Игра как средство интерактивного обучения
статья на тему

Лунева Татьяна Николаевна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_kak_sredstvo_interaktivnogo_obucheniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лунева Т.Н.

Игра – как средство интерактивного обучения.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

  Введение ФГОС требует от учителя готовности к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде на основе системно-деятельностного подхода. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.  Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные).

       Приоритет среди интерактивных методов принадлежит играм, упражнениям и заданиям, цель которых - стимулировать познавательный процесс. К методам интерактивного обучения относятся такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. Из них следует назвать: работу в группах («мозговой штурм», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры, деловые игры, метод проектов.

           Игровой метод относится к числу многоцелевых, предоставляя и преподавателям, и ребятам широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит:

-в формировании мотивации и познавательного интереса;

- в определении уровня обученности учащихся;

-в оценке степени овладения материалом;

-в развитии коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию;

-в развитии информационной культуры учащихся.

     Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора, повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью, Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения, опровергать другие и т. д.) Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях. Игры своим содержанием, формой организации, правилам и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы и др., что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность, Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к обучению.

   Выделяют следующие виды дидактических игр:

  • игры – путешествия
  • игры – поручения
  • игры – предположения
  • игры – загадки
  • игры – беседы

    Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение имеющихся знаний. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила.

    В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.

    Общие правила в организации и проведении дидактических игр:

1.Игра должна приносить радость. Нельзя заставлять ребенка играть, нужно создавать условия, чтобы он захотел играть.

2.При организации игры устанавливаются строгие правила и игровые действия, которые не могут корректироваться по ходу игры.

3.В игре необходимо создавать непринужденную обстановку, нельзя сдерживать двигательную активность ребенка.

4.В игре желательно использовать сказку. Стихи, песенки, «волшебную палочку» - все то, что придает игре необычность, праздничность. Желанность.

5.После игры ребят надо оценить, похвалить, провести коллективное обсуждение игровых действий.

            Игра «Успей запомнить за минуту». Эта игра развивает зрительную память. На   доске слова. Нужно запомнить слова, обозначающие предметы или слова с безударной гласной «о».

             Хорошая игра для развития речи и памяти – «Добавь следующее». Ученик называет слово и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слов, относящееся к этой группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Например:

                                                                            1. Слон

        2. Слон,тигр

              3. Слон, тигр, лев и т.д

                                   

Игры «Кто самый зоркий?», «Что изменилось?» также нацеливают на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся.Приведу примеры вариантов игры «Кто самый зоркий?» Дан текст. Задание – тщательно проверить написанное и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые согласные, звонкие, глухие, найти слово в котором звуков больше, чем букв и т. д.) Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком.

Внимание, наблюдательность,  развитие речи у детей развивает игра «Художник». Ребенок, взявший на себя роль художника, дает устный портрет кого-нибудь или чего-нибудь, остальные ученики должны быстро определить о ком или о чем идет речь. Большое значение придаю игровому использованию пословиц, поговорок, позволяющих решать не только учебные задачи, но и ощутить силу родного языка. Например, в пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу:  Чем зря кричать, лучше… (помолчать); От лени болеют, от труда…( здоровеют )

 Использую игры – шарады « Отгадай слова»:

                                                           Его корень в слове вязать,

                                                           Приставка в слове замолчать,

                                                           Суффикс в слове сказка,

                                                          Окончание в слове рыба. (Завязка)

Очень нравятся детям такие задания, в которых им надо найти в тексте слова с одинаковым произношением, но имеющие разный смысл:

        Однажды кот подкрался к попугаю

     - Сейчас тебя я, братец, попугаю!

Игра «Словечко – солнышко»

В центре солнышка пишут какое-либо существительное. Дети делятся на команды. Каждая команда получает свое «солнышко» с существительным. Задача игроков – писать на каждом луче солнышка прилагательное, сочетающееся со словом в центре. Например, цветок красивый, полевой и т.д. Какая команда заполнит больше лучиков за 5 мин, та и выиграла.

Игра «Паучок».

Она  аналогична предыдущей. Детям предлагается нарисовать «ножки у паучка». Тело – корень слово, а ножки позволяют образовать однокоренные слова. В качестве «тела» паучка можно выбирать любые части слова или речи и дать соответствующее задание (Как можно больше составить слов с этим суффиксом. Как можно больше родственных сказуемых.)          Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при обобщении и повторении блока тем; они дают возможность проверить усвоение темы, выявить проблемы в знаниях учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками.

         При конструировании игры необходимо четко продумать методическое оснащение, все необходимые материалы, сценарии, правила, конкретные рекомендации по этапам и оценивания. Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствия от процесса познания.

          Дети любят уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки сказки, любят разгадывать кроссворды, ребусы, решать занимательные задачи. Игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, активизируют познавательную деятельность.

    Всякая игра должна быть доведена до конца. До получения результата. Для учителя – это показатель развития детей, а для учеников – их достижение, доставляющее не только удовольствие, но и интеллектуальное удовлетворение, чувство гордости, достоинства, уверенности в своих силах.

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра -как средство интерактивного обучения

Приоритет среди интерактивных методов обучения принадлежит играм, упражнениям и заданиям, цель которых стимулировать познавательный процесс....

Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов

В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конф...

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности младшего школьника.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развит...

Разработка учениками экскурсии – средство интерактивного обучения финскому языку

В статье обозначены современные требования к преподаванию в школе, приводится краткое описание проектной методики, а также раскрываются принципы разработки учащимися экскурсии на уроках иностранного я...

Игра как метод интерактивного обучения

Игра как метод интерактивного обучения...

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их вос...