Внедрение и использование ИКТ в начальное школе.
статья на тему
Из опыта работы выступление на методическом семинаре с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_i_ispolzovanie_ikt.zip | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение и использование ИКТ в начальной школе.
Учитель Кариан-Строгановского филиала
МБОУ «Знаменская СОШ»
Гладилина Елена Владимировна
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Слайд 1
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Слайд 2
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику моей работы осуществляю по следующим направлениям:
1.Создание презентаций к урокам.
2.Работа с ресурсами Интернет.
3.Использование готовых обучающих программ.
4. Создание и использование собственных дидактических материалов.
Возможности ИКТ:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Слайд 3
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
·усиление интенсивности урока;
·повышение мотивации учащихся;
·мониторинг их достижений.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1.Для обозначения темы урока.
2.В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3.Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся. Слайд 4
Проведение подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и у самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» Слайд 5 Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря оборудованию нашего класса.
Применяю на уроках электронные тренажеры, тесты, задания, тексты для чтения, картинки для развития речи, аудиофайлы и др. Все это позволяет реализовать и дифференцированный подход к обучению.
Рассмотрим возможности применение ИКТ на разных уроках.
Обучение грамоте, чтение. Слайд 6
Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, мною используются мультимедийные средства. Так, например, на уроке обучения грамоте помогают прекрасный фильм о буквах и звуках «Азбука - Малышка», презентации «Учим буквы». Неотъемлемой частью урока является лента букв, к которой во время букварного периода обращаются практически на каждом уроке. Использование данной ленты позволяет решать несколько задач: ребенок может упражняться в запоминании графического облика букв, тренироваться в соотнесении звука и буквы; может классифицировать алфавит по различным параметрам (гласные, согласные; согласные звонкие и глухие), причем классификация происходит с опорой на цветовое решение (яркий образ сосредотачивает внимание.
При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко - буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом,предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Письмо.
Благодаря ИКТ на уроках письма для того чтобы дети правильно нашли строку для работы в прописи, можно спроецировать изображение страницы прописи на белую доску.
Для объяснения начертания букв хорошо использовать презентацию «Учимся писать буквы».
Математика. Слайд 7
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Электронное приложение позволяет использовать его как на этапе изучения нового материала, для наблюдением над изучаемым явлением, так и на этапе первичного закрепления и контроля знаний.
Окружающий мир. Слайд 8
Электронное приложение к учебнику помогает разнообразить урок. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.
По предмету «Окружающий мир» я разработала презентации «Путешествие по Золотому кольцу России» к виртуальной экскурсии 3 класс Плешаков А., совместно с детьми «Обзор страны и природы» к уроку в 1 классе «Что такое Родина?»
Часто использую на уроках фотографии, которые снимала на фотоаппарат.
Особое место в курсе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
Учащимися под моим руководством разработаны проекты: «Моя семья», «Моя школа. Мой класс». Слайд 9
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
То, о чём сказано выше, всего лишь часть из проведённых уроков и мероприятий, но насколько интересно на них детям.
Что дают такие уроки учащимся? слайд 10
- Повышение мотивации к учению.
- За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.
- При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.
- Развитие наглядно-образного, информационного мышления.
- Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.
- Развитие навыков самообразования и самоконтроля, повышение активности и инициативности.
Что дают такие уроки учителю? Слайд 11
- Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.
- Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.
- Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.
- Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. .Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Слайд 12
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы. Ведь педагог современной российской школы должен соответствовать требованиям века грядущего.
Литература:
Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г
Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г
Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Материал представлен в виде презентации, где описывается опыт работы по данной теме....
Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы.
Из опыта работы....
Внедрение современных образовательных технологий в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС
презентация из опыта работы учителя, работающего по старым стандартам, внедряющего новые формы, методы работы с учащимися начальной школы....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы
Использование информационных технологий в преподавании дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполн...
Внедрение ИКТ на уроках в начальной школе.
Выступление на педагогическом совете. Тема : "Введение ФГОС в начальной школе. Итоги работы"Из опыта работы учителя начальных классов....
Обобщение опыта "Управление внедрением ИКТ в учебный процесс начальной школы"
Выступление + презентация...