Экологическое образование на уроках математики
статья по теме
Выступление на заседании МО учителей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_ekologicheskoe_obrazovanie_na_urokakh_matematiki.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование на уроках математики.
Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба. Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями.
З. В. Молодцова
В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка?
Да потому, что природа окружает ребёнка с первых дней его жизни. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, ведь она первооснова красоты и величия. Природа даёт ребёнку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать ещё непознанное и незнакомое.
Все учебные предметы дают возможность формировать экологическую воспитанность детей. Рассмотрим работу по экологическому образованию на уроках математики.
Уже при обучении детей счёту можно использовать окружающую природу.
Например, сосчитать:
- птиц или домашних животных, имеющихся в домашнем хозяйстве;
- деревья, растущие вдоль школьного стадиона;
- количество шагов между деревьями;
- рыбок в ведре у рыбака, грибы в корзине грибника, листочки на ветке, лепестки у цветка.
Всё, что окружает нас в природе, нередко находит отражение в весёлых рифмованных задачах:
По дороге шла ежиха,
А за нею – пять ежат.
На иголках у ежат по три яблочка лежат.
Что за чудо? Посмотрите!
Сколько всего яблочек? Скажите!
Плывут утята, играют, ныряют,
А утка-мать следит за ними, считает:
Три пёстрых, три серых,
Пять жёлтых утят –
Ей очень трудно всех сосчитать.
А вы, ребята, помогите,
Сколько утят? Подскажите!
Скоро небо содрогнется -
Дождь на землю прольётся.
Вот уж спряталось семь козлят,
Залезли под брёвна шесть щенят,
Телёнок ушёл под навес,
Петух под крыльцо залез.
Посчитайте без меня –
Сколько животных спряталось от дождя?
Семь ежей мордашки чистят.
Пять катаются по листьям,
Три глядят из под ветвей.
Сосчитайте всех ежей!
Коля, сорви две ромашки и жёлтый ноготок,
А ты, Светлана, - красный мак и синий василёк.
А я сорву незабудку, гвоздику и резеду.
Сосчитайте, сколько цветов я в венок вплету?
Сидит у окошка серая кошка,
Лежит на рогожке рыжая кошка,
Играет с мышонком чёрная кошка,
Залезла в лукошко белая кошка.
Сколько же кошек? Не сбейся, смотри.
Сколько ты насчитал? Говори!
На уроке окружающего мира дети узнают, что бумагу делают из древесины, а на производство учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Предложим учащимся решить задачи:
1) Для изготовления учебников для 1 класса необходимо сделать бумагу из 2 деревьев. Сколько можно сберечь деревьев, если учащиеся 4 классов передадут учебники младшим товарищам?
2) Груша в год вырастет на 18 см, а дуб на 2 см. Какое дерево в год вырастет больше и на сколько?
3) В начальной школе 9 классов. Сколько новых деревьев надо посадить школьникам, чтобы вернуть земле деревья, используемые для изготовления всех школьных пособий, если для одного класса уходит бумаги и картона, изготовленные из 3 деревьев?
4) На производство 1тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
Дети с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого характера.
1) Сотни птиц гнездятся в лесу села Московского. Учёные подсчитали, что дятлы за день приносят птенцам около 900 гусениц, а скворцы – на 400 гусениц больше. Сколько гусениц за день принесёт семья дятлов и скворцов своим птенцам? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
2) В саду было 16 деревьев. Летом в течение месяца стояла жаркая погода, и несколько деревьев сбросили все листья, как осенью. С листвой осталось 12 деревьев. Сколько деревьев сбросили листву? Почему это произошло? Чем мы можем помочь деревьям в зной?
3) Приехал к нам летом в гости мальчик, подошёл он к берёзе и удивился: «Почему ваша берёза в высоту метров 10, а у нас даже взрослые берёзки всего до 2 метров в высоту?» Во сколько раз берёзы ниже на Севере России, чем на Юге?
4) Муха, несмотря на наличие двух сложных глаз и трёх простых, видит на расстоянии 70 см, а стрекоза видит дальше – на расстоянии 2 м. Какова разница видения и почему?
5) Возле пруда сидят дед и внук, рыбачат. Сначала внук хлопнул по рукам 2 раза, потом по коленям 5, а потом и по лбу сам себя хлопнул. Повернулся он к деду и думает: «Сколько комаров я уже убил? А почему деда комары не кусают?» Повернулся он к деду и увидел, что тот обмазывает руки глиной. Помогите внуку ответить на его вопросы.
Решение таких задач, используемых на уроках математики, способствуют, с одной стороны, установлению взаимоотношений человека и природы, формированию экологических понятий, расширению кругозора детей, формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. А с другой – способствуют более осознанному и глубокому раскрытию связей между данными и искомыми величинами, не обращая внимание на лишние данные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательский проект учащихся "Экологические задачи на уроках математики".
Математические задачи экологической направленности могут использоваться при интегриривании экологии, окружающего мира и математики....
экологические задачи для уроков математики в начальной школе
В данной разработке представлены математические задачи на экологическую тему, которые можно использовать на уроках в начальной школе....
"Экологическое образование на уроках в начальной школе"
Особое место в системе непрерывного эколгического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начал...
Экологическое образование на уроках природоведческого цикла
Материал содержит рассказ о том , как осуществляется экологическое образование при изучении курса "Окружающий мир"...
Статья на тему: "Экологическое образование на уроках обучения грамоте"
Одним из актуальных вопросов современности является взаимодействие человека с природой. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы необходима системная и целенаправленная работа в дан...
Экологическое образование на уроках английского языка в начальной школе
Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания школьников. Изучая культуру а...
Экологическое образование через уроки окружающего мира
Методическая разработка...