"Методы и способы формирования навыка чтения"
презентация к уроку (2 класс) на тему

Валюшкина Людмила Трофимовна

«Методы и способы формирования навыка чтения»

Обучение  чтению   ведёт   к  формированию  навыка  чтения, что является   главной   задачей   уроков   чтения   в    начальной   школе. Сформированный   навык    чтения     характеризуется  единством   четырёх компонентов – сознательности, правильности, беглости и выразительности. Навык   чтения – явление   сложное, комплексное. Это,  прежде всего, умение понимать  содержание  прочитанного  текста,  его  смысл. Это   правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, замен, искажений букв и состоящих за ними звуков, слогов, слов. Это   выразительность – умение   интонировать   знаки   препинания, интонирование,   связанное   с  пониманием читаемого в тексте. Чтение – это способ   чтения:   он   может   быть   побуквенным   и отрывистым, слоговым и  плавное  слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов.     Таким   образом,   навык  чтения складывается в целом из   двух сторон:   смысловой –   понимания,   уразумения    содержания    и смысла   читаемого  и технической – подчинённой первой, обслуживающей её – способом,   правильностью   и   выразительностью   чтения.

Главное,   ведущее   место  в  комплексе,   именуемом «навык чтения»,   принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Всё, что   относится  к  технической  стороне  чтения  оно  подчинено  всё  той   же   смысловой   стороне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад20.63 КБ
Файл презентация280.1 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию :

«Методы и способы формирования навыка чтения»

Обучение  чтению   ведёт   к  формированию  навыка  чтения, что является   главной   задачей   уроков   чтения   в    начальной   школе. Сформированный   навык    чтения     характеризуется  единством   четырёх компонентов – сознательности, правильности, беглости и выразительности. Навык   чтения – явление   сложное, комплексное. Это,  прежде всего, умение понимать  содержание  прочитанного  текста,  его  смысл. Это   правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, замен, искажений букв и состоящих за ними звуков, слогов, слов. Это   выразительность – умение   интонировать   знаки   препинания, интонирование,   связанное   с  пониманием читаемого в тексте. Чтение – это способ   чтения:   он   может   быть   побуквенным   и отрывистым, слоговым и  плавное  слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов.     Таким   образом,   навык  чтения складывается в целом из   двух сторон:   смысловой –   понимания,   уразумения    содержания    и смысла   читаемого  и технической – подчинённой первой, обслуживающей её – способом,   правильностью   и   выразительностью   чтения.

Главное,   ведущее   место  в  комплексе,   именуемом «навык чтения»,   принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Всё, что   относится  к  технической  стороне  чтения  оно  подчинено  всё  той   же   смысловой   стороне.

        Смысловая  сторона  чтения – совокупное понимание читающим:

  1. значений большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и переносном смысле;
  2. содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  3. предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей.
  4. основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.

        Вот почему одно и тоже произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребёнком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности.

                Техническая сторона чтения, техника чтения, как уже отмечалось, охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию, служит её более полному выражению.

        Каждый из компонентов, образующий в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные её стороны, является способ чтения. Из 3 основных способов чтения:

  • плавное слоговое;
  • плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов;
  • чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными.

Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного к чтению целыми словами и группами слов, т.е. самому продуктивному способу.

        Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:

        1 класс – не менее 25-30 слов в минуту;

        2 класс – не менее 30-40 слов в минуту;

        3 класс – 50-60 слов в минуту (в конце 1 полугодия),

                           65-75 слов в минуту (в конце 2 полугодия);

        4 класс – 70-80 слов в минуту (в конце 1 полугодия),

                           85-95 слов в минуту (в конце 2 полугодия).

        Если результаты ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.

        В младших классах обучение чтению учащихся ведётся в соответствии с программами, учитывающими их психофизические особенности, и направленно на коррекцию и компенсацию имеющихся у них нарушений развития.

        В 1 классе – в течение первого года обучения в общеобразовательной школе – все учащиеся усваивают все буквы, умеют сливать их в слоги, некоторые овладевают слоговым способом чтения и переходят к чтению целыми словами, остальные читают только по буквам. Темп чтения школьников отличается значительной вариативностью, что можно объяснить замедленностью восприятия печатных знаков, а также индивидуальными особенностями чтецов. Одним из значимых факторов является и содержание читаемого – текст с более сложной смысловой структурой читается большинством учащихся медленнее. Практически все учащиеся допускают при чтении разнообразные ошибки. Школьникам ещё трудно дифференцировать графемы, имеющие отдельные сходные элементы (например, «б» - «д», «в» - «з», «а» - «о», поэтому читают «кокая» вместо «какая»,  «скозал» вместо «сказал» и т.д.); смешивают буквы «е», «ё», «ю», «я», не всегда воспринимают мягкую согласную, мягкость которой обозначена этими буквами, допускают смягчение согласных в конце слов (читают «могуть» вместо «могут»).Некоторые учащиеся допускают нестойкие замены парных по глухости и звонкости согласных, перестановки, пропуски, не дочитывают окончания (например, «как» вместо «какая»); повторяют звуки и слоги, добавляют при чтении в слова отсутствующие в них слоги или отдельные звуки, заменяют звуки в словах, что может привести к искажениям слов и даже замене их другими словами (например, могут прочитать «тянуть» вместо «тонуть»). Часто встречается чтение по догадке («приходит» вместо «придёт»).

