Выступление на ГМО по теме: "Использование различных методов обучения".
статья по теме
Материал по теме: "Использование различных методов обучения для формирования универсальных учебных действий."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование различных методов обучения для формирования УУД | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ различных МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
З.Г. Тляубаева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3», г. Когалым
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Достижение новых образовательных результатов, основанных на сотрудничестве школьников и их самостоятельной деятельности,- одно их главных требований, необходимых для реализации ФГОС. Важнейшей задачей стандартов нового поколения является создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться».[4,c.7].Сегодня для учителя начальной школы особо актуальными стали вопросы: 1) Как обучать? 2) Как создать новую образовательную среду? 3) С помощью чего учить? Для формирования УУД необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии- способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Если в начальной школе у учащегося универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им несложно учиться на других этапах.
Я использую в работе личностно - ориентированные педагогические технологии - деятельностный метод обучения, который обеспечивает: 1)высокое качество предметных знаний и умений;
2) эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников;
3)воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся;
4) формирование способностей к рефлексивной самоорганизации.[1,c.3].
Я на уроках применяю побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к открытию знания диалог. При помощи вопросов и заданий ученики определяют тему урока и приобретают новые знания. Использование технологии деятельностного метода позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность. Для становления личностных, регулятивных и коммуникативных действий требуется, чтобы школьники в учебном процессе активно взаимодействовали между собой и с педагогами.
Для организации учебной деятельности в парах, группах и индивидуально я использую специальные приёмы и методики, памятки и алгоритмические предписания: методика взаимообмена заданиями, взаимотренажа. [5,c.12]. Работая в парах, дети учатся выполнять какой-либо тип задания, потом передают знания другому ученику. Таким образом, каждый ученик усваивает учебный материал. В случае затруднений учащегося при индивидуальной работе я вывожу в рефлексивную позицию - задаю вопросы. При помощи методики взаимотренажа я обеспечиваю эффективное закрепление изученного материала: упражняемся в устном счете, находим орфограммы, даём толкования понятиям - доводим действия до автоматизма. Работа занимает 5-6 минут. [3,c.7].
Регулятивные действия формируются в процессе их многократного выполнения: вначале под руководством учителя, потом в совместной деятельности с другими учащимися. Я задаю следующие вопросы и задания: «Для чего необходимо знать и уметь?», «Что нужно сделать, чтобы получился правильный ответ?», «Прочитай вслух…», «Прав ли он?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Оцени их работу», «Мне понравилось», «Мне было интересно».
Для каждого этапа урока использую активные методы, позволяющие наиболее эффективно решать конкретные задачи этапа. В начале урока включаю учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне: «Хочу, потому что смогу». Применяю следующие приемы работы:
- высказывание добрых пожеланий, хлопки в ладони, психологическая поддержка: учащиеся становятся в круг, держась за руки, я произношу шёпотом слова, а учащиеся повторяют хором: «Мы – умные! Мы дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! У нас всё получится!».
- « Солнышко и тучка » -выявление уровня ожиданий и опасений учащихся. В начале урока дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске солнышко или тучу; по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих силах учеников; по количеству солнышек можно судить о качестве усвоения учебного материала, урок был интересным, цели были достигнуты.
- «Поздоровайся локтями». Эта смешная игра позволяет весело начать урок, способствует установлению контакта между учениками.
На разных этапах урока мы с учащимися подводим итоги, обсуждаем то, что узнали и как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса - используем на уроках упражнение «Светофор»: зелёный свет - побольше таких дел; жёлтый свет- понравилось, но не всё; красный свет - дело не понравилось.
Также применяю проектную деятельность как один из методов обучения, побуждающий ученика занять активную позицию, самостоятельно добывать, применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку. Мы с детьми работали над темами: «Сотовый телефон - вред или польза?», « Шоколад - полезный продукт?», «Составление задачника по математике». На уроках окружающего мира работаем над групповыми проектами (« Мой город», Я и природа», «Мои домашние животные »).Над некоторыми проектами работали всем коллективом - искали материал, иллюстрации, фотографии, придумывали задачи, работали со словарями и энциклопедиями. Учащиеся принимали активное участие в проектной деятельности и были участниками школьных и муниципальных конкурсов.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Я на своих уроках применяю мультимедийные технологии посредством использования одного компьютера на класс. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно - образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс. Использование в начальной школе информационных технологий помогает учащимся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладеть практическими способами работы с информацией; развивать мышление, навыки исследовательской деятельности. Использование в начальной школе информационных технологий позволяет учителю:
- совершенствовать содержание, методы и организационные формы работы с учащимися;
- активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов;
- увеличить объём выполняемой работы на уроке;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- усилить положительную мотивацию обучения;
- сократить время для контроля и проверки знаний учащихся.
В свете требований новых образовательных стандартов я ознакомилась с методикой Александра Григорьевича Ванцяна, в которой арифметический материал использует, как мощное средство для достижения общего развития учащихся. Сюжетные ситуации, повседневный опыт, знакомые образы помогают формировать универсальные учебные действия.[6,с.8].На уроках математики применяю методические подходы, способные обеспечить требования стандарта, касающиеся развития у учащихся универсальных учебных действий:
- коммуникативные УУД: дети высказывают собственные мнения, учатся слушать друг друга, приходить к единому мнению;
- регулятивные УУД: дети учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале;
- познавательные УУД: дети учатся строить рассуждение об объекте, его свойствах, связях.
Но надо помнить, что любые действия должны быть осмысленными - это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других; развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему.Конечно, учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:
- состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
- уровень развития речи;
- степень владения русским языком;
- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
- стремление принимать и решать учебную задачу;
- навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Таким образом, использование различных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную деятельность, формирования коммуникативных качеств, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Литература
1.Корбакова И.Н.,Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения.1-4 классы. //Описание технологии и конспекты уроков. -Волгоград: Учитель,2010.
2. Ушева Т.Ф. Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы.// Начальная школа,2012,№11.
3. Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения.-Красноярск,2010.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: на 2011г.// Министерство образования и науки Российской Федерации.- Москва.: Просвещение,2011.-33с.- ( Стандарты второго поколения).
5. Лебединцев В.Б. Русский язык.1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий./ Волгоград: Учитель,2013-2014.
6. А.Г. Ванцян Об особенностях обучения математике в начальной школе в свете требований новых образовательных стандартов./М.:Пед.университет «Первое сентября», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Использование на уроках различных методов обучения для формирования УУД"
Мной разработана презентация по теме....
Делимся опытом. Выступление на ШМО на тему "Использование технологии проектного обучения в начальной школе как механизм реализации ФГОС."
Конспект+Презентация на тему "Использование технологии проектного обучения в начальной школе как механизм реализации ФГОС" знакомит с видами проектов, предназначением проектной деятельности...
Познавательная активность школьников в применении различных методов обучения в начальной школе
Выпускная квалификационная работа...
Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"
Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....
Преимущество и недостатки различных методов обучения преподавания курса ОРКСЭ.
Сравнительная таблица методов обучения....
Выступление на ШМО по теме: "Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах"
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....
Выступление на ГМО по теме Использование исследовательских методов и приёмов как средство развития мыслительной деятельности младших школьников
Сегодня учащиеся начальной школы обучаются по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и главная задача учителя – научить детей учиться.Основная особенность деятельност...