Методическое объединения (материал к конкурсу)
методическая разработка на тему
Даннаый материал был подготовлен дял участия в конкурсе "Педагог года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bykovskaya_s.n._metod.obedin.zip | 2.82 МБ |
metod.obedinenie.doc | 94.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Учитель начальных классов МАОУ Селятинской СОШ № 2
МОЙ ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ - ГОРБАЧЕВА НИНА СЕМЕНОВНА
ЧТОБЫ БЫТЬ ХОРОШИМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, НУЖНО ЛЮБИТЬ ТО, ЧТО ПРЕПОДАЕШЬ, И ЛЮБИТЬ ТЕХ, КОМУ ПРЕПОДАЕШЬ. - ВАСИЛИЙ КЛЮЧЕВСКИЙ
Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.Альберт Эйнштейн
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
ТРИ УСЛОВНЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ
дети, требующие постоянной дополнительной помощи
дети, способные справиться самостоятельно
дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим
1 ЭТАП. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА.
2 ЭТАП. УЧЕТ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
3 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИЯ БАЗОВОГО ПОВТОРЕНИЯ.
4 ЭТАП. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Тема: «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков»
Вычисли:300+200 500+300700-400 900-200600+100 800-600
Вычисли:200+300-100800+200-500700-400+600
Вспомни порядок действий и реши примеры:(200+300)-(500-200)(1000-400)+(700-300)(600+300)-(100+400)
2. Реши задачу: На первой полке стояло 200 книг, на второй – 100 книг. Сколько всего книг стояло на двух полках?
2. Реши задачу: В цехе работают 300 человек. Из них 200 мужчин, а остальные женщины. Сколько женщин работает в этом цехе?
2. За смену токарь изготовил 300 деталей, а его ученик на 100 деталей меньше. Сколько всего деталей они вместе изготовили за смену?
5 ЭТАП. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Работа по образцуПонимание основных положений темыТворческие задания
1ГРУППА. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. ВЫБЕРИ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ СЛОВ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА. ЗАПИШИ.
В…лна, в..сна, д..мишко, л..сной. с..сновый, в..дичка.
Волнистый, волноваться, волны, вёсла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный.
2 ГРУППА. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ИСПОЛЬЗУЯ АЛГОРИТМ. ЗАПИШИ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА.
Алгоритм.1. Прочитай слово. 2. Поставь ударение.3. Выдели корень.4. Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова. 5. Напиши слово, вставь букву. 6. Обозначь орфограмму.
б-гун - х-дить- сл-ды- в-да - б-да - в-лна -
3 ГРУППА. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ПОДБЕРИ И ЗАПИШИ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА.
прол-тать-д-ждливый-в-сенний-гр-зовой-тр-винка-стр-ла-
1 ГРУППА. СОЕДИНИ ТЕКСТ ЗАДАЧИ С НУЖНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ.
У Вити 2 диска с мультфильмами, а у Кати на 3 диска больше, чем у Вити. Сколько дисков у Кати?
2+3 3-2 3+2
2 ГРУППА. СОСТАВЬ ВЫРАЖЕНИЕ К ЗАДАЧЕ.
Ширина ленты 9 см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?
3 ГРУППА. СОСТАВЬ ВЫРАЖЕНИЕ. ПРИДУМАЙ СВОЮ ЗАДАЧУ К ВЫРАЖЕНИЮ.
В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?
ДАНЫ СЛОВА:ЛЕСА, КРУГ, ГРОЗА, СТОЛБ, ТРАВА, ПЯТНО, ГОД, ПЛУГ, ДУБ, СТРЕЛА.
1 группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными.
2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.
3 группа. Распредели слова на две группы.
ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО УМНОЖЕНИЯ
3х2 2х33+3=62+2+2=6Чем они похожи? Чем отличаются? Какой вывод можно сделать?
