Творческий отчёт учителя. Из опыта работы.
статья на тему
Обобщение опыта работы учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchyot_uchitelya._iz_opyta_raboty.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчёт учителя. Обобщение опыта работы.
В своей деятельности руководствуюсь законом РФ «Об образовании», ФГОС НОО, нормативными документами Министерства Образования и науки РФ. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве одного из приоритетных направлений определяет переход на новый образовательный стандарт. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет идеал воспитания: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Исходя из этого, перед собой ставлю цель педагогической деятельности:
формирование личности, отвечающей требованиям современного общества, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, уважающую других людей, способную к сотрудничеству и к обучению на протяжении всей жизни.
Достижение данной цели возможно лишь в том случае если у обучающихся сформированы такие компетенции, которые бы обеспечили и психологический комфорт в личной жизни, и адекватную самоидентификацию в современном мире. Основная цель и основной результат начального образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. (ФГОС НОО)
Для достижения данной цели ставлю перед собой задачи своей деятельности, и планировать работу по их осуществлению:
- формирование индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной;
- воспитание умения учиться: способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- формирование предметных универсальных способов действий.
Работаю по ОС «Школа 2100». Лицей является методическим центром «Школа 2100» (статус присвоен по результатам работы внедренческой площадки в 2008г.), действующим на основании договора УЦМ «Школа 2100» (г. Москва). Являюсь членом учебно-методического центра, в функциональные обязанности, которого входит консультирование учителей города и области по содержанию учебников и технологии работы по ОС «Школа 2100», проведение семинаров по технологиям деятельностного типа. Мною выбрана данная система как отвечающая требованиям, предъявляемым к современному образованию и моим педагогическим целям.
Исходя из содержания учебного материала, определяю методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый. Содержание учебного материала обязательно опирается на научность, связь между новым и ранее изученным материалом, соответствие теме, доступность понимания. Все перечисленные способы организации позволяют сформировать устойчивый интерес к предметам, самостоятельность, творческие способности, повысить интеллект.
Кабинет для занятий оборудован мультимедийным проектором и интерактивной доской, DVD проигрывателем. В кабинете имеются электронные пособия из серии «Уроки Кирилла и Мефодия», «Игры и задачи, 1 - 4», «Школа 2100». Для своих занятий создаю презентации, тренажёры, текстовые задания в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, SMART Notebook.
Для достижения результатов в своей работе использую следующие технологии:
Технология | Функции |
Проблемно – диалогическая технология | Обучающиеся учатся ставить цель, строить план её достижения, осуществлять поиск решения, открывать новые знания, рефлексировать свою деятельность. Это стимулирует мотивацию к обучению, повышает познавательный интерес, побуждает к самостоятельному мышлению, оригинальному суждению, заставляют почувствовать атмосферу успеха даже робкого ученика. Видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, он начинает стремиться к решению более сложных задач. |
Технология продуктивного чтения | У учащихся развиваются читательские умения: глубокое понимание и осмысливание текста. Это способствует развитию познавательной активности, улучшает качество чтения, формирует личностные качества, любовь к слову, языку. |
Технология оценивания учебных успехов | Обучающиеся учатся умению самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Оценивание происходит по результатам освоения определённого предметного умения. Это способствует личностному развитию, формированию адекватной самооценки, мотивирует на успех. Данная технология реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ, личный ежедневник школьника, тетради по диагностике метапредметных результатов). |
Проектная технология | Обучающиеся учатся самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, размышлять, прогнозировать, проводить исследования. Это способствует самовыражению, личностному развитию формированию регулятивных и личностных УД. |
Информационно коммуникативная | Учащиеся учатся овладевать способами работы с информацией с использованием современных ресурсов: электронных учебников, энциклопедий, словарей, справочников, Интернет. Это расширяет кругозор, способствует формированию адекватной самооценки. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повышая тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В школьной библиотеке оборудована медиатека младшего школьника. Учащиеся моего класса умеют оформлять свои работы. Они создают слайды, делают презентации творческих работ в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint. |
