рабочая программа по обучению грамоте УМК перспектива
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»
Согласовано с Управляющим советом Протокол №______ От_______________ | Введено в действие Приказ ГБОУ ШМК Бибирево №________ От________________ | Согласовано Зам.директора по УВР ГБОУ ШМК Бибирево ____________________ Могильниченко Т.Н. «___»________2015г | «Утверждаю» Директор ГБОУ ШМК Бибирево ______________________ Артамонова М.П. «____»_________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обучению грамоте (чтение и письмо)
Ступень обучения (класс) _1 класс__основное общее образование
Количество часов за год____________184_____________________
Количество часов в неделю___________8_____________________
Уровень _______________________базовый___________________
Учитель __________Абрамова Т. А._______________________________________
Педагогический стаж___29 лет___________________________________
Квалификационная категория____высшая___________________________
2015-2016 учебный год
Рабочая программа
на 2015-2016 учебный год
Предмет: обучение грамоте. 1 класс.
Количество часов:
всего 184 часов; в неделю письмо - 92 часов (4 часа в неделю)
чтение - 92 часов (4 часа в неделю)
Программа составлена на основе примерной программы начального общего образования и на основе федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ (начальное общее образование).
УМК «Перспектива». Азбука. Учебник. 1 класс. Ч.1, 2. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева.
Сборник рабочих программ. М. «Просвещение». 2011г.
Система дидактических принципов обучения: концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
Примечание. Виды учебной деятельности, планируемые результаты освоения материала указаны в пояснительной записке рабочей программы.
Обучение грамоте
Азбука. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева.
1 класс. УМК «Перспектива»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена и разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, локального акта об утверждении структуры рабочей программы, а также планируемых результатов начального общего образования на основе УМК «Перспектива».
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.
Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.
Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.
Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.
Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.
Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).
1. Коммуникативная направленность курса позволяет:
— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
— осознать язык как средство общения;
— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);
— развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.
3. Семиотический принцип даёт возможность:
— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);
— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
Период обучения грамоте включает три этапа:
1. Подготовительный этап Учащиеся начинают работу с материалом из первого раздела, который называется «Давайте знакомиться!» Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму. Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты. Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова. Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
Одновременно с азбукой дети работают с прописью №1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.
2. Основной этап обучения. Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название — «Страна АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре. При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме. Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников. «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения. Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями. Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта. Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения.
В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №2 и №3 «Мой алфавит».
3. Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.
Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями.
Параллельно с литературной частью азбуки идет работа с прописью №4 «Пишу красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки.
Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.
Примерное тематическое планирование
Тематическое планирование по обучению грамоте
Тематическое планирование | Характеристика деятельности | |
Давайте знакомиться (подготовительный этап) …40……. часов | ||
Мир общения ( 4 ч) | ||
Введение в мир общения. Устная форма общения ,умение говорить ,слушать .Диалоговая форма общения , собеседники. Подготовка руки к письму. Гигиенические требования к посадке , держанию ручки .Ориентировка в тетради ; рабочая строка ; образец ;центр листа ; слева ,справа Линии прямые наклонные Сравнение их количества и направлений. | Моделировать ситуацию общения Составлять диалоги при работе в паре Разыгрывать сценки общения героев сказки. Обводить и раскрашивать рисунки , штриховать ;Сравнивать линии по величине , количеству и направлению. Выполнять задания , ориентируясь на образец , контролировать выполнение упражнений. | |
