Структура уроков введения нового знания
консультация на тему

Карась Татьяна Юрьевна

Перечислены этапы уроков введения нового знания, дана схема урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur._izuch._novogo_1.doc34 КБ
Файл ur._izuch._novogo_2.docx13.22 КБ

Предварительный просмотр:

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие. 

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

На схеме в качестве примера приведена структура урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы:

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.



Предварительный просмотр:

Структура урока изучения нового

№ п/п

Название этапа урока

Применяемые проблемные методы

1.

Самоопределение к деятельности

2.

Актуализация знаний

3.

Постановка учебной проблемы

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Необходимо использовать  алгоритм (см. таблицу 1):

- создание проблемной ситуации;

- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждение к формулированию учебной проблемы.

  1. Подводящий к теме диалог.
  2. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

4.

Поиск решения учебной проблемы

  1. Побуждающий к гипотезам и проверке диалог.

Необходимо использовать  алгоритм (см. таблицу 3):

- побуждение к выдвижению гипотез;

- побуждение к проверке гипотез.

  1. Подводящий к знанию от проблемы диалог.
  2. Подводящий к знанию без проблемы диалог.

5.

Первичное закрепление

6.

Самостоятельная работа  с самопроверкой

7.

Включение нового в систему знаний и повторение

8.

Рефлексия деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура урока введения нового знания

Данная структура урока позволит учителю проектировать уроки, реализующие личностный подход к формированию у школьников умений учебной деятельности...

ОС " Школа 2100" 2 класс. Урок математики " Порядок действий в выражении" (урок введения нового знания).

Методическая разработка. Математика. 2 класс "Порядок действий в выражении". 1-ый урок по теме....

"Структура урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода"

В данной статье описана структура введения новых знаний в рамках системно- деятельностного подхода. К статье прилагается презентация....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...

Структура уроков введения нового знания.

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:1. Самоопределение к учебной деятельности.2. Актуализация и пробное учебное действие.3. Выявление места и причины затруднения.  4....

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...