Здоровьесберегающие технологии (создание благоприятного психологического климата на уроке; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни) | В рамках внеурочной деятельности веду курс «Разговор о правильном питании». Занятия, которого направлены на развитие представления, обучающихся о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей; формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье. Кроме этого данный курс расширяет знания о правильном питании, направлен на сохранение и укрепление здоровья. Организовала приём учащимися своего класса бифилина и кислородного коктейля, предоставленного автономной некоммерческой организацией Центром творчества «Муравейник». Это способствует формированию здорового образа жизни, снижению заболеваемости, поддержанию высокой работоспособности ученика, повышению двигательной активности младших школьников. |
Дифференцированного обучения | Создаю такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Организую работу внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Для этого провожу диагностику (наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы); распределяю учащихся на группы в соответствии с диагностикой; определяю способы дифференциации, разрабатываю дифференцированные задания; реализую дифференцированный подход на различных этапах урока; провожу диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий. Также анализирую результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий: устные ответы у доски, работу в тетрадях. Учебные задания дифференцирую по уровню творчества; по уровню трудности; по объёму; по степени самостоятельности; по характеру учебных действий. Это способствует адекватной самооценки, повышает динамику качества обучения. |
Обучение в разновозрастных группах | «Индивидуальные способности детей развиваются лучше всего в условиях постоянного тесного общения школьников разных возрастов в процессе творческого труда» В. А. Сухомлинский. Детей разного возраста объединила путём привлечения учеников своего класса к участию в работе группы адаптации для детей 6 лет. На занятия к малышам приходят их старшие товарищи, где они совместно выполняют задания: лепят, рисуют, читают. Для школьников подобная деятельность является ступенькой к взрослению, а для маленьких – наглядным примером терпения, взаимопомощи. |
Обучение детей с разной функциональной асимметрией полушарий | Обращая внимание на учащихся с «левополушарным» и «правополушарным» мышлением и характерные для них особенности восприятия, дифференцирую обучение с учётом функциональной ассиметрии полушарий головного мозга ребёнка, что является одним из самых сложных, но и эффективных способов обучения детей данной категории. Большую помощь в работе с классом, особенно на начальном этапе оказывают психолог и логопед лицея |
Использование в процессе обучения разнообразных технологий деятельностного типа способствует повышению качества обученности по предметным областям.
На всех уроках ставлю перед собой как специальную задачу научить детей совместной работе. В классе, прежде всего, создаю атмосферу и условия, при которых возможно общение детей между собой. Использую такие формы работы с учебным материалом, которые требуют сотрудничества детей. Самый простой вариант совместной деятельности, когда работа одного учащегося просто присоединяется к работе другого и получается общий результат. При этом учу детей обмениваться мнениями, умению выслушивать друг друга, сравнивать свою работу с работой соседа, приходить на помощь друг другу в случае затруднения, перенимать опыт другого. Совместная работа школьников на уроке рождает разноплановые отношения. Это, прежде всего взаимная поддержка и требовательность, умение сообща действовать для достижения поставленной цели, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции коллективной работы. Для накопления детьми опыта сотрудничества оцениваю на уроке не только знания учебного материала, по и поощряю проявление детьми нравственных поступков и отношений. Почти на каждом уроке возможна совместная деятельность детей. Сначала дети учатся работать вдвоем, втроем, а потом небольшими группами. Даю детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу. Таким образом, дети учатся объединять свои усилия, обращаться друг к другу, делиться своими материалами.
Анализируя совместную работу, обращаю внимание детей на проявление доброжелательности, уступчивости, товарищества, желания найти при затруднениях решение, которое удовлетворяло бы всех участвующих в работе. Осуждаю проявление эгоизма, жадности, несправедливости. В работе с младшими школьниками использую групповые домашние задания. В ходе выполнения задания, обучающиеся вынуждены собираться вместе, чтобы выяснить, как идет работа у каждого, согласовать и проконтролировать свои усилия. В самостоятельной работе дети использовали знания, а также навыки коллективной работы, которые они получили на уроках под руководством учителя.
Неотъемлемой частью анализа эффективности всего учебного процесса в начальной школе является диагностика сформированности УУД. Она проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения. Контроль я веду на каждом уроке через опросы, срезовые и самостоятельные работы, тесты, текущие и итоговые контрольные работы, комплексные и проектные работы. На данном этапе можно наблюдать следующее
Одно из направлений в своей методической работе считаю – организацию индивидуальной работы с одаренными и учащимися. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.