1) исключение "уравниловки» 2) возможности помогать слабому, уделять внимание сильному; 3) повышение уровня Я – концепции4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах; 5) выступает как средство развития самостоятельности учащихся
1) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; 2) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные дети".3) Подготовка к требует больших временных затрат
Положительные аспекты дифференцированного подхода в обучении:
Отрицательные аспекты дифференцированного подхода в обучении:
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
1. Активизация познавательной деятельности2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности3. Развитие умений успешного общения4. Совершенствование межличностных отношений в классе
ЗАДАЧИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Говори спокойно и ясно;Говори только по делу; говори по очереди;реагируй жестами и знаками;возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;убедись, что в разговоре участвует каждый;обращайся к другу по имени
СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ КЛАССА НА ГРУППЫ:
По желанию
Случайным образом
По определенному признаку
По выбору «лидера»
По выбору педагога
Повышается учебная и познавательная мотивацияСнижается уровень тревожности учащихсяВ группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.Улучшается психологический климат в классе
Групповой работе надо сначала научитьОрганизация групповой работы требует от учителя особых умений, усилийНекоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассниковДля некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Положительные аспекты групповой работы:
Отрицательные аспекты групповой работы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:
в качестве самостоятельной технологии;как элемент более обширной технологии;в качестве урока (занятия) или его части;как технология внеклассной работы.
«Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей».В.А. Сухомлинский
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, меня зовут Быковская Светлана Николаевна. Я учитель начальных классов Селятинской школы № 2. (слайд 1) Эту школу я закончила 20 лет назад. Моим первым учителем была Горбачева Нина Семеновна, (слайд 2) которая и сейчас работает в нашей школе. Теперь здесь работаю я, являясь классным руководителем 4-г класса.(слайд 3)
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. - Василий Ключевский
Я очень люблю свою профессию, ведь, как и многие здесь, я мечтала стать учителем еще с детства.
Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.
Альберт Эйнштейн
С помощью своего методического объединения я хочу познакомить вас с различными технологиями, которые я использую в своей работе для воспитания гармоничной личности.
В моем классе 24 человека: 17 мальчиков и 7 девочек.
В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Это может привести к неуспеваемости. Во избежание этого в обучении необходим дифференцированный подход.
Уже в педагогической системе великого чешского педагога Яна Амоса Коменского явно обозначены положения о том, что процесс обучения и воспитания необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, используя при этом систему педагогических наблюдений.
Дифференциация в переводе с латинского означает - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Существует 2 типа дифференциации: внешняя (дифференцированное обучение: гимназии, лицеи, организация работы школы с углубленным изучением отдельных предметов); внутренняя (дифференциация учебной работы: внутри класса)
Дифференциация обучения предполагает различные формы работы:
- Коллективную (все учащиеся выполняют одно задание),
- Групповую (каждая из трех групп получает задание),
- Индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания).
Организуя внутриклассную дифференциацию, я учитывала несколько этапов :
1. Проведение диагностики;
2. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
3. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся;
4. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;
5. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Дифференциация детей должна учитывать потенциальные возможности школьников в обучении. Важно, чтобы каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению. Дифференцированный подход-это работа с группами учащихся, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Состав групп должен изменяться со временем в связи с различной обучаемостью учащихся и, соответственно, с неодинаковыми успехами их продвижения, а также в зависимости от задач и этапов урока. Дифференцированный подход предполагает достижение одной цели в обучении, но разным путем, разными приемами.
В чем заключается методика дифференцированной работы на уроке?
1 этап. Дифференцированная домашняя работа.
Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания самостоятельно - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания творческого или поискового характера (подобрать материал по теме..., найти в словарях, составить предложения к заданным схемам, написать сказку с использованием группы словарных слов, написать письмо какому-то литературному персонажу, написать отзыв о прочитанной книге (в таких заданиях прослеживается связь с уроками литературного чтения и др.
2 этап. Учет знаний учащихся на уроке.
На этом этапе можно организовать взаимопомощь, посадить слабых учеников с более подготовленными, можно организовать работу консультантов.
3 этап. Организация базового повторения.
На этом этапе ликвидируются пробелы в знаниях учащихся через определенную работу на уроке с теми учащимися, которые что - то не усвоили, допускают ошибки. В это время другие учащиеся могут работать с заданиями из различных пособий.
4 этап. Проверка усвоения изученного материала.
Она включает самоконтроль и работу консультантов, то есть к/р и с/р — разноуровневые.
5 этап. Изучение нового материала.
Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Поэтому отделяю группу детей (1-я, 2-я группы ), которые самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным учащимся (3-я группа) еще раз повторяю правило более детализировано, выделяя главное. На словарном материале вместе с этими учащимися провожу первичное закрепление с комментированием. Затем все учащиеся самостоятельно выполняют обязательные задания.
