Здоровьесберегающие технологии
учебно-методический материал на тему

Реализация здоровьесберегающих технологий - залог успешного обучения в начальной школн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Введение

                                                                                    Здоровье - не все,

                                                                                    но  все без  здоровья - ничто.

                                                                                                                        Сократ

       Развитие научно- технического прогресса, изменения в жизни общества, требуют от человека знаний высокого уровня во  многих областях, чтобы быть в обществе востребованным.

Таким образом,  развитие  школы  идет  по  пути  интенсификации, увеличения  физических  и  психических  нагрузок  на  ребенка.

      На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Уже  необходимо  говорить  о  начале  глобальной  катастрофы  всей  современной  цивилизации. По  данным  НИИ  педиатрии:

14% детей  практически  здоровы;

50% детей  имеют  отклонения  в  развитии  опорно-двигательного  аппарата;

35-40% детей  страдают  хроническими  заболеваниями.

      И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

      Обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

      Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни, и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль?

      Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя.

      Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта.

Актуальность реализации здоровьесберегающих технологий:

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.

Цель реализации здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

 – содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащегося;

 – углублять и расширять знания, умения и навыки в области здоровья;

 – организовывать здоровый отдых учащихся;

 – прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

 – воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желания побеждать в себе отрицательные привычки и эмоции.

      Появилась  острая  необходимость  решения  данной  проблемы  в  масштабе  страны,  региона, города  и  отдельно  взятой  школы.

В  соответствии  с  законом  РФ  «Об  образовании»  здоровье  школьников  отнесено к  приоритетным  направлениям  государственной  политики  в  области  образования.

      Достаточно  очевидно, что  состояние  здоровья  школьника   зависит   от  процесса  обучения. Поэтому  в  слагаемые  психолого-педагогической  среды  школы  входит  все то, с  чем  учащийся  соприкасается  в течение дня. Это  и  родители, и  их  взаимоотношения  с  ребенком, и  окружающая  школьная  среда: воздушная, педагогическая и  т.п., конкретный  процесс на  уроках, общение  со  сверстниками, внеучебное  время, так  или иначе  заполненное. Все  это  находится  в  постоянной  взаимосвязи  и  является  психолого-педагогическим  пространством. Оно воспитывает, обучает, формирует  картину мира, которая  прочно  укладывается  в  сознании ребенка и  остается  как основа  культуры  человека  и  общества  в  целом.         Таким  образом, на практике  образовательное  учреждение, поставившее  своей  задачей  планомерно  заниматься  здоровьем  учащихся,  должно  более  глубоко  затрагивать следующие  направления  работы:

формирование  экологического  пространства;

учет  психолого-педагогических  факторов, включающих  в  себя  эмоционально-психологический  климат  в  школе, стили  взаимоотношений  и  поведения  участников  образовательного  процесса, здоровьесберегающую  организацию  учебного  процесса:               использование  здоровьесберегающих  образовательных  технологий, построение  урока  на  основе  принципов  здоровьесбережения;

увеличение  двигательной  активности  учащихся;

совершенствование  физического  воспитания  на  основе  реализации  индивидуального  подхода.

Глава 1.

1.1.Понятие  здоровьесберегающих  технологий  в  педагогической  и  методической  литературе.

Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

 Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые впоследствии пригодятся ему.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики. Стратегические цели ориентированы на длительный период. Это формирование системы знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения, развитие интеллекта, памяти, мышления...

Выделяют следующие задачи здоровьесберегающих технологий:                      

1.Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания,обучения знаниям,методическим умениям и знаниям).                          

2.Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия).                                                

3.Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний)

4.Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний во время игр, физкультурных занятий).

    Понятие  «здоровьесберегающая  технология» относится  к  качественной  характеристике  любой  образовательной  технологии, показывающей  насколько  решается  задача  сохранения  здоровья  учителя  и  учеников.

   Таким  образом,  здоровьесберегающие  технологии – это  образовательные  технологии, удовлетворяющие  основным  критериям:

    Почему  и  для  чего? –  определение  целей  обучения,

   Что? – отбор  и  структура  содержания;

   Как? – оптимальная  организация  учебного  процесса;

   С помощью  чего? – методы, приемы  и  средства  обучения;

   Кто? – реальный  уровень  квалификации  учителя;

   Так  ли  это? – объективные  методы  оценки  результатов  обучения.  

1.2. Основные  принципы  здоровьесбережения  на  уроках  в  начальной  школе.

      Принципы  здоровьесбережения, которые  сформулировал  Смирнов  Н.К.:

принцип сознательности и активности;

принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности и индивидуализации;

принцип всестороннего и гармонического развития личности;

принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;

принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;

принцип комплексного сквозного подхода;

принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей и др.

      От  правильной  организации  урока во многом  зависит  состояние  школьников  в  процессе  учебной  деятельности, возможность   длительно  поддерживать  умственную  работоспособность  на  высоком  уровне  и  предупреждать    наступление  утомления.

      На  состояние  здоровья  учащихся  и  учителя влияют и гигиенические условия урока.

       Анализ научно-методической  литературы  и  собственный  практический опыт  позволяют  выделить  основные  правила  построения  урока с позиции  здоровьесберегающих  правил:

1. Правильная  организация  урока.

      Во-первых, это  учет  всех  критериев  здоровьесбережения  на  рациональном  уровне.

      Во вторых, главная  цель  учителя  –научить  ученика  запрашивать  необходимую  информацию  и  получать  требуемый  ответ. А  для  этого  необходимо  сформировать  у  него  интерес,  мотивацию  к  познанию, обучению,  готовность  и  умение  задать  вопрос. Задавание  вопросов  является  показателем:

- включенности  ученика  в  обсуждаемую  проблему, и, следовательно,  хорошего  уровня  его  работоспособности;

- проявлением  и  тренировкой  познавательной  активности;

- показателем  адекватно  развитых  коммуникативных  навыков.

     Таким  образом, количество  и  качество  задаваемых  учеником  вопросов  служит  одним  из  индикаторов  его  психофизического  состояния, психологического  здоровья, а  также  тренирует  его  успешность  в  учебной  деятельности.

    Организация  урока  должна  обязательно  включать  три  этапа:

1  этап: учитель  сообщает  информацию (одновременно  стимулирует  вопросы);

2  этап: ученики  формулируют  и  задают  вопросы;

3  этап: учитель  и  ученики  отвечают  на  вопросы.

Результат  урока – взаимный  интерес, который  подавляет  утомление.

   Критерии  здоровьесбережения  на  уроке, их  краткая  характеристика.

Критерии  здоровьесбережения        

Обстановка  и  гигиенические  условия  в  классе

Температура  в  классе – 18-20

Влажность – 30-50%

Освещенность – Кео=1,5%  Ксв=0,25

Количество  видов  учебной  деятельности

Опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы  на  вопросы, решение  примеров, рассматривание, списывание  и  т. д.  -  4 – 7.

Средняя  продолжительность  и  частота  чередования  видов  деятельности

Не  более  10  минут.

Количество  видов  преподавания

Виды  преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная  работа, аудиовизуальный, практическая  работа, самостоятельная  работа – не  менее 3-х.

Чередование  видов  преподавания

Не  позже чем  через  10 – 15 минут.

Наличие  и  место  методов, способствующих  активации

Метод  свободного  выбора (свободная  беседа, выбор  способа  действия, свобода  творчества). Активные  методы (ученик  в  роли: учителя, исследователя, деловая  игра, дискуссия).

Методы, направленные  на  самопознание  и  развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) – не  менее 6 – 8.

Место  и  длительность  применения  ТСО

Умение  учителя  использовать  ТСО как  средство  для  дискуссии, беседы, обсуждения – в  соответствии  с  САНПИНами.

Поза  учащегося, чередование  позы

Правильная  посадка  ученика, смена  видов  деятельности  требует  смены  позы.

