Проектная деятельность младших школьников.
методическая разработка (1 класс) на тему
Выступление на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsovet_mart_2014.docx | 19.97 КБ |
vystuplenie_pedsovet_mart_2014.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность младших школьников
По ФГОС НОО главная задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.
Формирование личности и продвижение в развитии осуществляется только в процессе собственной деятельности, направленной на открытие новых знаний.
Деятельный способ обучения не нов. Ещё в 1920 году американский философ и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Современное переосмысление основных идей Дьюи можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает:
— связь обучения с жизнью;
— развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
— развитие умения адаптироваться к действительности;
— умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Одним из методов, позволяющих выполнять поставленные задачи, является метод проектов.
Учебный проект учит:
— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
— целеполаганию и планированию деятельности;
— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Учебный проект
Проблема проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Актуальность проблемы мотивация |
Цель проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Как?» (мы это можем делать) | Постановка задач |
Методы и способы | «Что получится?» (как решение проблемы) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Почему?» (это важно для меня лично) | Ожидаемый результат |
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных.
Продуктом работы над проектом может быть презентация, чертеж, эскиз, альбом, эссе на тему проекта, школьная газета с подбором статей на определенную тему, спектакль или концерт. Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как — это так называемая «рефлексия деятельности».
Система общего развития Л.В.Занкова считает деятельный способ передачи знаний ведущим.
В УМК системы общего развития Л.В.Занкова входят рабочая тетрадь для учащихся 2-4 классов «Я - исследователь» и методическое пособие для учителя А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Тетрадь предназначена для работы со 2 класса, но я начала использовать её с 1 сентября 2012года на занятиях кружка «Проектная деятельность». Этот кружок работает и во втором классе.
За время работы кружка были созданы индивидуальные и коллективные проекты: «Домашние питомцы», «Зимующие птицы микрорайона МОУ «СОШ №73», «Сочи 2014» и другие.
В марте 2013 года приняла участие в районном семинаре-практикуме «Начальная школа в условиях ФГОС второго поколения».
Было проведено открытое занятие кружка «Проектная деятельность» по теме «Защита проектов о зимующих птицах».
На семинаре учителей Кировского района по теме: «Начальная школа в условиях ФГОС второго поколения» выступила с докладом «Из опыта работы по формированию навыков исследовательской деятельности у младших школьников».
В феврале 2014 года состоялось открытое занятие кружка «Проектная деятельность» по теме предстоящей зимней олимпиады в Сочи. На занятии
присутствовали родители обучающихся.
Метод проектно-исследовательской деятельности часто используется на уроках.
Например, на уроке технологии предлагаю детям рассмотреть предметы, которые они принесли для выполнения аппликации: гальку, камушки, семечки, бусинки и т.д. Сегодня мы сотворим чудо, используя эти предметы. Что вы знаете о них? (работа в группах) Ребята выбирают свой метод исследования: кто-то подумает сам, кто-то узнал от родителей, кто-то узнал из книг, кто-то видел передачу по телевизору и т.д. Следующий этап – метод обращения к книге. Рассматриваем образцы и думаем как их можно изготовить (последовательность действий). План действий каждая группа на листочке изображает графически. Затем обсуждаются варианты и выбирается оптимальный. Далее предлагается на выбор – следование в работе образцу в книге или придумать свой узор. В конце урока организуется выставка поделок, чтобы создать ситуацию успеха у каждого ученика и в тоже время учиться самооценке и самоконтролю, сравнивая свою работу с другими. Ребята задают вопросы друг другу, обсуждают увиденное. Кто-то хочет дома попробовать сделать ещё что-то из других предметов.
В 1 классе на экскурсии по окружающему миру проводили экспресс-исследование видового состава флоры зелёной зоны вокруг школы. Ребята делились на 3 группы: группа друзей деревьев, кустарников и травянистых растений. Кроме определения видового разнообразия выявлялись возможные жалобы растений, предлагались меры по их защите. По результатам исследования был создан проект «Растения зелёной зоны МОУ «СОШ № 73».
Во 2 классе при изучении хвойных и цветковых растений обучающиеся создавали проекты о растениях.
По литературному чтению работаем над проектами «Весна».
По русскому языку занимаемся проектом «Страна словарных слов».
30 апреля 2013 года по математике дала открытый урок-исследование Классификация многоугольников».
Итак, метод проектной деятельности характеризуется как:
— личностно ориентированный;
— деятельностный;
— обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельноcти;
— построенный на принципах проблемного обучения;
— развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
— формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
— воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
— здоровьесберегающий.