В процессе объяснения нового материала стараюсь совместно с детьми вывести алгоритмы, схемы, предлагаю для запоминания правила, зарифмованные в стихах, которые помогут учащимся при первичном закреплении выполнить тренировочные упражнения.
Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со 2 урока новой темы. Одни учащиеся работают по образцу, отрабатывая задания обязательного уровня; другие сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы, а третьи переходят от обязательных заданий к творческим.
1.Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме « Безударные гласные».
1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться,
л..сной. с..оновый, в..дичка. волны, вёсла, домище,
весенний, домовой, дом,
лесок, лес, сосны, вода,
сосенки, водный.
2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.
б-гун - Алгоритм.
х-дить- 1. Прочитай слово.
сл-ды- 2. Поставь ударение.
в-да - 3. Выдели корень.
б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди
в-лна - проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
прол-тать-
д-ждливый-
в-сенний-
гр-зовой-
тр-винка-
стр-ла-
Математика.
1 группа. Соедини текст задачи с нужным выражением.
У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?
2+3 3-2 3+2
2 группа. Составь выражение к задаче.
Ширина ленты 9 см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?
3 группа. Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.
В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?
Использую в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.
Тема: « Проверяемые гласные», 2 класс.
Задание. Даны слова:
Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.
1группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными.
2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.
3 группа. Распредели слова на две группы.
Русский язык. 3 класс. Тема: « Предложения по цели высказывания». Составить предложения по цели высказывания:
1 группа. Повествовательное.
2 группа. Вопросительное.
3 группа. Побудительное.
В условиях урока дифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач, где посильность и лёгкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учётом уровня знаний, умений и навыков учащихся и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных школьников не одинаков. Главной задачей учителя — сократить этот путь у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.
Например, по мере надобности я могу руководить работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно.
Может быть организована и групповая работа учащихся на уроке. При этом дети каждой группы обсуждают и выполняют задания совместно. Состав таких групп может быть как одноуровневым, так и разноуровневым, в зависимости от целей, которые я ставлю в этой работе. В конце урока работы учащихся собираются учителем для проверки.
Дифференцированный подход можно использовать и при изучении нового материала. Работу можно начать с группы учащихся в 4 человека. Например, при изучении переместительного свойства умножения даю каждому ученику разные пары примеров: 3*2, 2*3.
После того, как ученики найдут результат, заменяя произведение суммой одинаковых слагаемых; предлагаю работать группой в четыре человека. Ставлю задачу — сравнить пары примеров. Чем они похожи? Чем отличаются? Какой вывод можно сделать? Ученики каждой группы обсуждают поставленную перед ними задачу и решают, кто из них ответит на поставленный вопрос.
При изучении данного вопроса групповая форма работы особенно интересна. Так в процессе фронтальной работы, которая затем следует за групповой, ученики убеждаются, что наблюдаемая ими закономерность повторилась во всех заданиях у всех групп.
Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы- задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе. В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности (посильность заданий для разных групп учащихся). Можно задания разделить на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную.
Например, в самостоятельной работе по математике есть обязательные задания и задания повышенной трудности, которые отмечаются звездочкой.(слайд 15)
Положительные аспекты | Отрицательные аспекты |
Исключение уравниловки и усреднения обучающихся | Деление обучающихся по уровню развития может содержать элементы несправедливости |
Возможность более эффективно работать с трудными обучающимися, плохо адаптирующимся к общественным нормам | Высвечивается социально – экономическое неравенство |
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания | Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке обучающихся, т.к. воспринимается ими как унижение достоинства |
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному | Учителю приходится тратить дополнительные силы и время для проверки и составления разноуровневых заданий |
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании | Несовершенство диагностики может привести к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные, оригинально мыслящие обучающиеся |
Повышается уровень самосознания: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности, реально оценивать свои силы | Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, избранности; в слабых группах снижается уровень самооценки, может появиться установка на фатальность своей слабости |
Повышается уровень мотивации обучения в сильных группах | Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах |
Облегчается усвоение материала в слабых группах, так как обучающему предоставляется возможность усваивать материал в оптимальном для него темпе | Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними |
Усиливается интерес к изучению предмета ив сильных и в слабых группах, т.к. обучение ориентировано на «зону ближайшего развития» ученика | Перекомплектование разрушает классные коллективы |
Для учителя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию. Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей.
