Технология личностно-ориентированного обучения
методическая разработка на тему
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации. Термин «личностно-ориентированное обучение» предполагает взгляд на личность как на субъект процесса обучения и на интересы ее развития – личность является не средством, а целью педагогической деятельности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_lichnostno.docx | 75.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология личностно-ориентированного обучения
(И.С.Якиманская, Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондареская, В.В.Сериков)
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации. Термин «личностно-ориентированное обучение» предполагает взгляд на личность как на субъект процесса обучения и на интересы ее развития – личность является не средством, а целью педагогической деятельности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Личностно-ориентированное обучение– это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методологическая организация условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций.
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
· разноуровневый – ориентация на разный уровень сложности программного материала, который доступен ученику;
· дифференцированный – выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
· индивидуальный – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
· субъективно-личностный – отношение к каждому ребенку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, ее устойчивости. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода:
· диалогичность;
· деятельно-творческий характер;
· направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
· предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
· Личностно-ориентированное обучение
· Технология саморазвивающего обучения
· Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)
· Педагогические технологии адаптивной школы
· Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
· Игровые технологии
· Технология развивающего обучения
· Технология уровневой дифференциации
· Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
· Технология «Педагогические мастерские»
Личностно-ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет к поисково-исследовательскому методу. Его суть в следующем: выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, постановка учебной задачи, совместная с учителем поисковая деятельность, оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности. Другими словами, не показ способа действий, а поиск, «выращивание» этого способа. Роль учителя – в организации поисковой деятельности «изнутри». Учитель – участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо. Основной формой поисковой деятельности учащихся является диалог , в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализирует пути ее решения. Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создает его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, но и развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определенным предметам).
Поисково-исследовательский метод работает через осмысление учащимися своей деятельности, он обращен к способностям человека перестраивать свои действия, свой наличный опыт, свои мотивы и потребности. Он обращен к обмену не только мыслями, но и чувствами, переживаниями. На уровне восприятия и памяти, без личных переживаний нельзя овладеть предметом как частью мировой культуры человека. В целом, возможности личностного взаимодействия в поисково-исследовательском методе гораздо шире.
Личностно-ориентированное обучениепредполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
При этом перед учителем встают новые задачи:
· создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
· стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
· создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работам;
· использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· использование проблемных творческих заданий;
· оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий
· поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
· создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика;
· использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
· при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания, домашние задания – разноуровневые;
· обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
Ученик
· участвует в постановке новой учебной задачи, ее переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить идею, гипотезу ее решения, предлагает свои варианты решения, свое видение проблемы (учитель при этом – ценный источник познания ученика);
· при объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя;
· учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, учится отделять способ решения от результата;
· выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действия;
· охотно анализирует свою учебную работу, свое психологическое состояние, открыто демонстрирует свои «плюсы и минусы», открыто демонстрирует свои способности;
· имеет право на ошибку, на собственное мнение, отличное от мнения учителя и других учеников.
Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя!)
- содержательное самооценивание, анализ и самооценка учащимися содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что нет, где ошибка);
- анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач и пр.);
- анализ и оценка характера своего участия в учебной работе и др.
Задания на создание возможностей на самоопределение («Выбирай себя!»)
- аргументированный выбор различного учебного задания;
- задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, ориентация на тот или иной учебный балл;
- задания с аргументированным выбором способа учебной работы, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- выбор форм отчетности учебной работы и др.
Задания на «включение» самореализации («Проверяй себя!»)
- требующие творчества в содержании работы;
- требующие творчества в способе учебной работы;
- выбор различных «жанров» заданий и др.
Задания на совместное развитие школьников («Твори совместно!»)
- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы;
- совместный анализ результата и процесса работы;
- задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы.
Опыт реализации технологии личностно-ориентированного обучения
Задания по выбору
1. Тема урока: «Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы» (3класс)
А. Подбери к именам прилагательным синонимы
Пустая корзина, острый нож, сухое полотенце, щедрые люди, простая задача.
Образец: толстый карандаш – тонкий.
Б. Вставь в пословицы подходящие по смыслу прилагательные-антонимы
~~~~~~~~~~ слово лечит, а ~~~~~~~~~~~ - калечит. ~~~~~~~~ сторона – мать, а ~~~~~~~~~~ - мачеха. Платье хорошо ~~~~~~~~~ , а друг - ~~~~~~~~~.