Слово в общении (4 ч) | ||
Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета и их роль в общении Номинативная функция слова.(служащая для называния чего либо).Слова названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением. | Называть предметы по рисунку. Употреблять слова речевого этикета. Подбирать слова с обобщающим значением. Составлять слова по названию и картинкам. Обводить и раскрашивать рисунки , штриховать; сравнивать, линии по величине , количеству , направлению. Выполнять задания по образцу. контролировать выполнение упражнений | |
Помощники слова в общении. Общение без слов. Слова и предметы.( 10 ч) | ||
Культура общения. Помощники в общении ; жесты , Мимика , интонация.» Общение с животными , с неодушевленными предметами , с героями литературных произведений,. | Разыгрывать сценки по сюжетам народных сказок Наблюдать за жестами, мимикой , интонацией героев сказок рассказывать эпизоды из сказок., использовать жесты и различные виды интонации. Наблюдать за ролью интонации в речи. Использовать разные виды интонации для выражения своего мнения к предмету рассказывания Составлять рассказы с помощью предметов Выполнять задания по образцу ,контролировать выполнение упражнений. | |
Рисунки и предметы в общении. (6 ч) | ||
Предыстория Условные обозначения Знакомство со знаками дорожного движения. Использование в общении посредников.(предметов , меток , рисунков) Рисунки знаки –символы как способ обозначения предметов и записи сообщений. Первоначальное обобщение: жесты рисунки, знаки, слова -наши посредники в общении с людьми. Слово как главное средство общения. | Моделировать ситуацию общения с использованием меток, рисунков, знаков. Составлять рассказ-объяснение» Как найти дорогу» Составлять простейшие сообщения .Составлять устные высказывания,»записывать их с помощью рисунков или условных знаков. Расшифровывать знаки , понимать их значение. Делить сообщения на слова , определять их кол-во, последовательность. Составлять простейшие сообщения, оформлять их на письме с помощью схем. Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать. Сравнивать линии по величине, кол-ву и направлению. | |
Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые согласные. (6 ч) | ||
Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение. Звуковой анализ слов. Письмо элементов печатных букв. горизонтальные и вертикальные линии, штриховка по образцу | Выполнять один из элементов звукового анализа. Выделять в словах звуки речи. Определять последовательность звуков в слове. Выделять гласные и согласные звуки. Сравнивать и характеризовать мягкие и твердые согласные звуки. Использовать условные знаки для их обозначения. Штриховать и обводить предметы по образцу. Печатать элементы букв. Писать элементы письменных букв. Четко писать прямые наклонные линии | |
Звучание и значение слова.(2 ч) | ||
Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как сложный языковой знак., Замещающий что-либо(вещь , предмет , действие) | Составлять простейшие модели слов. Различать значение слова и его звучание. Поводить звуковой анализ слова. Фиксировать последовательность звуков на схеме и в слове. Писать элементы письменных букв, штриховать по образцу. | |
Слова и слоги. Ударение в слове. (4ч ) | ||
Слог. Слова и слоги . Слово назывная единица. Слог единица произношения. Слогообразующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв. | Делить слова на слоги . Называть в слове гласный звук. Проводить слого- звуковой анализ слова. Расставлять знак ударения в звуковых схемах. Находить ударный слог в словах., обозначать его знаком ударения. Писать элементы букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца. | |
Слово и предложение. (4ч ) | ||
Первоначальное представление о предложении. Сравнение предложения и слова. Модель предложения. Графическое обозначение его начала и конца. Общее представление о речи. Обобщение . Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударения в словах. Слово , его значение и звучание. Предложение и схема предложения . Подготовка руки к письму. | Различать слово и предложения по их функциям. Оформлять начало и конец предложения . Записывать сообщение с помощью графической схемы. Переводить устные сообщения в предложения, записывать их с помощью схем. Давать характеристику звуков в звуковой схеме . Воссоздавать сюжет сказки с опорой на схемы. Писать элементы букв . Соотносить написанные схемы с образцом. Оценивать свою работу на основе образца . | |
Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (128 ч) | ||
Гласные звуки и буквы. (24 ч ) | ||
Звуковой анализ. Характеристика гласных звуков , обозначение их буквами. Знакомство с шестью гласными звуками и буквами. Звучание и значение слова. Гигиенические требования к письму. Формы строчных и заглавных букв . Алгоритм написания букв. Два типа ориентировки: ориентировка на строке, ориентировка в написании буквы. | Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв .Характеризовать гласные звуки . Обозначать шесть гласных звуков буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте. Писать элементы букв строчные и заглавные. Объяснять алгоритм написания букв. | |
