Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования «Школа России». Сборник рабочих программ.1-4классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. (Школа России) М.: «Просвещение», 2011г., авторской программы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова « Русский язык», к завершенной предметной линии учебников «Русский язык» ( автор Зеленина Л.М.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 76.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования «Школа России». Сборник рабочих программ.1-4классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. (Школа России) М.: «Просвещение», 2011г., авторской программы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова « Русский язык», к завершенной предметной линии учебников «Русский язык» ( автор Зеленина Л.М.).
В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Русский язык – основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
- освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
- знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
дополнение интуитивного владения языком , осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
овладение ведущими методами лингвистического анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способности к самооценке и самоконтролю, организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
- увеличено количество часов на изучение раздела «Повторение пройденного во 2 классе» (на 1 час), «Предложение (Синтаксис и пунктуация)» (на 1 час), «Состав слова» (на 1 час), «Имя существительное» (на 3 час), «Имя прилагательное» (на 1 час).
- уменьшено количество часов на изучение разделов «Глагол и личные местоимения» (на 3 ч), «Итоговое повторение» (на 4 ч)
Основными формами организации учебного процесса предполагаются: наблюдение за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания, контрольная работа, контрольный диктант, словарный диктант, фронтальная работа, самостоятельная, работа в парах, в малых группах.
Планируемые сроки освоения рабочей программы по предмету «Русский язык» с 01.09.2015 г. по 25.05.2016 г.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Ведущая идея настоящего курса – изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно - исторической ценности.
Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.
Познавательная цель предполагает:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
- формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих, - звуках речи, слове, предложении.
Социокультурная цель ориентирована на:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;
- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
- формирование знаково- символического восприятия языка учащимися;
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты - повествования небольшого объёма;
- формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
В ходе освоения курса «Русский язык» формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся:
- к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения);
- к слову (прямое и переносное значения, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико – грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия);
- к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т. д.);
- к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);
- к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.
Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.
Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических
задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и осознание значения различных видов речевой деятельности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На предмет «Русский язык» выделяется 675 ч. (Из 675 ч учебного плана по русскому языку-115 ч выделяются на уроки письма в период обучения грамоте). Содержание курса рассчитано на 560 ч, из них 50 ч. отводится изучению русского языка в первом классе (5 ч в неделю, 10 учебных недель). Во 2-4 классах на изучение курса отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всём его разнообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка осознание учащимися двух реальностей – окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его разнообразии; осознание единства и различия этих реальностей;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; рёазвитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
6) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложения (в объёме изученного);
7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
9) потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
3 класс
В результате работы по теме «Предложение» учащиеся научатся:
- осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;
- отличать предложения от словосочетаний;
- находить словосочетания в предложениях;
- различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;
- владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;
- использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.
В процессе работы по теме «Предложение» учащиеся получат возможность научиться:
- разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения (без их деления на виды);
- понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического ударения в нём;
- использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:
- выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;
- различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;
- использовать различные части речи как члены предложения;
- конструировать предложения и тексты;
- расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением.
В результате работы по теме «Состав слова» учащиеся научатся:
- характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);
- разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова: свет – свеча; день – дня;
- различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени существительного и прилагательного);
- подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;
- объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов: двор – дворик – дворник;
- различать:
- однокоренные слова и слова, близкие по значению;
- слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель;
- объяснять различие в значении многозначных слов;
- различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;
- использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач:
- определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);
- применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:
- в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;
- в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;
- в правописании суффиксов –ик, -ек;
- в правописании непроизносимых согласных в корне слова;
- в правописании слов с двойными согласными;
- в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;
- в правописании слов с приставками и существительных с предлогами (пошёл по полю);
- при переносе слов типа подъезд, соловьи, стройка, покрышка, закладка, доставка.