Использование проектной деятельности способствует формированию метапредметных и личностных результатов, способствуют саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся.
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность младших школьников
По ФГОС НОО главная задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.
Формирование личности и продвижение в развитии осуществляется только в процессе собственной деятельности, направленной на открытие новых знаний.
Деятельный способ обучения не нов. Ещё в 1920 году американский философ и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Современное переосмысление основных идей Дьюи можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает:
— связь обучения с жизнью;
— развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
— развитие умения адаптироваться к действительности;
— умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Одним из методов, позволяющих выполнять поставленные задачи, является метод проектов.
Учебный проект учит:
— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
— целеполаганию и планированию деятельности;
— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Учебный проект
Проблема проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Актуальность проблемы мотивация |
Цель проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Как?» (мы это можем делать) | Постановка задач |
Методы и способы | «Что получится?» (как решение проблемы) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Почему?» (это важно для меня лично) | Ожидаемый результат |
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных.
Продуктом работы над проектом может быть презентация, чертеж, эскиз, альбом, эссе на тему проекта, школьная газета с подбором статей на определенную тему, спектакль или концерт. Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как — это так называемая «рефлексия деятельности».
Система общего развития Л.В.Занкова считает деятельный способ передачи знаний ведущим.
В УМК системы общего развития Л.В.Занкова входят рабочая тетрадь для учащихся 2-4 классов «Я - исследователь» и методическое пособие для учителя А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Тетрадь предназначена для работы со 2 класса, но я начала использовать её с 1 сентября 2012года на занятиях кружка «Проектная деятельность». Этот кружок работает и во втором классе.
За время работы кружка были созданы индивидуальные и коллективные проекты: «Домашние питомцы», «Зимующие птицы микрорайона МОУ «СОШ №73», «Сочи 2014» и другие.
В марте 2013 года приняла участие в районном семинаре-практикуме «Начальная школа в условиях ФГОС второго поколения».
Было проведено открытое занятие кружка «Проектная деятельность» по теме «Защита проектов о зимующих птицах».
На семинаре учителей Кировского района по теме: «Начальная школа в условиях ФГОС второго поколения» выступила с докладом «Из опыта работы по формированию навыков исследовательской деятельности у младших школьников».
В феврале 2014 года состоялось открытое занятие кружка «Проектная деятельность» по теме предстоящей зимней олимпиады в Сочи. На занятии
присутствовали родители обучающихся.
Метод проектно-исследовательской деятельности часто используется на уроках.
Например, на уроке технологии предлагаю детям рассмотреть предметы, которые они принесли для выполнения аппликации: гальку, камушки, семечки, бусинки и т.д. Сегодня мы сотворим чудо, используя эти предметы. Что вы знаете о них? (работа в группах) Ребята выбирают свой метод исследования: кто-то подумает сам, кто-то узнал от родителей, кто-то узнал из книг, кто-то видел передачу по телевизору и т.д. Следующий этап – метод обращения к книге. Рассматриваем образцы и думаем как их можно изготовить (последовательность действий). План действий каждая группа на листочке изображает графически. Затем обсуждаются варианты и выбирается оптимальный. Далее предлагается на выбор – следование в работе образцу в книге или придумать свой узор. В конце урока организуется выставка поделок, чтобы создать ситуацию успеха у каждого ученика и в тоже время учиться самооценке и самоконтролю, сравнивая свою работу с другими. Ребята задают вопросы друг другу, обсуждают увиденное. Кто-то хочет дома попробовать сделать ещё что-то из других предметов.
В 1 классе на экскурсии по окружающему миру проводили экспресс-исследование видового состава флоры зелёной зоны вокруг школы. Ребята делились на 3 группы: группа друзей деревьев, кустарников и травянистых растений. Кроме определения видового разнообразия выявлялись возможные жалобы растений, предлагались меры по их защите. По результатам исследования был создан проект «Растения зелёной зоны МОУ «СОШ № 73».
Во 2 классе при изучении хвойных и цветковых растений обучающиеся создавали проекты о растениях.
По литературному чтению работаем над проектами «Весна».
По русскому языку занимаемся проектом «Страна словарных слов».
30 апреля 2013 года по математике дала открытый урок-исследование Классификация многоугольников».
Итак, метод проектной деятельности характеризуется как:
— личностно ориентированный;
— деятельностный;
— обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельноcти;
— построенный на принципах проблемного обучения;
— развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
— формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
— воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
— здоровьесберегающий.
Использование проектной деятельности способствует формированию метапредметных и личностных результатов, способствуют саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность младших школьников
Проектная деятельность младших школьников...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.
Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...