Мастер-класс "Формирование УУД на основе деятельностного подхода"
методическая разработка по теме
Мастер -класс по формированию УУУ на основе деятельностного подхода является практическим материалом для учителей, работающих по новым стандартам. В ходе мастер-класса раскрываются технологии и методы формирования УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер -класс "Формирование УУД на основе деятельностного подхода | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на основе деятельностного подхода»
Цель: Раскрыть возможности формирования универсальных учебных действий через использование технологий системно-деятельностного подхода»
Задачи:
- продемонстрировать использование в практике работы технологий проблемно-диалогического обучения, ИКТ для формирования универсальных учебных действий;
- научить определять и находить универсальные учебные действия;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности;
- освоить способы деятельности с использованием ИКТ
Ход мастер – класса:
- Мотитвация к деятельности.
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джон Дьюи
« Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».
- Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий. Работать будем командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!
- Работу в командах начнём с распределения ролей.
Первая роль - Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, чтобы все были услышаны,
Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы,
Третья роль – спикер, тот, кто будет высказывать мнение команды..
Остальные – участники команды.
Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей учиться. А это значит, что необходимо вооружить учащихся способами действий. Поэтому главной целью каждого педагога является развитие способностей ученика:
• самостоятельно ставить учебные цели,
• проектировать пути их реализации,
• контролировать и оценивать свои достижения.
- Учитель, реализующий новый стандарт, прежде всего, должен быть профессионально к этому готов.
-Предлагаю группам выполнить небольшой мини-тест.
- Давайте вспомним, что же является главным результатом современного образования?
- метапредметные результаты;
- умение учиться;
- владеть современной информацией.
- Умение учиться, т. е полноценное освоение школьниками компоненетов учебной деятельности.
- Среди данных понятий выберите то, которое соответствует понятию учебной деятельности.
- Что такое учебное действие?
-Что такое УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)
- Как вы думаете, в мире, каких действий мы сегодня побываем? (УУД)
- Почему это важно для нас? Выскажите своё мнение.
- Главная цель вашей деятельности сегодня - научиться определять и находить УУД, анализировать учебные ситуации через разнообразные виды деятельности.
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.
1. Актуализация знаний
На какие 4 группы делятся УУД (называют, на доске открывается)
1. Личностные действия (позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.
2. Регулятивные действия( обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения
3. Познавательные действия (включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.)
4. Коммуникативные действия (обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.)
- Переверните объёмную карточку и прочитайте название вашей команды? (личн., комм.,регу.,позн).
- Личностные УУД определяют мотивационную ориентацию.
- Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность.
- Познавательные связаны с решением проблемы
- Регулятивные обеспечивают организацию собственной деятельности.
- Сейчас поупражняемся в определении функций УУД. Если вы считаете, что я называю функцию вашей команды, обсуждаете, приходите к единому мнению и показываете карточку с вашим порядковым номером.
- У нас осталась 1 команда, функцию которой я не озвучила (коммуникативные ). Попытайтесь самостоятельно её сформулировать?
- У кого возникли трудности?
Итог: Все команды хорошо знают свои функции. Эти знания вам необходимы для того, чтобы научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной ситуации.
- Постановка проблемы.
Предлагаю командам выполнить следующее задание.
- Прочитайте слова, записанные на доске. Назовите их одним словом? (УУД)
-Распределите их на группы.
- Что является основанием для классификации? (по видам, вытаскиваю на доске виды). Каждая команда должна найти свои УУД. (выходят к доске и перетаскивают)
Самоопределение, общеучебные, целеполагание, планирование, логические, постановка вопроса, контроль, логические, волевая саморегуляция, смыслообразование, прогнозирование коррекция, оценка.
- Проверим правильность выполненного задания по таблице-эталону.
- Назовите УУД, которые отсутствуют на доске?
- Оцените вашу деятельность.
− Я буду называть высказывание, если вы согласны с первым, то поднимаете зеленую карточку, если согласны со вторым утверждением – желтую, а если с третьим – красную.
• Мы всё сделали правильно.
• Мы допустили ошибку.
• Мы не справились с заданием.
- Пользуясь эталоном и таблицей помощником назовите УУД, на формирование которых было направлено это задание?
(Поз. - логические: выбор оснований для классификации, умение преобразовывать информацию, перерабатывать информацию, синтез как составление целого из частей.
(Регул. – контроль сличения способа действия и его результата с эталоном,
-оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.(что уже освоено, а что нужно освоить))
- умение корректировать в случае расхождения с эталоном.(если неправильно).
- волевая саморегуляция к преодолению препятствий.)
(Коммуник. – умение полно и точно выражать свои мысли,
Закрепление
Предлагаю командам поработать самостоятельно.