В процессе работы по теме «Состав слова» учащиеся получат возможность научиться:
- использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова, опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами:
- выбирать наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;
- составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких и или противоположных по смыслу;
- составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);
- составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;
- используя опыт работы по темам «Предложение» и «Состав слова», строить информационное сообщение, эмоционально-оценочное высказывание; формулировать задание к данному языковому материалу (в соответствии с поставленной целью) и рекомендации по его выполнению: обсуждать, в чём смысл задания, которое предстоит выполнить, что для этого надо знать и уметь, с чего начинать, что можно использовать в качестве справочного материала, как проверить задание и т.д.
В результате работы по теме «Имя существительное» учащиеся научатся:
- находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;
- определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);
- различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;
- определять число и род имён существительных;
- изменять существительные по числам;
- различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
- грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
- ставить существительные в начальную форму;
- изменять форму имён существительных в контексте.
В процессе работы по теме «Имя существительное» учащиеся получат возможность научиться:
- изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);
- ставить падежные вопросы к имени существительному;
- различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;
- определять падеж имён существительных;
- различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;
- делать морфологический разбор имён существительных;
- подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;
- составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению существительными;
- осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);
- использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;
- употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).
В результате работы по теме «Имя прилагательное» учащиеся научатся:
- по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;
- выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;
- определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;
- определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
- изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;
- разбирать имена прилагательные по составу.
В процессе работы по теме «Имя прилагательное» учащиеся получат возможность научиться:
- изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные);
- определять род , число и падеж прилагательных в сочетании с именами существительными;
- проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных);
- делать морфологический разбор имени прилагательного;
- различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце);
- употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных;
- составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.
- составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.
В результате работы по теме «Глагол и личные местоимения» учащиеся научатся:
- характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;
- определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;
- различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;
- различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.
В процессе работы по теме «Глагол и личные местоимения» учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать (называть) начальную форму глагола;
- разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);
- разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);
- определять форму числа, лица и времени глагола;
- изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);
- устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;
- грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить глагол с личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости от личного местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);
- грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
- использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;
- подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу;
- выбирать глагол из синонимичного ряда применительно к конкретной речевой ситуации, коммуникативной задаче (дождь капает, сеет, идёт, стучит, барабанит, льёт) и в соответствии со стилистическими особенностями текста (отец говорит, сказывает, молвит).
Содержание учебного предмета, курса
3-й класс (5 часов в неделю, всего – 170 ч)
Повторение (19 ч.)
Словосочетание. Связь слов в предложении.
Предложения из одного слова и из нескольких слов. Главные члены предложения. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Слово. Части речи. Их употребление в предложении.
Звуки речи. Звуки и буквы.
Предложение (Синтаксис и пунктуация) (18 ч.)
Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Логическое ударение.
Интонация перечисления.
Морфология и морфемика.
Состав слова (64 ч.)
Основа и окончание.
Корень. Приставка. Суффикс.
Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова.
Разбор слова по составу. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные.
Правописание суффиксов – ик,-ек.
Правописание приставок по-, под-, от-, до -, об -, на -, за -, над -, с-.
Приставка и предлог.
Разделительные твердый знак.
Непроизносимые согласные.
Сложные слова.
Части речи
Имя существительное (25 ч.)
Лексическое значение.
Основные грамматические признаки. Род и число существительных. Изменение существительных по числам и вопросам. Понятие о склонении
существительных.
Существительные с твердой и мягкой основами и их окончания в начальной форме.
Имя прилагательное (19 ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Число и род прилагательных.
Изменение прилагательных по вопросам, числам, родам.
Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные с твердой и мягкой основами.
Родовые окончания прилагательных.
Употребление имени прилагательного в речи.
Глагол и личные местоимения (19 ч.)
Лексическое значение.
Основные грамматические признаки.
Время, лицо, число глаголов.
Понятие о личных окончаниях глаголов.
Правописание не с глаголами.
Употребление глагола в речи.
Повторение (4 ч.)
Резервные уроки (2ч.)
Слова с непроверяемыми написаниями.
