компетентность учителя начальных классов (ШМО)
статья на тему
Материал для выступления на ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Компетентность учителя начальных классов
в условиях реализации ФГОС НОО
(выступление на ШМО учителей начальных классов)
Подготовила:
учитель начальных классов
Токмурзина С. М.
Нефтекамск, 2015 г.
Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Меняется время, меняются люди. И вот уже сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные задачи образования.
Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС НОО, следует определить, возможно, ли, не меняя требования к учителю, реализовать стандарт?
Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС НОО предъявляет несколько иные требования к условиям образования. Реализовать в полной мере заявляемый системно-деятельностный, тем более - компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно. Так же, как, невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным, также требуется серьезная подготовка и переподготовка учителей.
Таким образом, с введением ФГОС ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастает вдвойне.
В чём же заключается компетентность учителя начальных классов? Какие изменения в образовании потребуют от учителя новых компетенций?
Все, наверное, заметили в прозвучавших вопросах два похожих слова «компетентность» и «компетенции».
Анализ литературы показывает, что не существует единого мнения по поводу определения понятий «компетенция» и «компетентность».
Чем же отличаются компетенция и компетентность?
Для компетенции характерно наличие знаний и умений. Компетенция – знаю, как надо делать.
Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. Компетентность - знаю, что надо делать. Т.е. компетентность - результат применения компетенций в профессиональной деятельности.
Другими словами компетенция- характеристика специалиста. Компетентность- характеристика деятельности специалиста.
«Профессиональная компетентность – это способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей(компетенций)»[МА Чошанов].
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.
Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.
Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями.
Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные подходы:
- требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
- специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;
- система педагогической культуры учителя
С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.
Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:
- понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);
- знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);
- понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).
Третье направление - система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:
- Перцептивный компонент - умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).
- Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.
- Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.
- Инновационный компонент - потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.
- Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:
- Общекультурный критерий.
- Общепрофессиональный критерий.
- Коммуникативный критерий.
- Личностный критерий.
- Критерий саморазвития и самообразования.
- Общекультурный критерий
Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.
Таким образом, выделяют три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:
- общая образованность и широта кругозора;
- информированность в области культурных новинок;
- культура речи.
- Общепрофессиональный критерий
Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.
Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:
- владение содержанием учебных дисциплин;
- владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
- знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.
- Коммуникативный критерий
Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.
Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:
- потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;
- эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
- доброжелательный и конструктивный стиль общения.
- Личностный критерий
Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.
Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:
- профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
- наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
- наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.
- Критерий саморазвития и самообразования
Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.
Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.
Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:
- самокритичность, требовательность к себе;
- потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
- исследовательский стиль деятельности
Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:
- готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
- мотивация на работу с учащимися;
- способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;
- знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
- владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;
- знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания;
Применять новые подходы, формы, методы в обучении.
Компетентностный подход в обучении. (Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.)
Методы обучения: в основу положено системно –деятельностное обучение, цель которого научить ребенка способам деятельности, приобрести опыт самостоятельного решения проблем.
Формы работы: учебное сотрудничество.
Средства обучения: использование компьютерных технологий и Интернет – ресурсов.
Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся имеет не только умение воспитывать детей, но и нравственность самого учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам.
Однако, следует признать, что обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся педагогу без социально-педагогического партнерства, скорее всего, просто невозможно. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ.
Известно, что воспитать «крылатого» ребенка, может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого, может только счастливый, а современного – только современный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника
С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/12/picture-15124.jpg)
Профессиональная компетентность учителя начальных классов
Статья в помощь педагогам, которые с нового учебного года реализуют ФГОС....
Статья "Профессиональная компетентность учителя начальных классов".
В статье говорится о том, что профессиональная компетентность учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и де...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-388605-1390734428.jpg)
Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся
Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-73412-1632983553.jpg)
Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"
Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/17/picture-641126-1434529362.jpg)
Инструкции по курсовой подготовке учителей начальных классов "ИКТ- компетентность учителя начальных классов"( модуль2)
Данные подробные инструкции составлены для учителей начальных классов, которые проходят курсовую подготовку по теме"ИКТ-компетентность учителя начальных классо" ( модуль2). Эти инструкции составлены о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/04/picture-1215160-1580830545.jpg)
Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.
Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразоват...