Игрушка
план-конспект урока (3 класс) на тему
Конспект занятия по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_prezentatsii_dlya_provedeniya_proekta_narodnye_promysly.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
к презентации: Организация внеклассного игрового мероприятия в рамках недели начальной школы
«История русской игрушки»
Проблема проекта:
В современное время перед обществом поставлено много задач. Одна из них - знание истоков своего народа. Одной из частей этого являются народные промыслы. Желание познакомится с этой стороной жизни и сподвигло нас на создание этого проекта.
Сделать это мы решили в рамках недели начальной школы. За основу взяли- русские игрушки: дымковскую, тульскую городскую, богородскую, филимоновскую. Всю неделю детей знакомим с народными промыслами, а завершит неделю- игра по станциям. Но к игре детей надо познакомить. И на различных уроках, во время внеурочной деятельности будем знакомить с историей игрушки, чем одна игрушка отличается от другой.
Цель проекта
Приобщение детей к русским народным традициям и промыслам.
Пробуждение в детях желания познавать историю своего народа.
Задачи проекта
- Познакомить ребят с различными видами народных промыслов.
- Изучить народные игрушки и различия между ними.
Презентация
Слайд 2
Перед нами карта России. На ней выделены места, где появились народные промыслы. На игрушках стоят гиперссылки, которые дают возможность попасть на нужню игрушку.
Слайд 3
С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода–будто в дымке. Поэтому и название такое.
Самый известный из глиняных промыслов России
Слайд 4 - 5
Дымковская игрушка
Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.
Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах.
Дымковскую игрушку лепят по частям, используя красную глину. Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку- широкий у основания, пустотелый конус. На него насаживают торс, оттягивают шею и закрепляют шарик- голову, к плечам прикрепляют руки колбаски и закрепляют их у талии. Затем игрушку украшают шляпой и кудрями, рюшами и муфтами.
После лепки её несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.
Из печи игрушка выходит красно- коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.
Слайд 6
Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные : клетки, полоски, кружки, овалы, точки.
Слайд 7
Роспись дымковской игрушки
- Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.
- Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.
Образы дымковской игрушки:
Барыни в пестрых юбках
Бравые кавалеры и всадники
Важные петухи и индюки
Водоноски, кормилицы, няни
Женихи и невесты
Бараны, кони, коровы
Веселые карусели
Слайд 8
Традиционными народными ремеслами Тульской области являются:
- тульская городская глиняная игрушка, в народе «Тульские князьки» (г. Тула);
- филимоновская глиняная игрушка (Одоевский район, г. Тула);
Слайд 9
Тульская городская игрушка
Тульская городская игрушка – новый тип игрушки, который появился в Тульском крае во второй половине 19 века в виде стройных, изящных барынь. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, вобравшие в себя черты городской культуры.
В «Памятной книжке Тульской губернии за 1895 год» есть сведения о том, что практически с основания города, в той его части, которая находилась за рекой Упой, была сформирована Гончарная слобода «Большие Гончары», где издревле жили талантливые мастерицы и возник игрушечный промысел, он просуществовал до революции.
Затем игрушка была забыта. Уникальное мастерство казалось кануло в лету…
Своеобразие художественного стиля тульских скульптурок, названных «барынями» или «князьками» определяется, прежде всего, неповторимой пластикой с устремленным вверх стройным силуэтом. Эти «барыни» необыкновенно изящные: до 30 сантиметров в высоту, под зонтиками, одетые в длинные платья, шляпки, жакеты, пелерины разнообразных фасонов и цветов.
Кроме нарядных дам встречается персонаж няни-кормилицы с господскими детьми на руках, на ней кофта и сарафан с передником, на голове – кокошник. Сюжетные мотивы немногочисленны – танцующие и гуляющие пары, грациозные дамы в изысканных туалетах и важные военные в мундирах с эполетами, орденской лентой через плечо. Оригинальными являются фигурки монаха и монахини.
Слайд 10 - 11
Сохранить и развить промысел одной из стариннейших игрушек нашей родины( по некоторым данным ей около 700 лет) – филимоновской- одна из важнейших задач мастеров Тульского края. Название игрушки происходит от названия деревни Филимоново, где добывается особая глина «синика» для её изготовления. Глина удивительный материал. Он мягкий и податливый, но вместе с тем твёрдый как камень.
Глиняные изделия очень хорошо сохраняются в земле и могут много поведать пытливому исследователю.
Держишь в руках игрушку и знаешь, что мастера давно нет в живых , что ребёнок, забавлявшийся этой игрушкой, давно вырос, состарился и умер. И только понимаешь, что значит выражение « живая история»
Слайд 12
Отличает филимоновскую игрушку своеобразный колорит росписи. При раскрашивании игрушки используется всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивают желтой краской, а сверну накладывают малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становятся красным или зеленым.
Слайд 13
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругом, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце.
Слайд 14
Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери – сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных).
Слайд 15
Роспись похожа на скоропись, быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки.
Наиболее распространены в росписи филимоновских игрушек сочетания различных узоров в полосе.
Слайд 16
Сегодня промысел живет и развивается не только в поселке Одоев, но и в сердце нашего края – городе Тула.
Слайд 17
Богородская игрушка
На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.
Слайд 18
Предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аукав». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «богородской»
Слайд 19
Богородские крестьяне из липовых чурбаков, в зимнее время, вырезали примитивными инструментами фигурки животных, людей, героев народных сказок. Ехали в Троицкую лавру и продавали паломникам.
Слайд 20
Особенной популярностью пользовались игрушки с движением. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, делают игрушку живой, привлекательной.
Слайд 21-27
На каких уроках в школе можно использовать этот материал?
Подать этот материал можно на различных уроках. Например : урок ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Изучая раздел Устное Народное Творчество , дети узнают, что в процессе изготовления игрушки( лепили, строгали, раскрашивали) люди применяли пословицы, потешки, прибаутки, пели русские народные песни.
На уроках ИЗО и ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ предлагается вылепить из пластилина игрушку, раскрасить узоры различных видов игрушек.
Слайд 28 -30
Символ России
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... .
Как появилась русская матрешка?
Матрешка является визитной сувенирной карточкой России и гордостью национального декоративного искусства. Деревянная кукла, воплотившая в себе самобытность стиля и народный характер, сегодня нарасхват у многочисленных туристов, особенно иностранных. Мало кто знает, что первая матрешка появилась только в конце 19 века. Многие источники, в том числе и сайт kultura-rf.ru, отмечают, что существует несколько версий возникновения разъемной куклы. Согласно первой, однажды семье Мамонтовых, которые были знатными промышленниками и меценатами, подарили интересную японскую статуэтку. Это была фигурка буддистского святого Фурукуджи, которая разламывалась на две половинки, а внутри нее находилась другая, чуть поменьше, которая тоже делилась на две части. Всего таких фигурок было пять. Рассказывают, что именно этот подарок и подтолкнул россиян создать свою национальную игрушку, облаченную в образ деревенской девушки с народным именем Матрешка (от Матрены).
Если верить другой версии, то первую матрешку сделали по образцу, привезенному из Японии. Восточный аналог выглядел довольно смешно: это были несколько фигурок японского мудреца Фурукума, изображенного лысым старцем с головой вытянутой вверх от многих мыслей и раздумий. Так или иначе, но первые русские матрешки начали создавать в мастерской Мамонтовых и продавать в магазине «Детское воспитание». Автором формы деревянной куклы называют токаря В. Звездочкина.
Истинной родиной матрешки принято считать Сергиев Посад – огромный центр кустарного производства игрушек. Сайт kultura-rf.ru отмечает, что его мастера всегда держали руку на пульсе времени и живо подхватывали свежие и оригинальные идеи. Естественно, их привлекла и матрешка, заворожившая своим народным характером и самобытностью конструкции.