Береза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, мороз, Москва, народ, обед, овес, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, собака, солома, сорока, союз, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь
№ | Наименование разделов | Количество часов (авторская программа) | Количество часов (рабочая программа) |
1 | Повторение | 18 ч | 19 ч |
2 | Предложение (Синтаксис и пунктуация) | 17 ч | 18 ч |
3 | Состав слова | 63 ч | 64 ч |
Части речи | |||
4 | Имя существительное | 22 ч | 25 ч |
5 | Имя прилагательное. | 18 ч | 19 ч |
6 | Глагол и личные местоимения | 22 ч | 19 ч |
7 | Повторение | 10 ч | 6 ч |
Итого: | 170 ч. | 170 ч. |
Тематическое планирование по русскому языку с определением основных видов учебной деятельности
3 класс (170 ч.)
№ | Дата | Тема | Деятельность учащихся | ||
Повторение изученного во 2 классе - 19 час. | |||||
Различие понятий «предложение» и «словосочетание» | Уметь различать предложения и словосочетания. | ||||
Выделение словосочетаний в предложении | Уметь устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому; закрепить навыки записи предложений. | ||||
Главные члены предложения. | Уметь различать предложения по цели высказывания. | ||||
Различение предложений по цели высказывания и интонации. | Уметь различать предложения по цели высказывания и интонации. | ||||
Слово. | Уметь применять знания о частях речи. | ||||
Части речи. Начальная форма имени существительного | Уметь различать части речи по смыслу и по вопросу. | ||||
Части речи. Употребление их в речи. | Уметь выделять в устной и письменной речи имя существительное и определять его грамматические признаки. | ||||
Различение в тексте имен существительных, глаголов, имен прилагательных. Составление текста по иллюстрации | Уметь выделять в предложении различные части речи по их грамматическим признакам. | ||||
Часть речи – предлог. Его роль в предложении. Тест. | Уметь находить в тексте предлог, и определять его роль в предложении. | ||||
Контрольная работа №1(входной диктант) | Уметь строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. | ||||
Работа над ошибками.Различение понятий «звук» и «буква». Алфавит. | Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы, делать звукобуквенный анализ слов. | ||||
Перенос слов. Ударение. | Уметь правильно переносить слова. | ||||
Безударная гласная в корне слова. | Уметь определять слабую позицию гласных звуков корне и находить проверочное написание. | ||||
Проверка безударных гласных | Уметь находить проверочные слова. | ||||
Согласные звуки. Звонкие и глухие звуки. | Уметь проводить звукобуквенный анализ слова. | ||||
Проверка парных согласных в конце слова. | Уметь определять парные согласные в слове в слабой позиции и находить проверочное написание. | ||||
Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных. | Уметь различать твердые и мягкие согласные, правильно обозначать мягкость согласных на письме. | ||||
Контрольная работа №2 (диктант) по теме «Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Перенос». | |||||
Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | ||||
Синтаксис и пунктуация - 18 часов | |||||
Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Определение подлежащего и сказуемого в предложении. | Уметь находить в предложении подлежащее и сказуемое.Уметь определять сказуемое в предложениях, которое выражено разными частями речи. | ||||
Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи. | Уметь определять сказуемое в предложениях, которое выражено разными частями речи. | ||||
Части речи, выражающие в предложении подлежащее. | Уметь составлять и записывать предложения с личным местоимением, выполнять разбор этих предложений по членам предложения. Уметь находить подлежащее, которое выражено не только существительным, но и личным местоимением | ||||
Личные местоимения | Уметь находить подлежащее, которое выражено не только существительным, но и личным местоимением. Уметь находить сказуемое, которое выражено разными частями речи. | ||||
Личные местоимения | Уметь правильно употреблять в предложениях личные местоимения. Уметь правильно составлять связный текст по плану. | ||||
Обучающее изложение «Кормушка на пруду». | Уметь преобразовывать нераспространенные предложения в распространенные и наоборот, проводить синтаксический разбор предложения.Уметь составлять распространенные и нераспространенные предложения. | ||||
Распространённые предложения | Уметь устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными | ||||
Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи. | Уметь составлять распространенные и нераспространенные предложения. Уметь разбирать предложения по членам предложения и частям речи. | ||||
