АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НОО
статья на тему

Сомова Раиса Владимировна

 В данной статье рассматривается исследовательская деятельность, как одно из продуктивных средств активизации познавательной деятельности, формирования интереса к изучаемому материалу, предметных и общих умений. Обобщается практический опыт использования поэтапного введения в данный вид работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_2.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НОО

Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем. Даёт ли такую возможность своим ученикам и педагогам современная школа? В Федеральных государственных стандартах общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться. Ведущую роль в этом направлении должны играть творческие методы обучения. В арсенале педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность [3, с.21].

Работая с младшими школьниками, необходимо руководствоваться принципами организации учебно–исследовательской деятельности: принцип доступности;

 принцип временного развития [2, с.41].

Для того, чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, помочь им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе использовать поэтапное введение в данный вид работы. 1 этап – тренировочное занятие; 2 этап – самостоятельное исследование.

В тренировочные занятия рекомендую включать:

 метод «мозгового штурма» (заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождения от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи);

 эвристическая беседа (учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний). Эвристическая беседа побуждает школьников включиться в процесс поиска.

  метод работы над учебной статьёй – работа с пометами («это я знал раньше», «это для меня новое», «это, на мой взгляд, важное», «это нужно уточнить», «думал иначе», «хочу дополнить»). Такую работу необходимо проводить  как можно чаще во время уроков. Это способствует развитию умения работать с текстовым материалом осознанно.

Самостоятельное исследование

1. Подготовка к проведению самостоятельного исследования:

 определение области исследования (учебную дисциплину);

  выбор объекта и предмета исследования;  обоснование актуальности исследования.

2. Составление плана.

3. Определение гипотезы. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, соответствовать фактам. Инновационные принципы и подходы организации УД

4. Определение цели и задач. Цель исследования – это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы.

5. Сбор и изучение информации. На этом этапе главная роль будет у ученика. 6. Оформление результатов исследования.

7. Защита результатов исследования [3, с.59].

Работа по формированию исследовательских способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер. Участие в исследовательской работе даёт учащимся значительно больше, чем просто награды и дипломы. Обучающиеся развивают свои творческие способности, учатся принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Сегодня исследовательская деятельность еще играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению. Многие педагоги называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка [1, с.17].

Список литературы 1. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2005. – №3. (теория, этапы исследования и проектирования, список литературы) 2. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности. Учебно–методическое пособие – Омск: Омский госуниверситет. 2004. 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. – Самара: Издательство «Учебная литература». 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

Использование эффективных методов и приемов как средство активизации познавательных интересов младших школьников в рамках ФГОС

Метод обучения – последовательное чередование способов взаимодействия учителя и ученика, направленное на достижение определённой цели посредством проработки учебного материала....

Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».

laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...