Я считаю, что нет необходимости все виды заданий делать дифференцированными. Это затрудняет своевременный контроль выполненных упражнений и снижает общий темп урока.
Групповая технология обучения — это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Задачи групповой работы:
1. Активизация познавательной деятельности
2. Развитие навыков самостоятельной учебной
деятельности
3. Развитие умений успешного общения
4. Совершенствование межличностных
отношений в классе
В процессе подготовки детей к групповой работе рекомендуется использовать:
- постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- дидактический материал по группам.
На втором этапе, т.е. в процессе групповой работы учащиеся
- знакомятся с материалом, планируют работу в группе;
-распределяют задания внутри группы;
- выполняют индивидуальные задания;
-обсуждают индивидуальные результаты работы в группе;
-обсуждают общее задание группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подводят итоги группового задания.
В конце работы:
-сообщают о результатах работы в группах;
-анализируют выполнение задач, проводят рефлексию;
- делают общий вывод о групповой работе.
Получают комментированную оценку работы группы от учителя.
Существуют определенные правила групповой работы:
- Говори спокойно и ясно;
- Говори только по делу;
- говори по очереди;
- реагируй жестами и знаками;
- возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- обращайся к другу по имени.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:
- По желанию
- Случайным образом
- По определенному признаку
- По выбору «лидера».
- По выбору педагога.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
- Разделитесь на группы по … человек.
- Разделитесь на … равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
Можно использовать и такие способы распределения обучающихся по группам:
«Имена»
Пишутся имена учеников на листочках. Берутся листочки с именами половины класса и прошу оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад. Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают.
«Волшебные карандаши»
Берутся карандаши или фломастеры разных цветов и раздаются их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе.
«Решение примеров»
На половине карточек написать математический пример, а на другой – ответ на него или способ его преобразования. Например, на одной карточке написано 7х6, а на другой 42.
На слайде плюсы и минусы:
Повышается учебная и познавательная мотивация
Снижается уровень тревожности учащихся
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе
Групповой работе надо сначала научить
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Таким образом, преимущества групповой работы явны:
- дети приобретают важные навыки жизни;
- улучшается успеваемость;
- соблюдается дифференцированый подход;
- укрепляется дружба;
- улучшаются межличностные отношения;
- устанавливается психологический комфорт в классе;
- учащиеся усваивают больший объем материала;
- появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
- между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
- реализуется принцип деятельности;
- порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища;
- работа в группе помогает ребенку проявить себя;
- упрощается процедура проверки работ;
- объем домашнего задания становится минимальным.
Недостатки группового обучения:
- в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка
для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;
- могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;
- учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале, в результате- слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;
- трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
Несмотря на недостатки группового обучения, за последние десятилетия были проведены сотни психологических и педагогических исследований. Результаты их говорят о высокой педагогической эффективности групповой работы. Доказывают, что в сотрудничестве обеспечивается высокий уровень результативности, повышается самооценка и коммуникативность обучающихся, в классе формируется доброжелательная обстановка. В группе каждый ученик проговаривает материал, формулирует свои мысли, тем самым развивается его речь. Партнеры контролируют ответы и предупреждают возникновение ошибок. В результате творческие способности обучающихся развиваются, появляется чувство удовлетворенности, для каждого ученика создается ситуация успеха.
Я считаю, что проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.
В начальной школе невозможно строить образовательный процесс без использования различных игр, так как это связано с психологическими особенностями школьников.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Таким образом, использование различных педагогических технологий позволяет воспитывать гармоничную личность, что соответствует требованиям современного общества.
Как сказал В.А. Сухомлинский:
«Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Учитель года Кубани - 2014". Методическое объединение
Методическое объединение....
Конкурс методических объединений
Работа о формах и эффективности работы методического объединения...
Конкурс "Учитель года". «Методическое объединение»
Опыт работы в котором отражается описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС)....
муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России » Конкурсное испытание первого тура «Методическое объединение».
Тема: «Самостоятельная работа на уроках в начальных классах – как средство активизации познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»...
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических объединений.Инновационная деятельность....
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических объединений.Поощрения за профессиональную деятельность.Инновационная деятельность....
5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...