План текста. Разбор предложения по членам предложения. | Уметь различать предложение, словосочетание и группу слов. Уметь составлять предложения из данных слов. | ||||
Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи. (РТ стр. 3)Тест. | Уметь определять логическое ударение в предложении. | ||||
Постановка логического ударения в предложении. | Уметь определять логическое ударение в предложении. | ||||
Предложения с интонацией перечисления. | Уметь определять предложения с интонацией перечисления. | ||||
Обозначение на письме запятой интонации перечисления. | Уметь обозначать на письме запятой интонацию перечисления. | ||||
Постановка в предложении логического ударения. | Уметь определять логическое ударение в предложении. Уметь обозначать на письме запятой интонацию перечисления. | ||||
Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи.(РТ стр.6) | Уметь составлять распространенные и нераспространенные предложения. Уметь разбирать предложения по членам предложения и частям речи. | ||||
Постановка в предложении логического ударения.(РТ стр.9) | Уметь определять логическое ударение в предложении. Уметь обозначать на письме запятой интонацию перечисления. | ||||
Контрольная работа №3 (диктант) по теме «Синтаксис и пунктуация». | |||||
Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | ||||
Состав слова 64 час. | |||||
Обучающее изложение «Береза». | Уметь правильно употреблять в предложениях личные местоимения. Уметь правильно составлять связный текст по плану. | ||||
Основа слова. | Уметь выделять в слове основу. | ||||
Выделение основы. Согласование прилагательного в словосочетании с именем существительным. | Уметь выделять в слове основу. Уметь находить взаимосвязь между прилагательным и существительным. | ||||
Основа слова. | Уметь выделять в слове основу. | ||||
Выделение основы. Согласование прилагательного в словосочетании с именем существительным. | Уметь выделять в слове основу. Уметь находить взаимосвязь между прилагательным и существительным. | ||||
Закрепление пройденного по теме «Основа и окончание». Проверочная работа.(РТ стр.19) | |||||
Корень слова | Уметь подбирать однокоренные слова, находить корень слова. | ||||
Приставка | Уметь выделять приставку в слове. | ||||
Суффикс. | Уметь выделять суффикс в составе слова, образовывать новые слова суффиксальным способом. | ||||
Разбор слова по составу. | Уметь разбирать слово по составу. | ||||
Различение разных форм одного слова и однокоренных слов. (РТ стр. 26) Тест. | Уметь разбирать слово по составу. Уметь разными способами подбирать проверочные слова. | ||||
Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок. | Уметь правильно употреблять в предложениях личные местоимения. Уметь правильно составлять связный текст по серии картинок. | ||||
Правописание безударных гласных в корне слова. | Уметь разными способами подбирать проверочные слова. | ||||
Состав слова. Перенос слов | Уметь правильно переносить слова. Уметь разными способами подбирать проверочные слова. | ||||
Единообразное написание корней однокоренных слов. | Уметь правильно подбирать однокоренные слова. | ||||
Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова. | Уметь самостоятельно строить небольшие сообщения в письменной форме на определенную тему. Уметь подбирать однокоренные слова. | ||||
Чередование согласных звуков в корне слова. | Уметь разбирать слова по составу, в которых согласные в корне слова чередуются. | ||||
Чередование согласных звуков в корне слова. | Уметь разбирать слова по составу, в которых согласные в корне слова чередуются. | ||||
Беглые гласные в корне слова. | Уметь разбирать слова по составу с беглыми гласными. | ||||
Чередование согласных и беглых гласных в корне слова. | Уметь разбирать слова по составу с чередованием согласных и беглыми гласными в корне слова. | ||||
Контрольная работа №4 (списывание) по теме «Проверка безударных гласных в корне слова». | |||||
Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | ||||
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. | Уметь образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов. | ||||
Проверка написания гласной в суффиксах – ик, - ек. | Уметь определить, какой суффикс писать в слове: -ик или –ек. | ||||
Обучающее изложение «Дятел Пеструхин» | Уметь правильно употреблять в предложениях личные местоимения. Уметь правильно составлять связный текст по плану. | ||||
Проверка написания гласной в суффиксах – ик, - ек. | Уметь применять на практике правила написания слов с изученными орфограммами. | ||||
Приставка - значимая часть слова. Правописание приставок. | Уметь разбирать слова по составу. Уметь определять приставку. | ||||
Правописание приставок. | Уметь писать слова с приставками по-, под-, от-, про-, до-, об-, на-, за- ,над-. | ||||
Правописание приставок. | Уметь применять полученные знания на практике, образовывать с ними новые слова. | ||||
