Как проконтролировать развитие УУД
методическая разработка по теме

Смирнова Нина Валентиновна

Как проконтролировать развитие УУД. Таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Контроль развития УУД с таблицами.124.34 КБ

Предварительный просмотр:

Как проконтролировать развитие УУД у детей начальной школы?

Оглавление

Виды универсальных учебных действий        

Личностные универсальные учебные действия.        

Нравственно-эстетическая ориентация.        

Регулятивные универсальные учебные  действия.        

Коммуникативные  универсальные учебные  действия.        

Приложение        

Виды универсальных учебных действий

 Личностные действия:

        Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

        Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

        Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • Целеполагание – постановка учебной задачи
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
  • Прогнозирование –предвосхищение результата
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата  с заданным эталоном
  • Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ д.
  • Оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
  • Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

 Познавательные универсальные действия включают:

  • Общеучебные –самост. выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необх. информ., применение методов информац. поиска в т.ч. с пом. компьютера, структурирование знаний, выбор эффект. способа решения, рефлексия, постановка и формулирование проблемы, моделирование.
  • Логические – анализ, синтез, классификация, выведение следствий, рассуждения, доказательство, установление прич.-следст. связей, выдвижение гипотез
  • Постановка и решение проблемы – формулирование, самост. создание способов решения проблемы

Коммуникативные действия:

  Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы)

  Постановка вопросов (поиск и сбор информ.)

  Разрешение конфликтов (выявление проблем, поиск способов разрешения конфликтов)

  Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)

  Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации

Личностные универсальные учебные действия.

 Самоопределение  и смыслообразование.

Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия,направленные на определение своей позиции в отношениисоциальной роли ученика и школьной действительности;

действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность — количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

2. Обобщенность — степень обобщенности сужденийхарактеристик «Я».

3. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

Уровни оценивания:

• Дифференцированность

1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

• Обобщенность

1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.

3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик),обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

• Самоотношение

1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Опросник  мотивации

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка; 2 — социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания); 3 —познавательная мотивация; 4 — учебная мотивация; 5 — социальная мотивация – широкие социальные мотивы; 6 —

мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7 — прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 — социальная мотивация — позиционный мотив; 9 — отрицательное отношение к учению и школе.

Ниже приведены высказывания учащихся, соответствующие каждой из шкал.

Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе.  Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4 балльной шкале: 4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен;2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен.

1. Я учусь, чтобы быть отличником.

2. Я учусь, чтобы родители не ругали.

3. Я учусь, потому что учиться интересно.

4. Я учусь, чтобы получить знания.

5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.

6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.

7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.

8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.

9. Я не хочу учиться.

10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.

11. Я учусь, потому что этого требуют учителя.

12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.

13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.

14. Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.

15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию.

16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.

17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали.

18. Я не люблю учиться.

19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.

20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.

21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком.

23. Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.

25. Я учусь, чтобы меня хвалили.

26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.

27. Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания: Интегративные шкалы:

• учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная + 4 — учебная);

• социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — широкие социальные мотивы + 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте);

• внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам (1— отметка + 7 — прагматическая);

• социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц + 8 —социальная мотивация — позиционный мотив);

• негативное отношение к школе — 9.

Уровни оценивания:

0. Пик на шкале «негативное отношение к школе».

1. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная — одобрение).

2. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

3. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

А н к е т а (Самоопределение)

1. Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в школе. Выбери один из предложенных вариантов и отметь его:

— очень высокий,

— достаточно высокий,

— средний,

— ниже среднего,

— низкий,

— по одним предметам высокий, по другим — средний и низкий.

2. Бывает так, что ты не справляешься с контрольной работой или с ответом у доски и получаешь совсем не ту оценку, на которую рассчитывал.

Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, ставь около нее 2 балла. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно, ставь 1 балл. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, то ставь 0 баллов.

Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я:

1. Мало стараюсь.

2. Плохо понимаю объяснения учителя.

3. Задание было слишком сложным.

4. Мне просто не повезло.

5. Плохо подготовился к контрольной работе/много работал, хорошо подготовился.

6. Мне трудно на уроках.

7. Таких заданий раньше мы не делали.

8. Учительница строгая.

