"Методы и способы формирования навыка чтения"
презентация к уроку (2 класс) на тему
«Методы и способы формирования навыка чтения»
Обучение чтению ведёт к формированию навыка чтения, что является главной задачей уроков чтения в начальной школе. Сформированный навык чтения характеризуется единством четырёх компонентов – сознательности, правильности, беглости и выразительности. Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание прочитанного текста, его смысл. Это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, замен, искажений букв и состоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого в тексте. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов. Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её – способом, правильностью и выразительностью чтения.
Главное, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Всё, что относится к технической стороне чтения оно подчинено всё той же смысловой стороне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 20.63 КБ |
презентация | 280.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по самообразованию :
«Методы и способы формирования навыка чтения»
Обучение чтению ведёт к формированию навыка чтения, что является главной задачей уроков чтения в начальной школе. Сформированный навык чтения характеризуется единством четырёх компонентов – сознательности, правильности, беглости и выразительности. Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание прочитанного текста, его смысл. Это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, замен, искажений букв и состоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого в тексте. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов. Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её – способом, правильностью и выразительностью чтения.
Главное, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Всё, что относится к технической стороне чтения оно подчинено всё той же смысловой стороне.
Смысловая сторона чтения – совокупное понимание читающим:
- значений большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и переносном смысле;
- содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
- предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей.
- основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
Вот почему одно и тоже произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребёнком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности.
Техническая сторона чтения, техника чтения, как уже отмечалось, охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию, служит её более полному выражению.
Каждый из компонентов, образующий в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные её стороны, является способ чтения. Из 3 основных способов чтения:
- плавное слоговое;
- плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов;
- чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными.
Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного к чтению целыми словами и группами слов, т.е. самому продуктивному способу.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:
1 класс – не менее 25-30 слов в минуту;
2 класс – не менее 30-40 слов в минуту;
3 класс – 50-60 слов в минуту (в конце 1 полугодия),
65-75 слов в минуту (в конце 2 полугодия);
4 класс – 70-80 слов в минуту (в конце 1 полугодия),
85-95 слов в минуту (в конце 2 полугодия).
Если результаты ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.
В младших классах обучение чтению учащихся ведётся в соответствии с программами, учитывающими их психофизические особенности, и направленно на коррекцию и компенсацию имеющихся у них нарушений развития.
В 1 классе – в течение первого года обучения в общеобразовательной школе – все учащиеся усваивают все буквы, умеют сливать их в слоги, некоторые овладевают слоговым способом чтения и переходят к чтению целыми словами, остальные читают только по буквам. Темп чтения школьников отличается значительной вариативностью, что можно объяснить замедленностью восприятия печатных знаков, а также индивидуальными особенностями чтецов. Одним из значимых факторов является и содержание читаемого – текст с более сложной смысловой структурой читается большинством учащихся медленнее. Практически все учащиеся допускают при чтении разнообразные ошибки. Школьникам ещё трудно дифференцировать графемы, имеющие отдельные сходные элементы (например, «б» - «д», «в» - «з», «а» - «о», поэтому читают «кокая» вместо «какая», «скозал» вместо «сказал» и т.д.); смешивают буквы «е», «ё», «ю», «я», не всегда воспринимают мягкую согласную, мягкость которой обозначена этими буквами, допускают смягчение согласных в конце слов (читают «могуть» вместо «могут»).Некоторые учащиеся допускают нестойкие замены парных по глухости и звонкости согласных, перестановки, пропуски, не дочитывают окончания (например, «как» вместо «какая»); повторяют звуки и слоги, добавляют при чтении в слова отсутствующие в них слоги или отдельные звуки, заменяют звуки в словах, что может привести к искажениям слов и даже замене их другими словами (например, могут прочитать «тянуть» вместо «тонуть»). Часто встречается чтение по догадке («приходит» вместо «придёт»).
Во 2 классе наблюдается уже меньшая вариативность скорости чтения у учащихся, чем в 1 классе, нет резкого различия в скорости чтения текстов с разным информационным планом.
Для учащихся с изначально не характерно механическое чтение. Совершенствованию беглости чтения мешает стремление школьников сразу после прочтения осмыслить читаемое. Большинство учащихся находятся на этапе формирования синтетических приёмов чтения, у них происходит заметное развитие целостного восприятия слов при чтении, однако ученики по-прежнему прибегают к слоговому чтению трудных, многосложных, особенно незнакомых слов, непривычных оборотов речи.
В 3 классе уже половина учащихся полностью овладевают чтением целыми словами. Остальные учащиеся, овладев слоговым способом чтения, переходят к чтению целыми словами. Слоговое чтение может возобновляться при чтении слов со знаком переноса на следующую строку. Расположение частей слова на противоположных сторонах страницы требуют от учащихся дополнительного напряжения и внимания, тормозит процесс слияния частей слова в единое целое и осложняет понимание смысла прочитанного. Наибольшую трудность для чтения представляют многосложные слова с ударением на первом слоге и слова со стечением согласных в середине слова.
2.Как сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? В чём же основные причины несформированности навыка чтения и можно ли их устранить? Эти и другие вопросы, связанные с проблемой чтения, очень актуальны на сегодняшний день. Предлагаю несколько упражнений для обучения чтению
1.Развитие речевого аппарата
Работа начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок. (на слайде)
Включаются упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных. Начали с артикуляции основных гласных :а, о, у, ы, и, э. Сначала учатся произносить хором по порядку, затем в сочетании: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о.
После отработки произношения гласных включаются сочетания согласных: ба, бо, бу, бы, ва, во, ву, ви и т.д.
Далее идет тренировка учащихся чтению разного рода сочетаний гласных и согласных:
Асуиэ, аиуоэ, з-с-ж, ш-ж-с; же, че, ща, тра, три
Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электрификация, портфель.
- Расширение оперативного поля чтения и памяти.
- Числовые и буквенные пирамиды (на слайде)
- Цифровые и буквенные таблицы (на слайде)
4 . Развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях
- Упражнение «Антиципация частей поговорок» (на слайде»
- Упражнение « Фигуры из спичек» Это упражнение лучше выполнять с группой детей. Сначала раскладываютмя спички на столе и накрываются листочком, затем подняв на 1-2 сек., показывают всем остальным детям полученную фигуру. Посмотрев, игроки закрывают глаза и стараются подсчитать количество использованных спичек. Затем открываю глаза и выкладывают «сфотографированную» в памяти фигуру. Затем сверяют.
- Упражнение «Сочини рассказ»
Дается несколько слов, их необходимо перегруппировать, объеденяя по какому-либо признаку, а потом придумать историю, которая свела бы их вместе. (на слайде)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смысловая Техническая Компоненты:
Смысловая сторона чтения – совокупное понимание читающим: значений большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и переносном смысле; содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей. основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
3 основных способа чтения: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными.
1 класс – не менее 25-30 слов в минуту; 2 класс – не менее 30-40 слов в минуту; 3 класс – 50-60 слов в минуту (в конце 1 полугодия), 65-75 слов в минуту (в конце 2 полугодия); 4 класс – 70-80 слов в минуту (в конце 1 полугодия), 85-95 слов в минуту (в конце 2 полугодия). Показатели
Скороговорки: На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Проворонила ворона вороненка. Мама мыла Милу мылом От топота копыт пыль по полю летит. Развитие речевого аппарата
А, О, У, Ы, И, Э А-у , а-о , ы-и , э-а , и-о Ба, бо , бу , бы, бэ , би , ва , во, ву , ви и т.д. Аоуиэ , аиуоэ З-с-ж , ш-ж-с Же, че , ща , тра , три Электрификация, портфель.
10_________23 96_________________72 54________________________34 68________________________________86 71_________________________________________43
Мы___________ло Му____________________ха Ре___________________________ка Во________________________________да Оч____________________________________ки
1 7 33 3 15 16 11 5 10 2 4 23 2 17 9 18 12 24 21 14 6 19 8 12
А Н К О Б Х У Р Д С Л Ю Ш Е А З Ч Э Т Щ П Я Ц В
«Сочини рассказ» Медведь Тележка Солнце Вода Колокольчик Пчела Воздух Кот Ромашка Ваза
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:«Диагностика и коррекция как методы успешного формирования навыка чтения»
Некоторые приемы и виды диагностических работ по чтению, приемы формирования навыка чтения,упражнения для коррекции навыка чтения....
Формирование навыка чтения, как способ развития познавательных УУД
Совершенствование техники чтения – это одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отн...
«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...
Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития
В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....
Методы и приемы формирования навыка чтения у детей ЗПР
Выступление на пед.совете...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).
Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник полу...
Методы и приёмы формирования навыков чтения в начальной школе
Настоящий читательский интерес начинает формироваться у ребёнка в младшем школьном возрасте, в начальной школе. Вот почему перед каждым учителем начальных классов постоянно возникают вопросы:Как приви...