        Во 2 классе наблюдается уже меньшая вариативность скорости чтения у учащихся, чем в 1 классе, нет резкого различия в скорости чтения текстов с разным информационным планом.

        Для учащихся с изначально не характерно механическое чтение. Совершенствованию беглости чтения мешает стремление школьников сразу после прочтения осмыслить читаемое. Большинство учащихся находятся на этапе формирования синтетических приёмов чтения, у них происходит заметное развитие целостного восприятия слов при чтении, однако ученики по-прежнему прибегают к слоговому чтению трудных, многосложных, особенно незнакомых слов, непривычных оборотов речи.

        В 3 классе уже половина учащихся полностью овладевают чтением целыми словами. Остальные учащиеся, овладев слоговым способом чтения, переходят к чтению целыми словами. Слоговое чтение может возобновляться при чтении слов со знаком переноса на следующую строку. Расположение частей слова на противоположных сторонах страницы требуют от учащихся дополнительного напряжения и внимания, тормозит процесс слияния частей слова в единое целое и осложняет понимание смысла прочитанного. Наибольшую трудность для чтения представляют многосложные слова с ударением на первом слоге и слова со стечением согласных в середине слова.

        2.Как сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? В чём же  основные причины несформированности навыка чтения и можно ли их устранить? Эти и другие вопросы, связанные с проблемой чтения, очень актуальны на сегодняшний день.        Предлагаю несколько упражнений для обучения чтению

1.Развитие речевого аппарата

Работа начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок. (на слайде)

Включаются упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных. Начали с артикуляции основных гласных :а, о, у, ы, и, э. Сначала учатся произносить хором по порядку, затем в сочетании: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о.

После отработки произношения гласных включаются сочетания согласных: ба, бо, бу, бы, ва, во, ву, ви и т.д.

Далее идет тренировка учащихся чтению разного рода сочетаний гласных и согласных:

Асуиэ, аиуоэ, з-с-ж, ш-ж-с; же, че, ща, тра, три

Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электрификация, портфель.

  1. Расширение оперативного поля чтения и памяти.
  1. Числовые и буквенные пирамиды (на слайде)
  2. Цифровые и буквенные таблицы (на слайде)

4 . Развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях

  1. Упражнение «Антиципация частей поговорок» (на слайде»
  2. Упражнение « Фигуры из спичек» Это упражнение лучше выполнять с группой детей. Сначала раскладываютмя спички на столе и накрываются листочком, затем подняв на 1-2 сек., показывают всем остальным детям полученную фигуру. Посмотрев, игроки закрывают глаза и стараются подсчитать количество использованных спичек. Затем открываю глаза и выкладывают «сфотографированную» в памяти фигуру. Затем сверяют.
  3.  Упражнение «Сочини рассказ»

Дается несколько слов, их необходимо перегруппировать, объеденяя по какому-либо признаку, а потом придумать историю, которая свела бы их вместе. (на слайде)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методы и способы формирования навыка чтения» Доклад по самообразованию

Слайд 2

Смысловая Техническая Компоненты:

Слайд 3

Смысловая сторона чтения – совокупное понимание читающим: значений большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и переносном смысле; содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей. основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Слайд 4

3 основных способа чтения: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными.

Слайд 5

1 класс – не менее 25-30 слов в минуту; 2 класс – не менее 30-40 слов в минуту; 3 класс – 50-60 слов в минуту (в конце 1 полугодия), 65-75 слов в минуту (в конце 2 полугодия); 4 класс – 70-80 слов в минуту (в конце 1 полугодия), 85-95 слов в минуту (в конце 2 полугодия). Показатели

Слайд 6

Скороговорки: На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Проворонила ворона вороненка. Мама мыла Милу мылом От топота копыт пыль по полю летит. Развитие речевого аппарата

Слайд 7

А, О, У, Ы, И, Э А-у , а-о , ы-и , э-а , и-о Ба, бо , бу , бы, бэ , би , ва , во, ву , ви и т.д. Аоуиэ , аиуоэ З-с-ж , ш-ж-с Же, че , ща , тра , три Электрификация, портфель.

Слайд 8

10_________23 96_________________72 54________________________34 68________________________________86 71_________________________________________43

Слайд 9

Мы___________ло Му____________________ха Ре___________________________ка Во________________________________да Оч____________________________________ки

Слайд 10

1 7 33 3 15 16 11 5 10 2 4 23 2 17 9 18 12 24 21 14 6 19 8 12

Слайд 11

А Н К О Б Х У Р Д С Л Ю Ш Е А З Ч Э Т Щ П Я Ц В

Слайд 12

«Сочини рассказ» Медведь Тележка Солнце Вода Колокольчик Пчела Воздух Кот Ромашка Ваза

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Диагностика и коррекция как методы успешного формирования навыка чтения»

Некоторые приемы и виды диагностических работ по чтению, приемы формирования навыка чтения,упражнения для коррекции навыка чтения....

Формирование навыка чтения, как способ развития познавательных УУД

Совершенствование техники чтения – это одна из  главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отн...

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития

В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).

     Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник полу...

Методы и приёмы формирования навыков чтения в начальной школе

Настоящий читательский интерес начинает формироваться у ребёнка в младшем школьном возрасте, в начальной школе. Вот почему перед каждым учителем начальных классов постоянно возникают вопросы:Как приви...