Наличие, место, содержание  и  продолжительность  на  уроке  моментов  оздоровления

Физкультминутки, динамические  паузы, дыхательная  гимнастика, гимнастика  для  глаз, массаж  активных  точек – на  20 и  35 мин урока  по  1  мин  из  3-х легких  упражнений  с  3-4 повторениями  каждого.

Наличие  мотивации  деятельности  на  уроке

Внешняя  мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный  момент. Стимуляция  внутренней  мотивации: стремление  больше  узнать, радость  от  активности.

Психологический  климат  на  уроке

1Преобладают  положительные  эмоции.

Шутка, улыбка, юмористическая  или  поучительная  картинка, поговорка, афоризм, музыкальная  минутка, четверостишие – 2-3.

Плотность  урока        

Количество  времени, затраченное  школьником  на  работу – не  менее 60%, и  не  более 75 – 80%.

Момент  наступления  утомления  и  снижения  учебной  активности. Определяется  в  ходе  наблюдения  по  возрастанию  двигательных  или  пассивных  отвлечений  в  процессе  учебной  деятельности – не  ранее 40 мин.

Темп  окончания  урока        

Спокойный, размеренный,

2.Использование  каналов  восприятия.

Особенности  восприятия  определяются  одним  из  важнейших  свойств  индивидуальности -  функциональной  ассиметрией  мозга: распределением  психических  функций  между  полушариями.  Выделяются  различные  типы  функциональной  организации  двух  полушарий  мозга:

     левополушарные  люди  -  при  доминировании  левого  полушария.  Для  них  характерен  словесно-логический  стиль  познавательных  процессов, склонность  к  абстрагированию  и  обобщению;

     правополушарные  люди –доминирование  правого  полушария. У  данного  типа  развито  конкретнообразное  мышление  и  воображение;

     равнополушарные  люди -  у  них  отсутствует  ярко  выраженное  доминирование  одного  из  полушарий.

Знание  этих  характеристик  детей  позволит  педагогу  излагать  учебный материал  на  доступном  для  всех  учащихся  языке, облегчив  процесс  его  запоминания.

Психофизиологические  характеристики        

Условия, необходимые  для  успешной  деятельности:

1.Пол.        

Девочка.        

Лучше  выполняет  типовые, шаблонные  задачи. Создание  благоприятной  эмоциональной  обстановки: связь  обучения  с  радостью  и  удовольствием.

Мальчик.        

Настрой  на  рабочий  ритм.  Необходимо  выполнение  поисковой  деятельности, решение  принципиально  новых  задач.

2.Тип  нервной  системы.        

Сильный, холерический.        

Необходима  частая  смена  видов  деятельности, использование  игры, учебных  инсценировок, конструирования.

Сильный, флегматичный.        Разнообразные  задания  по  содержанию  и  по  способу  решения. Последовательное  изложение  учебного  материала. Четкий  инструктаж.

Сильный, сангвинический.        

Разнообразные  задания  по  содержанию  и  по  способу  решения. Применение  деятельностных  форм  обучения (самостоятельные  работы, дискуссии, игры и т.д.)      Работа  в  группах.

Слабый, меланхолический.        

Настрой  на  работу. Работа  в  тихой, спокойной  обстановке. Индивидуальный, медленный  темп. Выполнение  заданий, не  требующих  распределения  внимания, переключения  с  одного  вида  работы  на  другой. Необходимо  постоянное  формирование  уверенности  в  своих  силах, знаниях, в  возможности  учиться  путем  поощрений, подбадриваний.

3.Тип  функциональной  ассиметрии  полушарий  головного  мозга.        

Левополушарный.        

Нужны  технология, ясные  и  четкие  инструкции, тишина  на  уроке.

Правополушарный.        

Необходимы  контекст, связь  информации  с  реальностью  и  практикой, анализ  от  целого  к  частному, творческие  задания, эксперименты, эмоции, музыкальный  фон.

4.Ведущий  канал  восприятия.        Визуальное  восприятие.        

Выделение  цветом ( в  тетради, схемах, таблицах  и  др.) различных  пунктов  или  аспектов  содержания, использование  письменных  инструкций  и  заданий. Применение  схем, таблиц, наглядных  пособий, видео.

Использование  вариаций  голоса (громкость, паузы, высота), сигнальных  слов, отражение  телом  ритма  метронома( головой, руками). Рекомендуются  магнитофонные  записи, рассказы, устные  задачи, упражнения  просмотр  видеофильмов.

Кинестетическое  восприятие.        

Использование  жестов, прикосновения, сигнальных  слов. Смена  видов  деятельности.

5.  Учет  зоны  работоспособности  учащихся.

 Экспериментально  доказано, что  работоспособность  у  школьников  имеет  свои  пики  и  спады  как  в  течение  учебного  дня,  так  и  в  разные  дни  учебной  недели. Работоспособность  зависит  и  от  возрастных  особенностей  детей.

Работоспособность  в  течение  учебной  недели.

понедельник          вторник            среда               четверг                    пятница

Работоспособность  в  течение  учебного  дня.

1  урок               2  урок                  3  урок                 4  урок                 5  урок

4. Распределение  интенсивности  умственной  деятельности.

При  организации  урока  выделяют  три  основных  этапа  с  точки  зрения  здоровьесбережения,

Часть  урока 1 этап. Врабатывание: 5  минут.        Относительно  невелика продуктивность.        

Репродуктивная, переходящая  в  продуктивную.

Повторение. 2  этап. Максимальная  работоспособность. 20 - 25  минут.        

Максимальное  снижение  на      15  минуте.        

Продуктивная, творческая,  знакомство  с  новым  материалом.

3  этап. Конечный  порыв - 10- 15  минут.        

Небольшое  повышение  работоспособности.        

Эффективность  усвоения  знаний  учащихся  в  течение  урока  такова:

5- 25   минута  - 80 %

25- 35  минута – 60-40 %

35- 40  минута   – 10 %

       Урок    организованный  на  основе  принципов  здоровьесбережения  не  должен  приводить  к  тому, чтобы  учащиеся  заканчивали  обучение  с  сильными  и  выраженными  формами  утомления.

    Утомление - временное  ухудшение  функционального  состояния  человека, выражающееся  в  снижении  работоспособности, это  защитная  реакция, охранительная  реакция  организма. Следовательно, снижая  утомление, поддерживая  и  восстанавливая  работоспособность  учащихся, контролируя  ее  изменение  в  ходе  процесса  обучения, мы  будем  способствовать  здоровьесбережению.

     О  развитии  утомления  у  школьников  свидетельствуют:

снижение  продуктивности  труда, увеличение  количества ошибок  и  время;

ослабление  внутреннего  торможения: двигательное  беспокойство, частые  отвлечения, рассеянность  внимания, появление  чувства  усталости; шум  в  классе.

Внимательный  учитель   заметит:

нетерпеливое  ерзанье  в  ожидании  звонка, изменение  почерка; динамизм (кривляние) телодвижений; потливость  рук, покраснение  лица, изменение  частоты  пульса, жалобы  на  головную  боль, неприятные  ощущения  в  животе;

учащиеся  младших  классов  пытаются  себе  помочь  сосредоточиться,  организовать  себя «внешней» речью (проговаривание  текста).

      появление  болей  и  неприятных  ощущений  в  различных  частях  тела; отрицательные  эмоции  -  раздражимость,  нервозность, чувство   бессилия, иногда – агрессия, ухудшение  внимания, меняется  отношение  к  работе – появляется  желание  отдохнуть.

      Внешним  проявлением  утомления  является  снижение  скорости  и  ритмичности  в  выполнении  заданий  с  увеличением  числа  допускаемых  ошибок.

      Возможно  применение  специальных  методик  для  диагностики  утомления: тепинг-теста; психологического  теста «САН».

Данные  методики  можно  найти  в  книге  Лившица О.Д., Лядова Н.В  и  др. Диагностика  умственной  работоспособности  и  утомления  детей  и  подростков  в  процессе  учебной  деятельности: Методическое  пособие – Пермь: Изд-во ПОИПКРО,1998.

