ИКТ
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему
Программа кружка «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.rar | 800.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Малиновский
«Рассмотрено на методическом объединении» протокол № 7 от «10» июня 2014 г. | «Рассмотрено на Методическом Совете» протокол № 7 от « 11 » июня 2014 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР Казанцева Н.В. «21»августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ п. Малиновский Куклина И.В. Приказ № 293 « 21 » августа 2014 г . |
Программа
индивидуально – групповых занятий « Эрудит»
Составитель: Боревич С.В.,
учитель начальных классов
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и учебному плану МБОУ СОШ п. Малиновский
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
34 часа в год, 1 час в неделю.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы:
- способствовать расширению кругозора
- развивать мотивацию к познанию и творчеству
- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
- обучать младших школьников работе с различными источниками информации
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Актуальность индивидуально – групповых занятий: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Система педагогических принципов
Концепция предлагаемого курса математики основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО А.А. Леонтьевым:
- Принцип обучения деятельности.
- Принцип адаптивности, психологической комфортности и развития.
- Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
- Принцип целостности содержания образования.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Основные виды деятельности:
- решение логических задач по разным отраслям знаний
- работа с различными источниками информации
- составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Данное планирование направлено на развитие логического мышления второклассников, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблицы умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Большое внимание уделяется построению геометрических фигур, вычислению площади и периметра, внедрению занимательных геометрических заданий. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе «Кенгуру».
Виды универсальных учебных действий
В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формируются следующие блоки УУД:
Личностные УУД. Метапредметные УУД.
- Познавательные УУД.
- Коммуникативные УУД.
- Регулятивные УУД.
Личностные УУД
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Универсальные логические действия
- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:
- использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
- формирование умения работать в парах и малых группах;
- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
В сфере регулятивных УУД ученики смогут
- овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Учебно-тематическое планирование
индивидуально - групповых занятий «Эрудит».
Наименование тем курса | Кол-во часов | Виды деятельности | Форма контроля |
1.Логические цепочки | 4 | установление взаимосвязи между различными предметами и явлениями, проверишь смекалки и сообразительности | |
2.Магические квадраты | 1 | групповая работа, | |
3.Занимательная геометрия | 1 | конструирование фигур на плоскости из различного материала, создание мини-альбома «Узоры геометрии» | выставка альбомов «Узоры геометрии» |
4.Задачи в стихах | 1 | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | |
5.Наглядная геометрия | 1 | практическая работа- мини-проект «Наша детская площадка» | выставка «Я – чертёжник!» |
6. Математические игры. | 7 | Решение нестандартных математических заданий | |
7. Математический тренажёр | 1 | составление суперпримеров | защита работ «Мой суперпример – самый лучший!» |
8. Нестандартные задачи | 3 | решение нестандартных задач | |
9. Головоломки | 1 | Головоломки со спичками | |
10.Задачи повышенной сложности | 2 | Подготовка к олимпиаде | Выполнение олимпиадных заданий |
11. Блиц - турнир по решению задач | 1 | решение нестандартных заданий на меры длины | |
12. Задания олимпиадного характера | 1 | решение заданий повышенной трудности | |
13. Забавная геометрия | 1 | вычерчивание геометрических фигур | |
14. Математический КВН | 1 | Командное выполнение нестандартных заданий | |
15. Весёлая геометрия | 1 | вычерчивание геометрических фигур | Конкурс рисунков «Геометрия вокруг нас». |
16. Блиц – турнир «Задачи на смекалку» | 1 | решение нестандартных заданий | Конкурс знатоков |
17. Занимательная геометрия | 1 | вычерчивание геометрических фигур | |
18. Волшебные превращения цифр. | 1 | Игра «Зачеркнутая цифра» | |
19. В царстве смекалки | 1 | задачи на смекалку, подобранные из лучших образцов занимательной литературы | |
20. Тренажёр «Табличное умножение» | 1 | Приёмы запоминания таблицы умножения. | Конкурс «Знай таблицу наизусть – Будешь умницей, клянусь». |
21. Графический диктант. | 1 | Рисование по клеточкам под диктовку одноклассника | Конкурс работ |
22. Блиц – турнир по решению задач. | 1 | Решение задач изученных видов | |
ИТОГО 34 |
Календарно – тематическое планирование индивидуально – групповых занятий.
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Логические цепочки | |
2 | Магические квадраты | |
3 | Занимательная геометрия | |
4 | Задачи в стихах | |
5 | Наглядная геометрия | |
6 | Игра «На лесной полянке» | |
7 | Математический тренажёр | |
8 | Нестандартные задачи | |
9 | Головоломки | |
10 | Задачи повышенной сложности | |
11 | Блиц - турнир по решению задач | |
12 | Задания на логическое мышление | |
13 | Задания олимпиадного характера | |
14 | Игра «Сто к одному» | |
15 | Логические задачи | |
16 | Забавная геометрия | |
17 | Математический КВН | |
18 | Весёлая геометрия | |
19 | Блиц – турнир «Задачи на смекалку» | |
20 | Решение нестандартных задач | |
21 | Логические задания | |
22 | Занимательная геометрия | |
23 | Волшебные превращения цифр | |
24 | Математическая игра | |
25 | В царстве смекалки | |
26 | Задачи повышенной сложности | |
27 | Тренажёр «Табличное умножение» | |
28 | Игры с таблицей умножения | |
29 | Графический диктант. | |
30 | Блиц – турнир по решению задач | |
31 | Игра «Кто хочет стать миллионером?» | |
32 | Решение нестандартных задач | |
33 | Игра «В гостях у Винни Пуха». | |
34 | Математические игры с Колобком |
Литература:
Олимпиадные задания 3 класс А.М.Ситникова;
Учебное пособие «В царстве смекалки» Л.А. Князева.
О. Холодова: Юным умникам и умницам: Методическое пособие. 3 класс (1-4)
О. Холодова: Юным умникам и умницам.