Выступление на ГМО по теме: "Использование различных методов обучения".
статья по теме

 

Материал  по теме: "Использование различных методов обучения для формирования универсальных учебных действий."

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ различных МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

З.Г. Тляубаева

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3», г. Когалым

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Достижение новых образовательных результатов, основанных на сотрудничестве школьников и их самостоятельной деятельности,- одно их главных требований, необходимых для реализации ФГОС. Важнейшей задачей стандартов нового поколения является создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться».[4,c.7].Сегодня для учителя  начальной школы особо актуальными стали вопросы: 1) Как обучать? 2) Как создать новую образовательную среду? 3) С помощью чего учить? Для формирования УУД необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов,  приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках. Успешность  обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе  социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой  успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Младшему школьнику  должны быть предоставлены условия для развития рефлексии- способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Если в начальной школе у учащегося универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им несложно учиться на других этапах.

 Я использую в работе личностно - ориентированные педагогические технологии - деятельностный метод обучения, который обеспечивает:  1)высокое качество предметных знаний и умений;

2) эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников;

3)воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся;

4) формирование способностей к рефлексивной самоорганизации.[1,c.3].

Я  на уроках применяю побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к  открытию знания  диалог. При помощи вопросов и заданий ученики определяют тему урока и  приобретают новые знания. Использование технологии деятельностного метода позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность. Для становления личностных, регулятивных и коммуникативных действий требуется, чтобы  школьники в учебном процессе активно взаимодействовали между собой и с педагогами.

Для организации учебной деятельности в парах, группах и индивидуально  я использую  специальные приёмы и методики, памятки и алгоритмические предписания: методика взаимообмена заданиями, взаимотренажа.  [5,c.12]. Работая в парах, дети   учатся выполнять какой-либо тип задания,  потом передают знания другому ученику. Таким образом, каждый ученик усваивает учебный материал. В случае затруднений учащегося при индивидуальной работе я вывожу  в рефлексивную позицию - задаю вопросы. При помощи методики   взаимотренажа я обеспечиваю эффективное закрепление изученного материала:  упражняемся в устном счете, находим орфограммы, даём толкования понятиям - доводим действия до автоматизма. Работа занимает 5-6 минут. [3,c.7].

Регулятивные действия формируются в процессе их многократного выполнения: вначале под руководством учителя, потом в совместной деятельности с другими учащимися. Я задаю следующие вопросы и задания: «Для чего необходимо знать и уметь?», «Что нужно сделать, чтобы получился правильный ответ?», «Прочитай вслух…», «Прав ли он?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Оцени их работу»,  «Мне понравилось», «Мне было интересно».

Для каждого этапа урока использую активные методы, позволяющие наиболее эффективно решать конкретные задачи этапа. В начале урока   включаю учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне: «Хочу, потому что смогу». Применяю следующие приемы работы:

  •  высказывание добрых пожеланий, хлопки в ладони, психологическая поддержка: учащиеся становятся в круг, держась за руки, я произношу шёпотом слова, а учащиеся повторяют хором: «Мы – умные! Мы дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! У нас всё получится!».
  • « Солнышко и тучка » -выявление уровня ожиданий и опасений учащихся. В начале урока дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске солнышко или тучу; по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных  в своих силах учеников; по количеству солнышек можно судить о качестве усвоения учебного материала, урок был интересным, цели были достигнуты.
  •  «Поздоровайся локтями». Эта смешная игра позволяет весело начать урок, способствует установлению контакта между учениками.

На разных этапах урока   мы с учащимися подводим   итоги, обсуждаем то, что узнали и  как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса - используем на уроках упражнение «Светофор»: зелёный свет - побольше таких дел; жёлтый свет- понравилось, но не всё; красный свет - дело не понравилось.

               Также  применяю проектную деятельность как один  из методов обучения, побуждающий ученика занять активную позицию, самостоятельно добывать, применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку. Мы с детьми работали над темами: «Сотовый телефон - вред или польза?», « Шоколад - полезный продукт?», «Составление задачника по математике». На уроках окружающего мира работаем над групповыми  проектами (« Мой город», Я и природа», «Мои домашние животные »).Над  некоторыми проектами работали всем коллективом - искали материал, иллюстрации, фотографии, придумывали задачи, работали со словарями и энциклопедиями. Учащиеся принимали активное участие в проектной деятельности и были участниками школьных и муниципальных  конкурсов.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Я  на своих  уроках применяю мультимедийные технологии посредством использования одного компьютера на класс. Психологические особенности  развития младших школьников, такие, как наглядно - образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс. Использование в начальной школе информационных технологий помогает учащимся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладеть практическими способами работы с информацией; развивать мышление, навыки исследовательской деятельности. Использование в начальной школе информационных технологий позволяет учителю:

  • совершенствовать содержание, методы и организационные формы работы с учащимися;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов;
  • увеличить объём выполняемой работы на уроке;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • усилить положительную мотивацию обучения;
  • сократить время для контроля  и проверки знаний учащихся.

В свете требований новых образовательных стандартов  я  ознакомилась с     методикой Александра Григорьевича Ванцяна, в  которой  арифметический материал  использует, как мощное средство для достижения общего развития учащихся. Сюжетные ситуации, повседневный опыт, знакомые образы помогают  формировать универсальные учебные действия.[6,с.8].На уроках математики применяю методические подходы, способные обеспечить требования стандарта, касающиеся развития у учащихся универсальных учебных действий:

  •  коммуникативные УУД: дети высказывают собственные мнения, учатся слушать друг друга, приходить к единому мнению;
  • регулятивные УУД: дети учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале;
  • познавательные УУД: дети учатся строить рассуждение об объекте, его свойствах, связях.

Но надо помнить, что любые действия должны быть осмысленными - это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других; развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему.Конечно, учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:

  • состояние здоровья детей;
  • успеваемость по основным предметам;
  • уровень развития речи;
  • степень владения русским языком;
  • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
  • стремление принимать и решать учебную задачу;
  • навыки общения со сверстниками;
  • умение контролировать свои действия на уроке.

Таким образом, использование  различных  методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную деятельность, формирования коммуникативных качеств, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Литература

1.Корбакова И.Н.,Терешина Л.В. Деятельностный  метод обучения.1-4 классы. //Описание технологии и конспекты уроков. -Волгоград: Учитель,2010.

2. Ушева Т.Ф. Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы.// Начальная школа,2012,№11.

3. Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения.-Красноярск,2010.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: на 2011г.// Министерство образования и науки Российской Федерации.- Москва.: Просвещение,2011.-33с.- ( Стандарты второго поколения).

5. Лебединцев В.Б. Русский язык.1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий./ Волгоград: Учитель,2013-2014.

6. А.Г. Ванцян  Об особенностях  обучения математике в начальной школе в свете требований новых образовательных стандартов./М.:Пед.университет «Первое сентября», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Делимся опытом. Выступление на ШМО на тему "Использование технологии проектного обучения в начальной школе как механизм реализации ФГОС."

Конспект+Презентация на тему "Использование технологии проектного обучения в начальной школе как механизм реализации ФГОС"  знакомит с видами проектов, предназначением проектной деятельности...

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....

Выступление на ШМО по теме: "Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах"

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Выступление на ГМО по теме Использование исследовательских методов и приёмов как средство развития мыслительной деятельности младших школьников

Сегодня учащиеся начальной школы обучаются по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и главная задача учителя – научить детей учиться.Основная особенность деятельност...