Глава 2.

Использование  различных  здоровьесберегающих  технологий  на  уроках  в  начальной  школе.

      Учебный день учащихся начинается с гимнастики до занятий, которая дополняет зарядку, проводимую дома. Её цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности на уроках. Учащиеся занимаются в течение 10 минут. Основной материал гимнастики – общеразвивающие упражнения без предметов. Если гимнастика проводится на площадке (в тёплое время), в комплекс включаются игры, прыжки.

      Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием: игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторина, игра); инсценированием литературных сюжетов; подвижных игр на переменах; наглядности; занимательных упражнений; фантазирования; творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика. (Следует предлагать детям разноуровневые задания и оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.)

      У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

 а) чередование различных видов учебной деятельности;

      Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши; поднятие руки; сигнальные карточки различного цвета.

 б) использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

 – метод свободного выбора (беседа, выбор действия, выбор способа действия);

 – активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

 – методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

 Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

 в) проведение физкультурных минуток: расслабление кистей рук; массаж пальцев перед письмом; дыхательная гимнастика; предупреждение утомления глаз.

      Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников.

Физкультминутки, или упражнения – энергизаторы.

      Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке,т.к. восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включённым в работу.

      Физкультминутка – обязательный  элемент  здоровьесберегающей  организации  урока, предотвращающим  утомление  учащихся. Описания  их  содержания  можно  найти  в  приложении №1.

      Физкультминутки  положительно  влияют  на  аналитико-синтетическую  деятельность  мозга, активизируют  сердечно-сосудистую  и  дыхательные  системы, улучшают  кровоснабжение  внутренних  органов  и  работоспособность  нервной  системы. Время  начала  физкультминутки  определяется  самим  учителем. Физиологически  обоснованным  временем  для  ее  проведения  является  15 – 20-я  минута  урока.

    Двигательность  физкультурных  минуток  обычно  составляет  1 – 5 минут. Каждая  физминутка  включает  комплекс  из  3 – 4-х  правильно  подобранных  упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За  такое  короткое  время  удается  снять  общее  или  локальное  утомление, значительно  улучшить  самочувствие  детей.

Требования  к  проведению  физкультминуток:

    1) Комплексы  подбираются  в  зависимости  от  вида  урока, его содержания. Упражнения  должны  быть  разнообразны, так как  однообразие  снижает  интерес  к  ним, следовательно, их  результативность;

    2) Физминутки  должны  проводиться  на  начальном  этапе  утомления, выполнение  упражнений  при  сильном  утомлении  не  дает  желаемого  результата. Важно  обеспечить  позитивный  эмоциональный  настрой;

   3) Предпочтение  нужно  отдавать  упражнениям  для  утомленных  групп мышц;

      Физкультминутки  проводят  под  стихотворный  текст. При подборе  стихотворений  следует  обратить  внимание  на  следующее:

важно, чтобы  содержание  текста  сочеталось  с  темой  урока;

текст  произносится  учителем  или  воспроизводится  в  записи, т.к. при  произнесении  текста  детьми  у  них  может  сбиваться  дыхание.

Виды  физкультминуток:

упражнения  для  снятия  общего  или  локального  утомления;

упражнения  для  кистей  рук;

гимнастика  для  глаз;

гимнастика  для  слуха;

упражнения, корректирующие  осанку;

дыхательная  гимнастика.

       Возможные  ошибки  при  использовании  физкультминуток:

 - подбор  упражнений  без  учета  вида  деятельности  на  данном  уроке;

- увеличение  или  уменьшение  продолжительности  упражнений (без  принятия  во  внимание  степени  утомления  детей);

- выполнение  движений  с  недостаточной  амплитудой.

Рекомендации  по  выбору  вида  физкультминутки  в  зависимости  от  преобладающей  деятельности  учащихся  на  уроке.

1.Преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – письмо.

