Виды УУД |
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: |
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
|
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет
для меня учение? – и уметь на него отвечать;
|
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
|
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: |
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
|
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
|
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
|
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
|
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
|
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
|
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
|
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
|
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
|
|
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
|
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
|
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
|
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
|
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: |
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
|
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
|
Логические универсальные действия: |
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
|
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
|
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
|
- подведение под понятие, выведение следствий;
|
- установление причинно-следственных связей;
|
- построение логической цепи рассуждений;
|
|
- выдвижение гипотез и их обоснование.
|
|
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: |
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
|
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
|
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
|
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
|
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|