9. Не выучил (плохо выучил) урок/хорошо выучил урок.

10. Не успеваю делать так же быстро, как остальные ученики.

11. Было слишком мало времени на такое трудное задание.

12. Все списывали, а мне не удалось списать.

Если у меня все получается в школе, то это потому, что я:

1. Много работал, хорошо подготовился.

2. Мне легко на уроках.

3. Задание было легким.

4. Учительница добрая.

5. Очень стараюсь.

6. Понимаю объяснения учителя быстрее многих одноклассников.

7. Раньше нам объясняли, как выполнить такое задание.

8. Мне повезло.

9. Хорошо выучил урок.

10. Я делаю все намного быстрее, чем другие ученики.

11. Времени было вполне достаточно.

12. Мне подсказали.

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале: «Собственные усилия»,«Способности», «Объективная сложность задания» и «Везение» — для объяснения причин успеха/неуспеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем типе казуальной атрибуции.

Уровни оценивания:

1. Преобладание атрибуции «Везение».

2. Ориентация на атрибуции «Способности», «Объективная сложность задания».

3. Ориентация на атрибуцию «Собственные усилия».

Нравственно-эстетическая ориентация.

А н к е т а

Оценка поступка в баллах

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Так делатьможно

Так делать

иногда можно

Так делатьнельзя

Так делатьнельзя ни вкоем случае

И н с т р у к ц и я: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.

1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире.

5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.

11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.

12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.

Уровни оценивания:

1. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм,

более чем на 4 балла.

2. Суммы равны (±4 балла).

3. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм,

более чем на 4 балла.

Регулятивные универсальные учебные  действия.

(таблицы заполняет учитель)

Уровни  сформированности  целеполагания

Уровни

Показатели

сформированности

целеполагания

Поведенческие

индикаторы

сформированности

1. Отсутствие цели

Предъявляемое требование осознается лишь частично.

Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования)

Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может

выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал

2. Принятие

практической задачи

Принимает и выполняет только

практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи;

в отношении теоретических задач

не может осуществлять целенаправленны действий

3. Переопределение

познавательной задачи

в практическую

Принимает и выполняет только

практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

4. Принятие

познавательной цели

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения;

четко выполняется требование познавательной задачи

Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования),может дать отчет о своих действиях после принятого решения

5. Переопределение

Практической задачи

в теоретическую

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует

Познавательную цель и строит

действие в соответствии с ней

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения

6. Самостоятельная

постановка учебных целей

Самостоятельно

формулирует познавательные цели, выходя за пределы

требований программы

Выдвигает содержательные гипотезы,

учебная деятельность приобретает формуактивного исследования способов действия

Уровни  развития  контроля

Уровни

Показатели

сформированности

Дополнительные

диагностические

признаки

1. Отсутствие

контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

2. Контроль

На уровне

непроизвольного

внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер,

заметив ошибку, ученик не может обосновать своих

действий

Действуя неосознанно, предугадывает

правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

3. Потенциальный

контроль

на уровне

произвольного

внимания

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки

В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

4. Актуальный

контроль

на уровне

произвольного

внимания

При выполнении действия ученик ориентируется на

правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет самостоятельно,

контролирует процесс решения задачи

другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля с новыми условиями

5. Потенциальный

рефлексивный

контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя

обнаруживает это и пытается внести коррективы

Задачи, соответствующие усвоенному

способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

6. Актуальный

рефлексивный

контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий

задачи, и вносит коррективы

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала  решения

Уровни  развития  оценки

Уровни

Показатели

Поведенческие

индикаторы

1. Отсутствие

оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни

самостоятельно, ни по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку учителя,

воспринимает ее некритически (даже

в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не

может оценить свои силы относительно

решения поставленной задачи

2. Адекватная

ретроспективная

оценка

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или

ошибочность результата, соотнося его со схемой

действия

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и

не пытается это сделать; может оценить

действия других учеников

3. Неадекватная

прогностическая

оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить

свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт — знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

Свободно и аргументировано оценивает

уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении

новых задач, часто допускает ошибки,

учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать

до решения задачи

4. Потенциально

адекватная

прогностическая

оценка

Приступая к решению новой задачи, может с помощью

учителя оценить свои возможности для ее решения,

учитывая изменения известных ему  способов действий

Может с помощью учителя обосновать

свою возможность или невозможность

решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

5. Актуально-адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее

решении, учитывая изменения известных способов действия

Самостоятельно обосновывает еще до

решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их

вариаций, а также границ их применения

Проба на внимание

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Возраст: 8—9 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.).

Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Т е к с т 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослыеи дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилаласьледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорнякиживучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнулменя. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда,чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Т е к с т 2

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, атеперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился.Грчивют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотниквечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с

предлогом, смысловые ошибки и т. п.

Уровни сформированности внимания:

1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.

2. 3—4 — средний уровень внимания.

3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.

Коммуникативные  универсальные учебные  действия.

Задание «Рукавички»

(Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

— взаимопомощь по ходу рисования;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости)или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики«Архитектор-строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис.а),

другому — карточку с ориентирами-точками (рис. б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции.

Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому(рис. в).

аб                                           в

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности:

позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.


Приложение.

1. Таблицы учителя

2.Опросник мотивации .

3.Анкета     «Оценка поступка»   Нравственно-эстетическая ориентация.

4.Проба на внимание.

5. Анкета ( Самоопределение)    Личностные УУД.

Уровень  сформированности  целеполагания

ученика(цы)__________класса  МОУ Большекошинской сош ________________________________________________на______________учебный год

Уровни

Показатели

сформированности

целеполагания

Поведенческие

индикаторы

сформированности

  1. Отсутствие цели

2. Принятие

практической задачи

3. Переопределение

познавательной задачи

в практическую

4. Принятие

познавательной цели

5. Переопределение

Практической задачи

в теоретическую

6. Самостоятельная

постановка учебных целей

Уровень  развития  контроля

ученика(цы)__________класса  МОУ Большекошинской сош ________________________________________________на______________учебный год

Уровни

Показатели

сформированности

Дополнительные

диагностические

признаки

1. Отсутствие

контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

2. Контроль

На уровне

непроизвольного

внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер,

заметив ошибку, ученик не может обосновать своих

действий

Действуя неосознанно, предугадывает

правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

3. Потенциальный

контроль

на уровне

произвольного

внимания

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки

В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

4. Актуальный

контроль

на уровне

произвольного

внимания

При выполнении действия ученик ориентируется на

правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет самостоятельно,

контролирует процесс решения задачи

другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля с новыми условиями

5. Потенциальный

рефлексивный

контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя

обнаруживает это и пытается внести коррективы

Задачи, соответствующие усвоенному

способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

6. Актуальный

рефлексивный

контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий

задачи, и вносит коррективы

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала  решения

Уровни  развития  оценки

ученика(цы)__________класса  МОУ Большекошинской сош ________________________________________________на______________учебный год

Уровни

Показатели

Поведенческие

индикаторы

1. Отсутствие

оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни

самостоятельно, ни по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку учителя,

воспринимает ее некритически (даже

в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не

может оценить свои силы относительно

решения поставленной задачи

2. Адекватная

ретроспективная

оценка

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или

ошибочность результата, соотнося его со схемой

действия

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и

не пытается это сделать; может оценить

действия других учеников

3. Неадекватная

прогностическая

оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить

свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт — знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

Свободно и аргументировано оценивает

уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении

новых задач, часто допускает ошибки,

учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать

до решения задачи

4. Потенциально

адекватная

прогностическая

оценка

Приступая к решению новой задачи, может с помощью

учителя оценить свои возможности для ее решения,

учитывая изменения известных ему  способов действий

Может с помощью учителя обосновать

свою возможность или невозможность

решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

5. Актуально-адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее

решении, учитывая изменения известных способов действия

Самостоятельно обосновывает еще до

решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их

вариаций, а также границ их применения

Опросник мотивации.   Смыслообразование.

ученика(цы)__________класса  МОУ Большекошинской сош ________________________________________________на______________учебный год

Высказывание сверстников

Степень согласия

(в баллах)

1

 Я учусь, чтобы быть отличником.

2

 Я учусь, чтобы родители не ругали.