 В  процессе  письма  школьник, как  правило, пишет  не  рукой, а «всем  телом». Мышцы  ребенка, поддерживающие  позу  и  принимающие  участие  в  письме, находятся  в  состоянии  длительного  статического  напряжения. Поэтому  рекомендуются:

упражнения  для  снятия  общего  или  локального  утомления;

упражнения  для  кистей  рук.

2.Преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – чтение.

    Нагрузка  на  глаза  у  современного  ребенка  огромная, а  отдыхают  они  только  во  время  сна, поэтому  необходимо  использовать  гимнастику  для  глаз.

3.Преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – слушание  и  говорение.

 Работа  над  слухом  благотворно  воздействует  на  органы  зрения, поэтому  на  данном  типе  урока  используют  гимнастику  для  слуха.

г) работа по предупреждению утомления глаз. ( приложение №2).

 д)дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

      Дыхательные  упражнения  помогают  повысить  возбудимость  коры  больших  полушарий  мозга,  активизировать  детей  на  уроке, для  этого  используют: дыхательную  гимнастику.

 Отдельные  виды  упражнений  приведены  в  приложении № 3.

 Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

 – «хороший смех дарит здоровье»;

 – мажорность урока;

 – эмоциональная мотивация в начале урока;

 – создание ситуации успеха.

 Создание экологического пространства:

 – проветривание помещений; – озеленение кабинета; – освещение кабинета.

 Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

 Воспитание общей культуры.

      Уроки краеведения: воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к иным этническим культурам – воспитание толерантности.

       В младших классах, закладывается фундамент здоровья.

       Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеют подвижные игры на переменах, особенно на больших, проводимых на воздухе. Игры – хороший отдых между уроками они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность, влияют на улучшение обмена веществ, кровообращения, дыхания, деятельности центрального и периферического отделов нервной системы.

В младших классах можно использовать такие игры, как «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Веревочки под ногами», «Гонка мячей по кругу» и др.

    Помимо  развития  физической  активности  детей, двигательные  перемены  должны  способствовать  сохранению  психического  здоровья  детей, улучшается реакция, ориентирование в пространстве и во времени, скоростные и скоростно-силовые способности; повышается работоспособность клеток головного мозга, их устойчивость к сильным раздражителям. Подвижные игры в младших классах необходимо использовать для формирования основных физических качеств, для профилактики простудных заболеваний, закаливающих мероприятий.

 Подвижная (динамическая)перемена (25 – 30 минут).

      Двигательные  разминки  дают  возможность снять  с  себя  негативные  эмоции, переключиться, а  затем  с  новыми  душевными  силами  взяться  за  трудное  дело  учения.

Основные  правила  для  организации  перемен  в  начальной  школе:

  учет  возрастных  особенностей  детей;

     Упражнения  могут  сопровождаться  музыкой;

      Подвижные  перемены  обычно  проводят  после  третьего  урока  в  течении  15 – 20 минут, при  этом  необходимо  оставить  время  для  пассивного  отдыха  и  подготовки  к  уроку.

      Важно  во  время  игр  давать  детям  рекомендации. Подбадривать  их.  Тогда  подвижные  занятия  будут  проходить  более  эмоционально.

    Подвижные  перемены  не  должны  копировать  уроки  физической  культуры, поэтому  не  следует  их  держать  в  строю. Школьники  должны  чувствовать  себя  свободно, непринужденно, проявлять дисциплинированность  и  организованность.

  В  приложении №2  даны  описания  игр, аттракционов и  соревнований  для  проведения  подвижных  перемен.

      Для формирования теоретических знаний здорового образа жизни учащиеся младших классов знакомятся с правилами личной гигиены, закаливания; сведениями о двигательном режиме, о значении физических упражнений на укрепление здоровья и осанки на тематических классных часах, беседах с медсестрой.

Элементы валеологического образования в ходе уроков образовательного цикла.

       Огромное значение в ходе образовательного процесса имеет валеологическая работа. Успех валеологического образования в школе достигается за счёт системного подхода к решению этой проблемы.