Правописание приставок. | Уметь применять полученные знания на практике, образовывать с ними новые слова. | ||||
Правописание приставок. Зима в природе. Тест. | Уметь применять полученные знания на практике, образовывать с ними новые слова. | ||||
Проверка написания гласной в суффиксах – ик, - ек. Закрепление пройденного. (РТ стр.45) | Уметь применять на практике правила написания слов с изученными орфограммами. | ||||
Контрольная работа №5 (диктант) по теме «Состав слова. Правописание приставок и суффиксов». | |||||
Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | ||||
Правописание приставок. Закрепление пройденного. (РТ стр. 47) | Уметь применять полученные знания на практике, образовывать с ними новые слова. | ||||
Правописание приставок и предлогов. | Уметь правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками. | ||||
Правописание приставок и предлогов . (РТ стр. 51) | Уметь правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками. | ||||
Изложение с языковым анализом текста « Ёжик» (РТ стр. 36) | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | ||||
Правописание частицы не с глаголами. | Уметь писать раздельно частицу не с глаголами. | ||||
Правописание частицы не с глаголами. (РТ стр. 53). Тест. | Уметь разбирать слова по составу, правильно писать глаголы с приставками и с частицей не. | ||||
Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком. | ||||
Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком. | ||||
Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком. | ||||
Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака. | Уметь различать орфограммы в словах. | ||||
Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака. (РТ стр. 58) | Уметь различать орфограммы в словах. | ||||
Контрольная работа № 6 (списывание) по теме «Правописание слов с разделительным ъ. | Уметь списывать, расчленять текст на смысловые части – предложения. | ||||
Правописание непроизносимых согласных. | Уметь определять изученную орфограмму в слове. | ||||
Правописание непроизносимых согласных. | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | ||||
Правописание непроизносимых согласных. (РТ стр. 3) | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Уметь определять изученную орфограмму в слове. | ||||
Правописание непроизносимых согласных. | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | ||||
Правописание непроизносимых согласных. | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Уметь определять изученную орфограмму в слове. | ||||
Проверочная работа по теме «Правописание непроизносимых согласных». | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Уметь определять изученную орфограмму в слове. | ||||
Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок. | Уметь правильно употреблять в предложениях личные местоимения. Уметь правильно составлять связный текст по серии картинок. | ||||
Правописание удвоенных согласных звуков буквами на письме. | Уметь писать слова русского и иностранного происхождения с двойными согласными. | ||||
Написание удвоенных согласных букв. | Уметь писать слова русского и иностранного происхождения с двойными согласными. | ||||
Упражнение в написании слов с удвоенными согласными. .(РТ стр. 7). Тест. | Уметь определять изученную орфограмму в слове. | ||||
Сложные слова. | Уметь правильно писать соединительные гласные о и е в сложных словах, разбирать такие слова по составу. | ||||
Написание сложных слов. | Уметь применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова. | ||||
Сложные слова. Словарный диктант. | Уметь применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова. | ||||
Сложные слова. | Уметь правильно писать соединительные гласные о и е в сложных словах, разбирать такие слова по составу. | ||||
Сложные слова. | Уметь правильно писать соединительные гласные о и е в сложных словах, разбирать такие слова по составу. | ||||
Контрольная работа № 7 (диктант) по теме «Состав слова» | Уметь видеть орфограммы, пользоваться правилами. | ||||
Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. (РТ стр. 10) | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | ||||
Изложение с языковым анализом текста « Первый велосипед» | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | ||||
Части речи. | |||||
Имя существительное – 25 ч. | |||||
Понятие об имени существительном. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | ||||
Понятие об имени существительном. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | ||||
Понятие об имени существительном. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | ||||
Употребление имен существительных в устной и письменной речи. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | ||||