3

 Я учусь, потому что учиться интересно.

4

 Я учусь, чтобы получить знания.

5

 Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.

6

 Я учусь, чтобы потом продолжить образование.

7

 Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.

8

 Я учусь, чтобы одноклассники уважали.

9

 Я не хочу учиться.

10

 Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.

11

 Я учусь, потому что этого требуют учителя.

12

Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.

13

 Я учусь, чтобы развивать ум и способности

14

 Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.

15

 Я учусь, чтобы получить интересную профессию.

16

Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.

17

Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали.

18

 Я не люблю учиться.

19

 Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.

20

 Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.

21

 Я учусь, чтобы стать образованным человеком.

22

 Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

23

Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

24

 Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.

25

 Я учусь, чтобы меня хвалили.

26

 Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.

27

Мне не нравится учиться.

4 балла — совершенно согласен;

3 балла — скорее согласен;

2 балла — скорее не согласен, чем согласен;

1 балл — не согласен.

Обработка результатов.

Интегративные шкалы

Баллы

1

Учебно-познавательная

2

Социальная

3

Внешняя мотивация

4

Социальная . Стремление к одобрению.

5

Негативное отношение к школе

Выводы по итогам:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета     «Оценка поступка»   Нравственно-эстетическая ориентация.

ученика(цы)__________класса  МОУ Большекошинской сош ________________________________________________на______________учебный год

Оцениваемый поступок

балл

1.

Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2.

Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

3.

Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

4.

Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире.

5.

Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

6.

Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

7.

Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

8

Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

9.

Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

10.

Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.

11.

Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.

12.

Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

13.

Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

14.

Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

15.

Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

16.

Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17.

Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

18

 Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

Инструкция:

 Поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.

1 балл - Так делать можно

2 балла - Так делать

иногда можно

3 балла - Так делать нельзя

4 балла - Так делать нельзя ни в коем случае

Выводы по итогам:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проба на внимание.  Регулятивное действие контроля.

ученика(цы)__________класса  МОУ Большекошинской сош ________________________________________________на______________учебный год

Прочитайте текст, проверьте его и исправьте  в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль.

Т е к с т 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослыеи дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилаласьледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорнякиживучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнулменя. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда,чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Анализ работы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровни сформированности внимания:

1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.

2. 3—4 — средний уровень внимания.

3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.

Проба на внимание.  Регулятивное действие контроля.

ученика(цы)__________класса  МОУ Большекошинской сош

________________________________________________на______________учебный год

Прочитайте текст, проверьте его и исправьте  в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль.

Т е к с т 2

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, атеперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился.Грчивют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотниквечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Анализ работы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровни сформированности внимания:

1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.

2. 3—4 — средний уровень внимания.

3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.

Анкета ( Самоопределение)    Личностные УУД.

ученика(цы)__________класса  МОУ Большекошинской сош

________________________________________________на______________учебный год

 Бывает так, что ты не справляешься с контрольной работой или с ответом у доски и получаешь совсем не ту оценку, на которую рассчитывал.

Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, ставь около нее 2 балла. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно, ставь 1 балл. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, то ставь 0 баллов.

Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я:

Причина неуспеха

Балл

1

 Мало стараюсь.

2

Плохо понимаю объяснения учителя.

3

Задание было слишком сложным.

4

Мне просто не повезло.

5

Плохо подготовился к контрольной работе.

6

Мне трудно на уроках.

7

Таких заданий раньше мы не делали.

8

Учительница строгая.

9

 Не выучил (плохо выучил) урок.

10

Не успеваю делать так же быстро, как остальные ученики.

11

Было слишком мало времени на такое трудное задание.

12

Все списывали, а мне не удалось списать.

Если у меня все получается в школе, то это потому, что я:

Причина успеха

Балл

1

 Много работал, хорошо подготовился.

2

 Мне легко на уроках.

3

Задание было легким.

4

Учительница добрая.

5

 Очень стараюсь.

6

Понимаю объяснения учителя быстрее многих одноклассников.

7

Раньше нам объясняли, как выполнить такое задание.

8

Мне повезло.

9

Хорошо выучил урок.

10

 Я делаю все намного быстрее, чем другие ученики.

11

Времени было вполне достаточно.

12

Мне подсказали.