 1. На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) В ходе уроков используются стихи, пословицы, рассказы валеологической направленности.

 Пословицы и поговорки:

 • Всякое дело поправимо, если человек здоров.

 • В здоровом теле – здоровый дух.

 • Голову держи в холоде, а ноги в тепле.

 • Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.

 • Головная боль сном проходит.

 • Дай боли воли – уморит.

 • Еда – пища тела, сон – пища бодрости.

 • Зубную боль и медведи не терпят.

 • Заболел живот – держи пустым рот.

 • Землю сушит зной, а человека – болезнь.

 • Здоров будешь – всё добудешь.

 • Здоровье всему голова, всего дороже.

 • Здоровье потерял – всё потерял.

 • К слабому и болезнь пристаёт.

 • Кто рано встаёт, тот долго живёт.

 • Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

 • Кто спортом занимается, силы набирается.

 • Непригоже есть лёжа.

 • Глаз болит – удержи руку, живот болит – придержи аппетит.

 • Зуб о зуб ударил – желудок двери открыл.

 2. На уроках математики решается много задач, то одной из их разновидностей, будут задачи с валеологической направленностью. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. На этом этапе происходит знакомство и обсуждение с учащимися привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» — ответственное отношение к здоровью.

 3. На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».

 Практические задания:

 – измерить температуру воздуха с помощью термометра в классной комнате и соотнести её с нормами;

 – правильно организовать свой режим дня;

 – выполнять необходимые правила личной гигиены;

 – оберегать себя от простудных заболеваний; закаляться.

 4. На уроках физической культуры учащиеся получают сведения об образовательном значении тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.

 5.На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях.

       Примерная тематика валеологических бесед для учащихся начальной школы (в соответствии со спецификой изучаемых предметов):

 — Режим дня.

 — Правильная посадка за партой.

 — Личная гигиена, уход за телом.

 — Уход за зубами.

 — Закаливание.

 — Классная комната учащихся.

 — Двигательная активность.

 — Рациональный отдых.

 — Предупреждение простудных заболеваний.

 — Физический труд и здоровье.

 — Как сохранить хорошее зрение.

 — Предупреждение травм и несчастных случаев.

 — Общее понятие об организме человек.

 — Чем человек отличается от животного.

 — Роль витаминов для роста и развития человека.

Оздоровительные мероприятия проводятся на уроках и  в ходе внеурочной деятельности:

  Дни здоровья, спортивные праздники и соревнования.

  Спортивные соревнования, праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников.

      Основные направления просветительской и мотивационной работы с учащимися, санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни:

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

 2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни:

  проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

 Профилактическая деятельность:

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

 4. Профилактика травматизма;

 – Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

     Основным фактором здоровьесбережения является  питание  школьников. Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

 – Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

 – Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

Работа с родителями

 Огромную помощь во внедрении программы здоровьесбережения оказывают родители учащихся. На первых родительских собраниях вместе с родителями решается: что здоровье детей не в последнюю очередь зависит от поведения и примера родителей. Так личным примером, родители класса, должны показать ученикам, что здоровый образ жизни является неотъемлемой частью ежедневного хорошего самочувствия. Родители вместе с учениками могут участвовать в соревнованиях, заниматься спортом, ходить в походы, посещать совместно бассейн.

 В родительские собрания  включены:

 • Консультации врачей родительского комитета по итогам мониторинга здоровья детей.

 • Психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье.

 • Включение родителей в воспитательный процесс .

 Огромное внимание в школе необходимо уделять беседам о здоровом образе жизни, организовывать встречи с фельдшером, врачом-педиатром.

 Новыми формами осуществления оздоровительной работы являются:

 - мероприятия - акции здоровьесберегающей направленности, проводимые совместно с социумом (медики), общественностью (родители), учителями и учащимися школы

 - волонтёрское движение (акции, выступление агитбригады, помощь нуждающимся);

Все мероприятия помогают формировать положительное отношение к своему здоровью, прививаются навыки здорового образа жизни.