Употребление имен существительных в устной и письменной речи. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | ||||
Употребление имен существительных в устной и письменной речи. (РТ стр. 12). Тест. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | ||||
Число и род имен существительных. | Уметь изменять существительные по числам, определять род и число существительных. | ||||
Число и род имен существительных. (РТ стр. 16) | Уметь изменять существительные по числам, определять род и число существительных. | ||||
Существительные с твердыми и мягкими основами. | Уметь определять начальную форму имени существительного, классифицировать имена существительные на группы с твердой и мягкой основой. | ||||
Существительное среднего рода с твердой и мягкой основами. | Уметь определять начальную форму имени существительного, классифицировать имена существительные на группы с твердой и мягкой основой. | ||||
Существительное женского рода с твердой и мягкой основами. | Уметь определять основу имен существительных женского рода. | ||||
Имя существительное. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | ||||
Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». | Уметь составлять связный текст на определенную тему. | ||||
Имена существительные с шипящим звуком на конце. | Уметь распознавать имена существительные с шипящими звуками на конце. | ||||
Имена существительные с шипящим звуком на конце. Тест. | Уметь распознавать имена существительные с шипящими звуками на конце. Уметь употреблять правильно мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки. | ||||
Изменение по вопросам одушевленных и неодушевленных имен существительных. | Уметь изменять по вопросам имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. | ||||
Упражнение в установлении связи слов в предложении. | Уметь изменять имена существительные одушевленные и неодушевленные по вопросам и в зависимости от типа основы. Уметь устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов, предлогов и окончаний. | ||||
Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам. (РТ стр. 19) | Знать названия падежей и падежные вопросы. Уметь изменять существительные по падежам | ||||
Изменение существительных по падежам. | Уметь изменять существительные по падежам, ставить к существительным падежные вопросы и определять падеж. | ||||
Склонение имен существительных. | Уметь склонять существительные в единственном и множественном числе. | ||||
Склонение имен существительных. | Уметь разбирать предложения по членам, находить имена существительные, определять их падеж. | ||||
Контрольная работа № 8 (диктант) по теме «Имя существительное» | Уметь видеть орфограммы, пользоваться правилами для проверки слов. | ||||
Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. (РТ стр. 26) | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | ||||
Изложение с языковым анализом текста «Птичье гнездо» (РТ стр. 31) | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | ||||
Обобщение знаний об имени существительном. | Уметь определять род, число. Падеж имен существительных, склонять имена существительные по падежам. Уметь списывать текст. | ||||
Имя прилагательное – 19 ч | |||||
Понятие об имени прилагательном. | Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. | ||||
Употребление прилагательных в речи. | Уметь употреблять имена прилагательные в речи. | ||||
Закрепление знаний об имени прилагательном как о части речи. | Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. | ||||
Закрепление знаний об имени прилагательном как о части речи. Проверочная работа по теме. (РТ стр. 34) | Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. | ||||
Число и род имен прилагательных. | Уметь изменять имена прилагательные по числам в единственном числе. | ||||
Изменение имен прилагательных по числам и родам. | Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными. | ||||
Правописание родовых окончаний имен прилагательных | Уметь устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число, правильно писать родовые окончания. | ||||
Родовые окончания имен прилагательных. | Уметь правильно употреблять имена прилагательные в речи, определять род число. | ||||
Родовые окончания имен прилагательных. Тест. | Уметь правильно употреблять имена прилагательные в речи, определять род число. | ||||
Родовые окончания имен прилагательных. (РТ стр. 40) | Уметь правильно употреблять имена прилагательные в речи, определять род число. | ||||
Изложение с языковым анализом текста «Собака – друг человека» (РТ стр. 41) | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | ||||
Изменение прилагательных по вопросам. | Уметь находить способ деятельности для достижения положительного результата. Уметь изменять прилагательные по вопросам. | ||||