_ Работать будем с розовыми карточками. Вам предложен ряд УУД. Ваша задача определить вид каждого действия и в таблицу записать соответствующий порядковый номер.
Проверка самостоятельной работы с доски. Сверьте с образцом на доске. Оцените правильность выполнения этого задания.
- Формирование любого умения осуществляется в процессе деятельности.
- Предлагаю поработать в паре или тройками. Вам нужно, опираясь на свой профессиональный опыт, расставить действия, записанные на карточке, по порядку.
1) сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
-Проверка самостоятельной работы. Соотнесите свою работу с образцом на доске. Оцените правильность выполнения этого задания.
• Мы всё сделали правильно. (зелёный)
• Мы допустили ошибку. (жёлтый)
• Мы не справились с заданием.(красный)
-Что мы составили в результате совместной работы?
(алгоритм формирования любого УУД). Этот алгоритм поможет вам формировать УУД на любом уроке.
- Итак, мы поупражнялась определять УУД, вывели алгоритм их формирования.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент урока открытия нового знания по теме «Предложения по цели высказывания», который я проводила в 3 классе.
- Каждой команде нужно будет назвать свои УУД, которые формировались на данном этапе урока.
На этапе актуализация опорных знаний, постановки учебной проблемы детям предлагаю следующее задание:
-Расставьте знаки препинания в конце предложений в том порядке, в каком они записаны на доске. Дети работают самостоятельно с карточками, на которых изображены знаки. Затем идёт проверка самостоятельной работы на интерактивной доске.
-Какой знак вы поставили в конце 1го предложения и т.д.
- Кто поставил знаки по - другому?
- Задание было одно, а результаты разные. Почему? А хотите узнать?
- Что нужно сделать, чтобы правильно поставить знаки? Ваши предположения.
- Расставить предложения по – порядку. (выходят к доске и расставляют предложения по –порядку).
- Прочитайте текст, который у нас получился.
- Какой знак поставим в конце 1го предложения? (! )
- Почему?и т.д. Какую цель высказывания придерживался каждый из героев этого диалога?
- От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения? От цели высказывания. Что мы хотим: спросить, ответить или побудить к действию.) Сформулируйте тему нашего урока. Предложения по цели высказывания. А зачем нужно уметь определять цель высказывания? Где это умение нам пригодится? Давайте попробуем выполнить ещё одно задание.
- Запишите глаголы в три столбика в соответствии с задачами общения.
- Какая задача глаголов 1го столбика, 2го столбика, 3 го столбика?
Подвожу детей к выводу. От чего зависит задача общения?(от цели высказывания). Какие бывают предложения по цели высказывания? Сравниваем наш вывод с эталоном в учебнике.
-Назовите УУД, которые я формировала у учащихся?
Л- положительную мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Р.-самостоятельно формулировать цель урока,
-учиться обнаруживать учебную проблему.
–составлять план решения проблемы совместно с учителем, определять степень успешности своей деятельности.
К –оформлять мысли в устной форме, высказывать точку зрения и пытаться её обосновать, слушать других
П-преобразовывать информацию из одной формы в другую, перерабатывать информацию(группировать, на основе анализа делать выводы).
- Какие технологии я использовала для формирования УУД?
- В результате нашей совместной деятельности вы побывали в мире УУД, попробовали практически анализировать ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД, учились мыслить по - новому.
Рефлексия
Итак, наша работа завершилась и я предлагаю каждой команде свой способ рефлексии относительно вашей деятельности в ходе мастер-класса. У каждой команды есть карточка – помощник, воспользуйтесь ей.
1гр. Назовите соответствующую фразу:
1.Мастер-класс полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
2. Незаконченное предложение:
Самым интересным для меня было …, потому что …
Самым скучным для меня было …, потому что …
Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …
Я был бы рад …, потому что …
Мне понравилось …, потому что …
Мне не понравилось …, потому что …
3. Позициональная дискуссия:
Работа была плодотворной, потому что …
Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …
Однако мы не узнали о …
Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о …
Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…
4. Точка зрения
-Выскажите свою точку зрения относительного мастер-класса и своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости.
Очень хорошо
Ничему не научился
многому научился
Очень плохо
- В какой части плоскости вы поставили точку?
-Большое спасибо за работу! Мне было приятно с вами профессионально общаться. Желаю всем творческих успехов!
1гр. Назовите соответствующую фразу:
1.Мастер-класс полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
1гр. Назовите соответствующую фразу:
1.Мастер-класс полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
4. Точка зрения
-Выскажите свою точку зрения относительного мастер-класса и своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости.
Очень хорошо
Ничему не научился
многому научился
Очень плохо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Деятельностный подход - основной подход к современному уроку
Цель обучения - не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела....
Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...
Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»
Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....