Согласные звуки и буквы. (78 ч ) | ||
Согласные звуки , обозначение их буквами. Гласные и согласные звуки , их условное обозначение на основе звукового анализа Обозначение звуков буквами. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твердые согласные . Обозначение на письме мягкости согласных . Звонкие и глухие согласные. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слова. Правила переноса слова по слогам. Открытый и закрытый слоги. Правописание буквосочетаний жи-ши , ча-ща , чу-щу. Слова с непроверяемыми написаниями (ученик, учитель, фамилия) Анализ графических элементов букв согласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. | Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки. Обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твердые и мягкие согласные звуки. , звонкие и глухие , Сравнивать слова-омонимы по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения. Выделять ударный слог. Читать слова предложения и тексты. Делить слова на слоги . Определять кол-во слогов в слове. Переносить слова со строки на строку по слогам. Писать слова с буквосочетаниями жи-ши , ча-ща , чу-щу. Различать формы строчных и письменных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке. Различать строчные и заглавные буквы. | |
Буквы е ,ё , ю .я. (14 ч ) | ||
Дойное значение букв (в зависимости от места в слове), обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука, обозначение двух звуков: звука и гласного а, о. у, э. Формы строчных и прописных букв. | Находить буквы е, ё, ю, я. в словах. Различать их функцию (обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я.. Читать слова с соблю дением элементарных правил орфоэпии. Делить слова на слоги. Произносит сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения. Различать строчные и заглавные буквы Списывать с рукописного и печатного текста. Правильно называть элементы букв. Сравнивать печатную и письменную букву. | |
Буквы ь и ъ (12 ч) | ||
Буквы ь и ъ не обозначающие звуков. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью ь знака. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью ь знака и букв я , е , ё , ю , и. Сравнение на письме слов с разделительным ь и ь как показатель мягкости согласных. Правописание слов с твердым и мягким разделительными знаками. | Объяснять различие знаков и букв. Изображать слово с помощью модели.Фолмулировать ( с помощью учителя) основную мысль текста. Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения соблюдая все нормы каллиграфии. Применять самоконтроль при оценивании написанного. | |
Про все на свете ( послебукварный период.) (16ч) | ||
Общение. Позитивная модель общения. Устная и письменная речь. Слово . Его звуковая форма и значение. Звуко-слоговой состав слова. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в конце предложения. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения. Простейший анализ предложения. Порядок слов и смысл предложения. Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова. | Использовать в общении формы речевого этикета., ориентируясь на положительный стиль общения. Выделять гласные и согласные звуки. Обозначать их буквами. Пользоваться словарем при написании слов с непроверяемыми безударными звуками. Писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами. Владеть сознательным , плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25-30 слов в минуту). Составлять предложения по картинке Определять кол-во слов в предложении. Отличать предложение от набора слов. Осмыслять роль предложения в речевом общении. Выделять предложения из речи. Оформлять их. Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов. Дифференцировать Составлять простые предложения по рисунку. слова на одушевленные и неодушевленные по вопросам Кто? Что? Определять последовательность предложений в деформированном тексте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте,1 класс,УМК "Перспектива"
Рабочая программа составлена и разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспита...
Рабочая программа по обучению грамоте, УМК "Перспектива"
Рабочая программа составлена по учебникам 2011 года, содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. К сожалению при загрузке часто "рвёт" таблицу и убирает или добавляет стол...
рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс Климанова УМК Перспектива
программа содержит пояснительные записки по обучению письму и русскому языку, календарно-тематические планирования с УУД, технологические карты....
Рабочая программа по обучению грамоте и чтению для 1 класса "Перспектива"
Рабочая программа для 1 класса "Перспектива"...
Рабочая программа по обучению грамоте УМК " Перспектива"
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребно...
Рабочая программа по обучению грамоте .УМК"Перспектива"
Рабочая программа УМК"Перспектива"...
Рабочая программа по обучению грамоте УМК Перспектива 1 класс
Составлена в соответствии с ФГОС...