С 1 класса мои ученики работают с портфелями личных достижений. Считаю, что введение личных портфолио в моём классе является важным инструментом накопительной оценки индивидуальных достижений, обучающихся и средством на пути создания ситуации успеха.
Для учащихся и родителей веду блог «Капельки солнца». Имею собственный сайт. Это даёт мне возможность общения с родителями и учащимися моего класса. Интересными материалами привлекаю внимание к изучаемым предметам, размещаю собственные педагогические находки и открытия, высказываю мнение о творческих успехах своих учеников. Кроме этого имею возможность обмена опытом со своими коллегами. Все учащиеся моего класса имеют доступ к электронному дневнику и являются активными его пользователями. Ежедневно учащиеся и родители получают информацию о темах уроков по предметам, о домашних заданиях, режимных моментах, мероприятиях, проводимых в лицее и классе. Учащимся доступны файлы с упражнениями и тренажёрами для подготовки к урокам, которые я выставляю на страничку класса. Родители имеют возможность онлайн-общения: консультации, уведомления, беседы.
Темой моего самообразования является: «Формирование типа правильной читательской деятельности в начальной школе».
В настоящее время всё сложнее становится научить младшего школьника технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя.
Среди учащихся своего 1-го класса я провела опрос. В анкетировании участвовало 27 учащихся. Опрос был связан с любимыми занятиями в свободное время. Самый низкий показатель – чтение книг. Аналогичный результат я обнаружила при определении уровня воспитанности (диагностика уровня воспитанности по методике М. И. Шиловой) в 1-й четверти 1-го года обучения.
Кроме того, не способствует развитию чтения и уменьшение количества учебных часов на предмет «Литературное чтение» в начальных классах. Возникает противоречие: огромные возможности познания нового посредством ЦОР, ЭОР доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги.
Понимая огромную роль книг в развитии, как интеллектуальном, так и нравственном, каждого ребенка, мною было решено разработать педагогический проект «Формирование типа правильной читательской деятельности в начальной школе», способствующий решению данной проблемы.
Цель проекта: поиск путей развития у учащихся младших классов интереса к книге и стремления к самостоятельному чтению.
Задачи проекта:
- обучение навыкам чтения;
- формирование умения эмоционально-творческого чтения;
- развитие у учащихся потребности в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотеками, чтение в семье, литературные праздники, кружок «Театр».
Проект осуществляется уже на протяжении более 2-х лет.
Итогами своей работы по формированию читательского интереса у учащихся начальных классов считаю следующие результаты: высокий уровень успеваемости и качества знаний, учащихся по литературному чтению; высокий интерес учащихся моего класса к чтению; разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения; высокий уровень читательской активности учащихся.
Таким образом, по данным проведенной диагностики прослеживается эффективность педагогического проекта «Формирование типа правильной читательской деятельности у учащихся начальной школы». Теоретически обосновав проект, используя имеющиеся технологии и методы работы по формированию читательского интереса у школьников, в своей работе я достигла результатов, которые в дальнейшем смогу преумножить, работая в этом направлении.
В 2010-2011 учебном году наше образовательное учреждение МБОУ Лицей №113 приступило к пилотному внедрению ФГОС НОО. В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса были введены часы внеурочной деятельности. Все учащиеся моего класса выбрали кружки и секции в соответствии со своими интересами и наклонностями. С 2012-2013 учебного года я веду кружок «Театр» на параллели 2-х классов И. А. Генераловой по Образовательной системе «Школа 2100». Данный курс помогает детям раскрыться, стать более уверенным в себе, воспитывает чувство коллективизма, помогает ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя.
На занятиях использую различные формы и методы работы: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручным материалом.
Результатом работы театральной студии стали выступления детей перед учащимися начальной школы и группами по адаптации к школьному обучению, а также перед родителями.
Являюсь классным руководителем, перед собой ставлю цель воспитательной работы: создание воспитательной системы, способствующей всестороннему развитию личности, умеющей общаться и сотрудничать в современном социуме.