Склонение имен прилагательных. | Уметь изменять прилагательные по падежам. | ||||
Склонение имен прилагательных. | Уметь изменять прилагательные по падежам. | ||||
Склонение имен прилагательных. | Уметь изменять прилагательные по падежам во множественном числе. | ||||
Закрепление пройденного по теме «Склонение имен прилагательных». ( РТ стр. 43) Тест. | Уметь изменять прилагательные по падежам во множественном числе. | ||||
Контрольная работа № 9 (диктант) по теме «Имя прилагательное» | Уметь видеть орфограммы, пользоваться правилами для проверки слов. | ||||
Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | ||||
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце». | Уметь составлять связный текст на определенную тему. | ||||
Глагол и личные местоимения - 19 ч | |||||
Понятие о глаголе. | Уметь распознавать глаголы в речи, устанавливать их связь с существительными. | ||||
Образование глаголов. | Уметь определять глаголы в тексте по вопросам. Уметь образовывать глаголы из других частей речи. | ||||
Употребление глаголов в неопределенной форме. (РТ стр. 46). Тест | Уметь определять в тексте глаголы в неопределенной форме. | ||||
Число глаголов. | Уметь изменять глаголы по числам. | ||||
Изменение глаголов по числам. ( РТ стр. 50) | Уметь изменять глаголы по числам. | ||||
Изменение глаголов по числам. Проверочная работа по теме «Число глагола» | Уметь изменять глаголы по числам. | ||||
Изменение глаголов по временам. | Уметь отличать глагол от других частей речи, находить глаголы в тексте. Уметь изменять глаголы по временам | ||||
Времена глагола. | Уметь изменять глаголы по временам. | ||||
Изменение глаголов по временам. | Уметь изменять глаголы по временам, употреблять глаголы в речи | ||||
Изменение глаголов по временам. (Рт стр. 52). Тест. | Уметь изменять глаголы по временам, употреблять глаголы в речи | ||||
Лицо глаголов. Личные местоимения. | Уметь находить местоимения в тексте. | ||||
Лицо глаголов. Личные местоимения. (РТ стр. 55) | Уметь изменять местоимения по вопросам, определять падеж, в котором стоит местоимение; находить местоимение в тексте. | ||||
Изложение с языковым анализом текста «Белая шубка» (РТ стр. 59) | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | ||||
Окончания глаголов в форме единственного числа. | Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов. | ||||
Окончания глаголов в форме множественного числа. | Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов во множественном числе. | ||||
Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа. | Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов во множественном числе.Уметь применять на письме основные правила правописания. | ||||
Контрольная работа № 10 (списывание ) по теме «Глагол» | Уметь видеть орфограммы, пользоваться правилами для проверки слов. | ||||
Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | ||||
Закрепление пройденного по теме «Глагол». | Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов во множественном числе. Уметь применять на письме основные правила правописания. | ||||
Повторение изученного за год -6 часов | |||||
Контрольное изложение | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | ||||
Контрольная итоговая административная работа № 11 (диктант ). | Уметь видеть орфограммы, пользоваться правилами для проверки слов. | ||||
Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Итоговое повторение по теме «Звуки и буквы». | Уметь анализировать ошибки. | ||||
Повторение. Состав слова. | Уметь применять основные правила правописания, определять части речи по вопросам, разбирать слова по составу. | ||||
Повторение. Части речи. | Уметь находить способ деятельности для достижения положительного результата. | ||||
Повторение. Предложение. | Уметь устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому; закрепить навыки записи предложений. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия
1.Учебник «Русский язык» 3 класс Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, Москва, «Просвещение» , 2012 год
2. Русский язык.3класс. Карточки заданий .- Саратов: Лицей, 2012
3. Комплексные работы. Иду в 3 класс.- Саратов. Лицей, 2014.-64с.
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор. Компьютер.
Цифровые образовательные ресурсы
На уроках русского языка в третьем классе планируется активное использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ)
http://omczo.org/publ/115-1-0-229
http://www.newreferat.com/ref-4230-5.html
http://www.bestreferat.ru/referat-206872.html
http://festival.1september.ru/articles/564944/
http://www.prosv.ru/ebooks/polyakova_russkii_1-2/13.htm
http://www.sc45-nor.narod.ru/nsc_kontrol.htm
Учебно-практическое оборудование
Лента букв
Натуральные объекты, демонстрационные пособия
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.