Проектная деятельность младших школьников
учебно-методический материал на тему
К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации, само по себе, не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить их этому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_boytsovoy_e.n.zip | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы над проектом в начальной школе.
Доклад подготовлен учителем Нижневартовской санаторно-лесной школы Бойцовой Е.Н.
К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации, само по себе, не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Моя задача научить их этому.
Необходимо создавать условия для:
- формирования у детей информационной компетентности;
- формирования у ребят коммуникативной компетентности;
Надо учить:
- не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;
- формировать вопросы для общения и поиска информации.
Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность.
Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.
Что же такое учебный проект? Это и задания для учащихся, сформулированное в виде проблемы и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Основной тезис:
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»
Формируя предметные, метапредметные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.
Этапы проектной деятельности:
- Поисковый
- Аналитический
- Практический
- Презентационный
- Контрольный
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успех
Типология проектов
По доминирующей в проекте деятельности:
-исследовательские,
-информационные,
-практико-ориентированные,
-ролево-игровые,
-творческие;
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Ролевой проект. на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
По предметно – содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей).
По продолжительности: мини – проекты ( 1 урок или менее), краткосрочные (4 - 6 уроков), недельные, годичные.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев
Особенности организации проектной деятельности
Тема проекта:
-Выбирается из содержания учебных предметов
-Близка и понятна детям;
-Находится в зоне их ближайшего развития
Длительность выполнения проекта
1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий, самостоятельной работы при участии родителей
Оценка выполнения проекта
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.
Формы продуктов проектной деятельности
- справочник; газета; журнал;
- альбом;
- гербарий; карта;
- экскурсия;
- игра; сценарий праздника;
- костюм; макет; модель; сувенир;
- мультимедийный продукт;
- учебное пособие и др.
Формы презентации проектов
- демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода;
- защита реферата;
- сюжетно-ролевая игра;
- праздник или инсценировка;
- демонстрация учебного пособия и т.п.
Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.
Критерии успеха работы над проектом
- Достижение конечного результата;
- Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;
- Сплоченность участников команды;
- Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного;
- Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
Приведу практические примеры проектной деятельности в моем классе за последнее время.
Проект «Веселая гусеница»
- Учебный предмет: литературное чтение.
- Класс: 1
- Вид проекта: монопредметный, среднесрочный, коллективный.
- Сроки проведения: апрель-май 2013 года.
- Цель проекта: пробуждение интереса к чтению детской художественной литературы.
- Проблема: низкие показатели техники чтения учащихся в классе
- Форма презентации: конкурс читательских дневников в виде «гусеницы».
- Результативность: выявлены и награждены победители конкурса; к концу года произошло повышение показателей техники чтения на 15 %.
Проект «Осенняя ярмарка талантов»
- Класс: 2
- Вид проекта: межредметный, творческий, краткосрочный, коллективный.
- Сроки проведения: 3-4 неделя сентября.
- Цель проекта: реализация творческих способностей учащихся через различные виды искусств (живопись, поэзию, прикладную деятельность и т.п).
- Форма презентации: выставка рисунков и поделок из природного материала, выступления детей на уроках.
- Результативность: лучшие поделки отправлены на Всероссийский конкурс «Фея осени» (сайт «Фактор роста»). Есть победители в трех номинациях.
Вывод:
Таким образом в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. И достичь этого можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность младших школьников
Проектная деятельность младших школьников...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.
Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...