Мир заговорил о русской национальной кукле в 1900 году после того, как ее представили на Всемирной выставке в Париже. Тогда мастерская Сергиев Посад не успевала принимать заказы на изготовление немалых партий матрешек от иностранцев. Позже она стала частым гостем на выставках в Лейпциге и Лондоне, национальную игрушку также возили в Грецию, Турцию и государства Ближнего Востока.
За многие года существования матрешка не единожды меняла свою внешность. На смену классическим стилям росписи — цветам или старинным орнаментам — приходили куклы с «лицом» древнерусских бояр или витязей, сказочных и исторических героев (были выпущены «Наполеон», «Кутузов»).
Не менее известным центром изготовления матрешек были находящиеся рядом город Семеново и село Мериново. Сделанные здесь куклы наиболее ярко отображают колорит русской матрешки: они выделяются сочной и раскованной росписью. А наиболее сложной по технологии изготовления считается разъемная кукла из Вятки. Здешние мастера инкрустировали игрушку соломой. Такую матрешку не смогли поставить на конвейер массового производства из-за сложности процесса изготовления, которое, помимо ресурсных затрат, требовало и высочайшего мастерства.
В 80-е года прошлого века популярность приобрели авторские матрешки художника С. Нечаева. В это время выточка и роспись народных кукол достигли своего творческого пика. Матрешки изготовляли на любой вкус: разных форм, размеров и стилистики. Благодаря активному потоку туристов матрешка из шедевра национального творчества превратилась в самый ходовой товар, который массово скупали иностранцы и тем самым приносили солидную прибыль русским мастерам. Сегодня наиболее распространенной и востребованной в мире есть пятиместная матрешка. Встречаются также разъемные куклы в семь, десять и пятнадцать мест. А в 1913 году изготовили уникальную и рекордную 48-ми местную матрешку.
Игра по станциям «Эх, Матрёшки!»
Дети на уроках познакомились с народными игрушками. Для проверки знаний можно предложить игру по станциям.
Играют ученики 1-4 классов. Она состоит из 4 станций:
- языковая
-музыкальная
-умелые ручки
-художественная
За правильный ответ- балл Матрёшка.
Слайд 2
Это главный слайд игры. На нём размещены названия всех станций с гиперссылками, с которых можно попасть на каждую станцию отдельно.
Слайд 3
- Языковая( заставка)
Слайд 4
Детям предлагаются следующие задания:
- Прочитай пословицу и догадайся , какое слово пропущенное
Сам …,а товарища выручай.
Без труда …и рыбку из пруда.
Что посеешь, то и …
Слайд 5
- Проговорить правильно и быстро скороговорку
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Пыль по полю летит
От топота копыт.
Слайд 6
2.Музыкальная (заставка)
Слайд 7
Песня « Во поле берёза стояла»
-Прослушать начало песни и спеть дальше
Слайд 8
- Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Здесь на каждый инструмент поставлен триггер, с помощью которого можно узнать правильный ответ.
Слайд 9
- Умелые ручки(заставка)
Слайд 10
Предлагается собрать пазлы и угадать игрушку.( Пазлы заранее приготовлены на большом листе . дети собирают на время.
Вопрос: Какую игрушку вы собрали?
Ответ: на слайде
Слайд 11
4.Художественная(заставка)
Слайд 12
Дети вспоминают русские народные игрушки:
-дымковская
-тульская городская
- филимоновская
- богородская
Слайд 13
Задание: узнать игрушку.
Даны 4 вида игрушек с анимацией ответов.
Слайд 14
Заключительный слайд, который включается в конце игры.
Составили; учителя ГБОУ СОШ № 376 г. Санкт-Петербурга Рубцова Марина Владимировна и Шорохова Марина Ивановна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...
"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)
Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...
Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».
Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...
Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.
Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....
"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....
Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"
Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...