Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Илюшкина Наталья Викторовна

 В  выступлении рассказывается о трёх основных группах здоровьесберегающих технологий, применяемых в начальной школе. Это:                                                               

1)  технологии, которые обеспечивают соблюдение гигиенических требований;

2)  технологии оптимальной организации учебного процесса;

3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей, ведь только здоровый ученик – успешный ученик. Любое болезненное состояние (физическое или психическое) резко снижает эффективность обучения.

Все здоровьесберегающие технологии, которые мы применяем в начальной школе, можно разделить на три основные группы:                                                              

1)  технологии, которые обеспечивают соблюдение гигиенических требований;

2)  технологии оптимальной организации учебного процесса;

3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

        1 группа технологий - технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

          Они, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиН.

          Так,  во всех кабинетах начальной школы используется цветовая гамма, которая способствует нормализации эмоционального состояния детей.

           В классах соблюдается воздушно-тепловой и питьевой режимы (в  каждом классе есть диспенсер).

           Все учителя начальных классов следят за освещением и своевременно подают заявки на замену ламп.

            Для сохранения зрения учащихся  и профилактики заболеваний глаз  учителя начальных классов в течение учебного года не менее трёх раз меняют расположение посадочных мест для каждого ученика. При этом меняется зрительное поле ученика, что благотворно влияет на зрение.

            Многие кабинеты начальной школы оснащены ноутбуками и мультимедийными проекторами.  Используются они в соответствии с указанными в санитарных требованиях продолжительностью и периодичностью. Например,  в 1-2 классах -15 минут, в 3-4 20 минут.

                После использования ТСО, связанных со зрительной нагрузкой, рекомендуется проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.

               Вообще, обязательным пунктом на каждом уроке в начальной школе является проведение физкультминуток.                                                        

            Нашими учителями разработаны различные комплексы физкультминуток .  Среди них: фм для снятия утомления с плечевого пояса и рук, фм для улучшения мозгового кровообращения, фм на уроках с элементами письма, фм и гимнастика для глаз, дыхательные упражнения и другие. Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние детей. Обычно 1-2, в 1 классе и 3.

            Очень нравятся детям физкультминутки в стихах, сопровождающиеся громким проговариванием, что способствует снятию эмоционального напряжения. Иногда мы связываем упражнения для физкультминутки с темой урока. Так, например, на уроке обучения грамоте можно предложить такое задание: если в слове встретится звук а – вам надо присесть, если нет – встать.

            2 группа технологий – технологии оптимальной организации учебного процесса. 

                   Все мы стараемся, чтобы на уроке ребёнку было интересно. То, что интересно - неутомительно! Известно, что длительная монотонная работа способствует утомляемости школьников.  Поэтому на уроке мы всегда используем различные виды  деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач и другие).

                Но и мелькание упражнений, их  частая смена может утомить ребёнка. Поэтому, оптимальное сочетание : не меньше 4 и не больше 7 видов деятельности за урок через 7-10 минут урока.

                  При проведении уроков учитываем индивидуальные особенности восприятия у разных детей. У кого-то оно словесно-логическое , у других- наглядно-образное, у кого-то тактильное. Зная эти  особенности учеников начальной школы, мы используем в работе разные варианты подачи материала: словесный, наглядный, организуем практические и самостоятельные работы, т.е. даём возможность видеть, слышать, пробовать. Чередуются  разные виды преподавания не позже чем через 10-15 минут.

                   Очень важен для сохранения здоровья психологический климат на уроке и стиль общения учителя с учениками.  Поддержка, похвала, доброжелательный настрой, атмосфера сотрудничества дают заряд положительных эмоций школьникам и самому учителю, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.  В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор. Включение в урок небольшой шутки, поговорки, интересной истории, весёлой картинки или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя  роль эмоциональной разрядки.

3 группа технологий – разнообразные психолого-педагогические технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

       

             В начальной школе очень часто используются игровые технологии.

Использование игровых технологий  обеспечивают психологическую разгрузку, вызывают положительные эмоции, даёт им сведения развивающего и воспитательного характера, повышают мотивацию к изучению предмета, побуждают к активизации самостоятельной познавательной деятельности

             Учителями начальной школы используются  технологии личностно-ориентированного обучения,

в том числе технологии проектной деятельности,

 технологии проблемного обучения. Все они повышают сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.

Технология уровневой дифференциации обучения позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.  При дифференцированном обучении каждый ребёнок   получает только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.

                      В систему воспитательной работы начальной школы включен раздел физкультурно-оздоровительная работа , куда входят  мероприятий, направленных на формирование физических способностей детей, ценности здоровья и здорового образа жизни. 

                                    Среди них можно выделить классные часы:                      «Если хочешь быть здоров»

  «Как сохранить зрение»

 «Полезные и вредные привычки»

 «Режим дня школьника»

«В здоровом теле здоровый дух!»

 «Профилактика простудных заболеваний»

 «Витамины – наши друзья»

 «Личная гигиена»   и др.;

лекции, беседы по проблемам сохранения и укрепления здоровья, по профилактике вредных привычек

массовые мероприятия для учащихся и родителей (н-р, «Папа, мама, я – спортивная семья»), эстафеты на свежем воздухе,  праздники, походы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....