Задачи:
- формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
- формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
- изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- физическое совершенствование, укрепление здоровья, охрана жизнедеятельности.
В настоящее время работаю над темой: «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности». «Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко). Мною была составлена программа развития коллектива класса на 4 года.
Духовное развитие личности невозможно без привития любви к Родине, чувства гордости за свою школу, класс. Этому способствовали следующие мероприятия: конкурс рисунков «Сердцу милый уголок», утренник «По дороге в школу», урок Мужества, экскурсия на Монумент Славы, Митинг к 9 мая, изготовление ленты памяти, акция «Георгиевская ленточка». С интересом велась работа по экологии. Ребята участвовали в конкурсе «Дары осени», познавательно-игровой программе «Осенник». Была организована экскурсия на станцию юных натуралистов.
С целью изучения коллектива класса и личности учащегося была составлена программа диагностики сформированности и развития коллектива класса. Работая с детским коллективом, всегда очень важно знать, как относится друг к другу все ребята, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе (Методика «Психологический комфорт в школе» Н. Н. Сорокиной, диагностика показателей уровня воспитанности Бадьиной Н. П.). Это позволяет увидеть положительную или отрицательную динамику качества воспитательного процесса как в отношении одного ученика, так и класса.
Неотъемлемой частью моей работы является работа с родителями. Для оказания родителям помощи в воспитании детей привлекаю психолога логопеда, специалистов различных центров по работе с семьёй, провожу индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, беседы.
Вывод: анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствует формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей.
В новом учебном году будет продолжена работа по основным направлениям и реализован следующий этап моей программы.
Итогами моей работы считаю: достаточно высокий уровень мотивации обучающихся; повышение качества обучения и отсутствие неуспевающих учащихся; достаточный уровень сформированности УУД; активное участие и призовые места моих учащихся в мероприятиях разного уровня; сохранение качества знаний при переходе учащихся в среднюю школу; самообразование и повышение квалификации учителя; награды и поощрения за педагогическое мастерство и успехи в профессии учителя.
Перспективы вижу в следующем: непрерывное повышение уровня профессионального мастерства; реализация педагогического проекта «Формирование типа правильной читательской деятельности в начальной школе»; реализация на практике всех этапов воспитательной системы;
продолжение работы по формированию УУД учащихся.
Приложение 1
Особенности обученности правополушарных и левополушарных детей
Виды деятельности и обучения. Контроль итогов учебной работы. Методы проверки.
Правополушарные дети | Левополушарные дети |
Задания на время. Работа в группе. Задания в картинках. Ролевые игры. Работа с наглядными пособиями. Проверка на уроке. Задания на правописание. Творческие задания. | Вневременные задания. Работа в одиночку. Задания в символах. Многократное повторение. Обучение других. Восприятие на слух. Проверка после уроков. Задания на поиск ошибок. Логические задания. |
Правополушарные дети | Левополушарные дети |
Устный опрос. Вопросы «открытого» типа (собственный развёрнутый ответ). | Письменные опросы. Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт учителя начальной школы.
Данный материал содержит обобщение работы учителя за межаттестационный период, представлены результаты обученности детей....
Здоровьезберегающие технологии в работе учителя.( из опыта работы)
Практическая значимость предоставленного опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике. Применение здоровьезберегающих тенологий помогает растить детей здоровыми, ...
Творческий отчёт учителя осетинского языка и литературы начальных классов МБОУ «СОШ им.А.М.Селютина с.Михайловское» Сиукаевой Залины Михайловны
Творческий отчётучителя осетинского языка и литературыначальных классовМБОУ «СОШ им.А.М.Селютина с.Михайловское»Сиукаевой Залины Михайловны...
Творческий отчёт учителя
Тема: "Эколого-краеведческая направленность на уроках окружающего мира"...
Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся (из опыта работы)
Данный материал может быть полезен при подготовке к урокам в начальной школе и для выступления на педсовете или методическом объединении....
Аналитический отчёт учителя за период работы 2017 - 2020годы.
Описание проделанной работы учителем за период работы в МКОУ "ТООШ" с 2017 по 20202 годы....
Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)
Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)...