Развиваем дар слова
статья на тему
Предварительный просмотр:
Развиваем дар слова.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почиталась высшей добродетелью. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – желание каждого из нас.
Владение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки ребёнка к школе. К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме.
Почему же наши дети так плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать?
Чаще всего взрослые в разговоре с детьми используют форму диалога. Но для того, чтобы ребёнок мог обосновать свою точку зрения, дать полный развёрнутый ответ на заданный вопрос, нужно владеть монологом. (Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе). До школы следует развивать предварительные навыки монологической речи: описание, повествование, рассуждение. Всегда следует помнить о том, что основным приёмом обучения монологу является опора на словесный образец. Словесным образцом являются, прежде всего, живая речь взрослых и литературные произведения. Поэтому читайте вместе с детьми разножанровые произведения, пересказывайте их, объясняйте значение непонятных слов. Если ребёнок делится своими впечатлениями, терпеливо выслушивайте до конца, проявляя интерес к его рассказу. Старайтесь обращать внимание на, казалось бы, повседневные привычные вещи: на форму облаков («На что или на кого похоже облако?»), на аромат цветов, внешность и поведение животных…
Обязательно учите ребёнка рассуждать. Разбирая какую-то жизненную ситуацию, чей-либо поступок, спросите его: «А как бы ты поступил на месте этого человека?».
Знакомьте детей с пословицами, поговорками, прибаутками, они обогащают речь в целом, а также имеют большое воспитательное значение.
И не забывайте, что ребёнок во всём старается копировать взрослых, поэтому, в первую очередь, следите за своей речью!
Токмурзина С. М. учитель МОБУ СОШ №7 г. Нефтекамска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивая речь - развиваем личность
В этой статье рассказывается о системе работы по развитию речи по программе внеурочной деятельности "Родничок" в 3 классе, где раскрываются приёмы и методы работы, структура и содержание занятий....
Доклад по теме "Развивая пальчики-развиваем память и мышление"
В докладе описаны несколько игр для развития памяти и мышления в здоровьесберегающей технологии....
В слова играем - речь развиваем
Иллюстративный материал для занятия по развитию устной речи учащихся 1-2 классов....
Консультация для родителей первоклассников:"Развиваем пальчики – развиваем речь"
Консультация для родителей...
Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...
Развиваем мелкую моторику-развиваем речь
Центры мозга, ответственные за развитие речи развиваются, если мы развиваем мелкую моторику.Это взаимосвязанные процессы.Поэтому важно уделять время данному направлению....
Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
Память у детей формируется в процессе деятельности, однако у детей с ТНР, она отличается своеобразием. Несовершенства процессов памяти отмечаются в запоминании, сохранении и воспроизведении. Из-з...