 Если ребёнок с радостью идёт утром в школу, если ему комфортно на уроке и во внеурочной деятельности, если от общения с педагогом он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика и педагога тоже!

Здоровьесбережение детей – комплексное понятие, охватывающее физические, психические и социальные стороны жизни человека.

Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе:

 1 этап создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:

 - Соблюдение теплового режима;

 - Поддержание в помещениях школы чистоты;

 - Соблюдение нормативов освещенности в классах;

 - Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;

 - Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;

 - Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся;

 2 этап - условия для здоровья на уроках:

 Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:

 - Формирование правильной осанки;

 - Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;

 - Физкультминутки ;

 - Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;

 Морально-психологические:

 - Деловая, деятельная атмосфера;

 - Уверенность в успехе;

 - Доброжелательность;

 - Раскованность (отсутствие всяческих психологических зажимов).

 3 этап - формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:

 - Перспективность, оптимистичность;

 - Жизнерадостность;

 - Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности;

 - Защищенность обучающихся;

 - Дух сотрудничества;

 - Построение оптимальных целесообразных отношений учитель ученик.

 4 этап - изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:

 - Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;

 - Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;

 - Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста;

 - Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,

 - Увеличение доли времени на улучшение осанки.

 5 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях.

 Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:

  - Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и первоклассников;

  - Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);

 - Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д.

 6 этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя:

 - Творческую активность;

 - Поддержание благоприятного морально-психологического климата;

 - Организацию здорового досуга;

 - Занятия физической культуры и спортом;

 - Апробирование приемов и средств оздоровления организма.

 7 этап - пропаганда здорового образа жизни:

 - Формирование физиологии здоровья;

 - Обучение способам оздоровления организма;

 - Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.

 8 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:

- Профилактика инфекционных заболеваний;

 - Организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками;

 - Обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.

 9 этап - работа с родителями:

 - проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;

  - включение родителей в воспитательный процесс;

 - привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).

      Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.

                                             Заключение

      Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

                                                                                                    Д. А. Медведев.

      Понятие  комфортных  условий  УВП, прежде  всего, означает  создание  в  школе  педагогических  условий, максимально  эффективно  обеспечивающих  не  только  умственные, нравственные, индивидуальные  качества  личности  ребенка , но и  его  физическое  и  психическое  здоровье.

 Это  влияние  всей  совокупности  школьных  факторов: условий  обучения, учебной  и  внеучебной  нагрузки, стиля  взаимодействия  с  педагогом, со  сверстниками, адекватности  требований  и  методик  обучения.

      Рациональная  организация  учебного  процесса  необходима  для  предотвращения  перегрузок, перенапряжения  и  обеспечения  условий  успешного  обучения  школьников, сохранения  их  здоровья.

       Поэтому  одной  из  основных  задач  школы  по  проблеме  здоровья  является  организация  и  контроль  за  эффективностью  всего  комплекса  мероприятий, направленных  на  сохранение  и  укрепление  здоровья  учащихся.

        Наиболее  важными  показателями  рациональной  организации  учебно-воспитательного  процесса, являются:

организация  уроков  на  основе  принципов  здоровьесбережения;

использование  на  уроках  здоровьесберегающих  технологий;

организация  и  проведение  двигательных  перемен.

   Организация  урока  на  основе  принципов  здоровьесбережения  с  учетом  индивидуальных  особенностей  учащихся, учетом  зоны  работоспособности, распределением  интенсивности  умственной  деятельности, а  также  использование  на  уроках  различных  здоровьесберегающих  технологий, убедительно  доказывает, что  утомляемость  детей  на  уроках  в  начальной  школе  резко  сокращается, что  способствует  уменьшению  заболеваемости  и  проявлению  устойчивого  интереса  к  обучению.

                                       Список литературы

 

Бабанский Ю.К.«Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии всовременной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

                            Приложение

1. Приложение № 1 – Физкультминутки                              2

2. Приложение № 2 – Упражнения для тренировки           12

                                      зрения                                

3. Приложение № 3 – Дыхательные упражнения                15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...