей по изучению окружающего мира – мира природы и человека? Как сделать эту деятельность творческой, желанной и интересной для каждого ребёнка? Как развивать его врождённый познавательный интерес, стремление проникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему»?

Учебная деятельность всегда направлена на достижение определенных результатов, требующих мыслительной работы, преодоления определённых трудностей. В силу этого она имеет большие возможности для формирования интеллектуальных, эмоциональных качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные задачи и задания – вопросы, упражнения, проекты, игры, викторины, творческие задания.

На уроках я часто применяю такие задания:

Детёныши этого животного ещё слепые, а уже умеют защищаться от врагов.

Крот – 1

Ёж – 0

Волк – 2

1 • 7 + 3 – 10 =

Про этих птиц ходила легенда, что они зарываются в ил водоёмов и впадают в спячку. А на самом деле они зимуют в Африке. Весной возвращаются к своим прошлогодним гнёздам.

З –л -той

Ласточка – о, о

Синица - а, а

Грач - а, о

Несомненно, что на этапе начального обучения преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде, поскольку они отвечают интересам ребёнка и являются приоритетным и важнейшим предметом изучения в начальной школе.

Неоценимую помощь в этом процессе может оказать обращение к фольклору как неиссякаемому источнику мудрости народа в его отношениях с природой. Ведь истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно – бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Ещё не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению.

В сокровищницу народной мудрости входят загадки. Прелесть загадок для детей в том, что они позволяют приоткрыть завесу таинственности над тем или иным объектом или явление, увидеть его с неожиданной, новой стороны, прочувствовать радость догадки. Вот, к примеру, загадка о любимом детьми зверьке – еже:

 Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

А ведь и впрямь лесной зверёк напоминает клубок или колобок с иголками. В другой загадке: он, как ёлка весь в иголках или удивительный портной, или недотрога! А может быть, ещё кто-то иной? Такие открытия связаны с замечательными процессами воображения, сравнения, которые возникают в момент отгадывания. Именно эти процессы позволяют увидеть необыкновенное в обычном, а обычное – в необычном.

Изучив, повадки животных, дети с большим удовольствием сочиняют загадки сами.

Очень хороший материал собран в книгах, которые написал замечательный человек Адольф Афанасьевич Прохоров. Я хотела бы отметить, что этот человек сыграл особую роль в моей жизни. Прежде всего, он был моим учителем. Он зажёг любовь к природе и эту любовь я стараюсь передать детям.   Адольф Афанасьевич постоянно наблюдает за растениями и животными. И из своих наблюдений он написал книги для детей. «Полотенце Вирявы», «В гостях у бабушки Ведявы», «Синичкин Сарафан». В этих книгах он с большой любовью рассказывает о растительном  и животном мире Мордовии, о бережном отношении к природе. Все иллюстрации к книгам он нарисовал сам.

(Занимательные странички из книг).

Однажды я прочитала такие слова:

«Расскажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Вовлеки, и я научусь».   Восточная мудрость.

Да именно детей нужно вовлечь, заинтересовать.

В 2006 году мы приняли участие в Республиканском конкурсе «Защитим лес», Зубаков Паша и Демиров Миша заняли 3-ье место в номинации «Флористика», а Зубаков Алёша занял 3-ье место в номинации «Рисунок». За организацию работы по подготовке учащихся я награждена Почетной грамотой Министерства образования РМ.

В 2008 году в Республиканском конкурсе «Экология, дети, творчество» Демиров Миша занял 2-е место в номинации «Народное творчество». На этот конкурс были отправлены несколько работ: вышивки с изображениями животных, фото работа «Мир глазами детей» и поделка из соленого теста «В саду».

В этом году мы приняли участие в Республиканской акции «Зимующие птицы». Дети сделали кормушки для птиц, с удовольствием подкармливают их  и наблюдают за ними. Свои наблюдения фиксируют: фотографируют и рисуют птиц, описывают наиболее интересные моменты. По итогам наблюдения мы оформили альбом.

Одним из методов экологического воспитания является экскурсия. Экскурсии доставляют ребятам огромное удовольствие. Маршрут похода должен быть тщательно продуман. Нельзя увлекать длительными переходами, иначе они утомят детей. В течение всего похода учащиеся делают записи в своих дневниках наблюдения. В дневник заносятся наиболее яркие впечатления, встречи и наблюдения в пути. Выбрав живописное место в лесу, мы делаем привал, прослушиваем приготовленные дома стихи и песни. Интересно провести с ребятами небольшие соревнования и конкурсы: кто правильно назовёт то или иное растение и сможет что-нибудь рассказать о нём; кто даст самый точный прогноз погоды на ближайший час. Эти несложные игры полюбились детям, и они с удовольствием и не без пользы играют в них.

Но  задачи воспитания осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки, вырезать надписи на стволах деревьев и т.д.

Работу в этом направлении я продолжу. И  надеюсь, что мои занятия с детьми не проходят бесследно, и слова М.Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух. Зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»- станут для детей главными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....