2. Тема урока: «Родовые окончания имен прилагательных» (3класс)
А. Вставь пропущенные окончания имен прилагательных, определи род.
Мягк… зима, мягк… человек, мягк… одеяло, дальн… путь, дальн… дорога, дальн… место.
Б. Замени выделенные слова именами прилагательными, определи род прилагательных, выдели окончание.
Платье из шёлка, ящик для почты, растение в теплице, сок вишни, небо осенью, гайка из стали, забава зимой, повидло из сливы.
3. Тема урока: «Изменение имен прилагательных по родам» (3класс)
А. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные. Определи род.
Пришла ~~~~~~ весна. ~~~~~~ солнышко согнало ~~~~~~ снег. На поляне расцветает первый ~~~~~~ цветок.
Б. Из данных слов составь и запиши предложения, изменив окончания имён прилагательных. У прилагательных определи род.
Летний, была, лунный, ночь. Старый, на, высокий, опушке, ель, стоит. Над, бором, большой, опускалось, лёгкий, облако. Это подснежник.
4. Тема урока: «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» (3класс)
А. Соедини и запиши слова близкие по смыслу.
Скучать сверкать
блестеть молвить
дрожать грустить
сказать трепетать
охранять беречь
Б. Подбери к каждому слову синоним. Запиши слова парами.
Бр – сать – ____________, бр – нить – _____________, х – х – тать – ____________, б – жать – ____________, др – жать – _______________.
5. Тема урока: «Различие имен прилагательных мужского и женского рода, отвечающих на вопрос какой?» (4класс)
Карточка №1.
А. Спиши словосочетания, вставь безударные окончания прилагательных.
Обозначь род прилагательных, выдели окончания.
За ближн … деревней, в зимн … день, в дремуч … лес, у здешн … речки, на последн … странице, в син … цвет.
Б. К данным прилагательным подбери антонимы (слова, противоположные по значению).
Поздн … осенью – … ; на верхн … этаж – … ;
в зимн … одежде – … , вечерн … дождь – … .
Карточка №2.
А. Дополни и запиши предложения, используя подходящие по смыслу имена прилагательные.
С приходом _________ в лесу всё изменилось. ________ ветерок разогнал туман. _________ свет заливает лесную поляну.________ снег укрыл _________ след. Над _________ поляной пронеслись птицы.________ цепочкой по ________ опушке вьётся след ______ лисицы.
Слова для справок: (по желанию, если затрудняются)
холодный, свежий, лёгкий, солнечный, яркий,
пушистый, мягкий, заячий, волчий,
лесной, извилистый, белоснежный, рыжий, хитрый.
Б. Составь рассказ по данному началу, используя имена прилагательные м.р. и ж.р. с окончаниями -ой (-ей), -ый (-ий). Укажи их род, выдели окончания.
Я выхожу на прогулку и не узнаю леса. Какая чудная картина!
6. Тема урока: «Три типа склонения имен существительных» (4класс)
А. Спиши текст. Определи склонение имён существительных.
Синее море. Вечер тихий, тёплый. Не плещет волна. Кругом тишь. Солнце закатилось. Наползает темнота. Воздух неподвижен. Ветер уснул. Только изредка плеснёт рыба.
2скл.
Образец. Синее море.
Б. Спиши предложения, заменяя выделенные имена существительные однокоренными существительными другого склонения.
Наступила тёмная ночка. По полю пробежала мышь. По дороге резво скакала лошадка. Красивая ёлка выросла на опушке леса.
Например.На столе лежит тетрадь. (Заменяю слово «тетрадь» 3-го скл.)
1скл.
Пишу. На столе лежит тетрадка.
7. Тема урока: «Предложный падеж имен существительных» (4класс)
А. Выпиши предложения, в которых выделенные существительные стоят в предложном падеже. Укажи падеж существительных.
1. Каждое утро мы ходим в школу. В школе мы узнаём много нового.
2. Платье висит в шкафу. Лена аккуратно повесила платье в шкаф.
3. Книги лежат на столе. Мы положили книги на стол.
Б. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Напиши отгадки. Найди существительные в предложном падеже.
1. На ш..сте дв..рец, во дв..рце – п..вец. 2. С..дит д..вица в т..мнице, а к..са на ул..це.
3. Ж..вёт в глуш.. л..сной и летом, и з..мой старательный р..ботник, л..сной, н..сатый плотник.
В. Поставь существительные в предложный падеж с предлогами. Составь и запиши с ними предложения.
Выставка, избушка, ладошка, яблоня и груша.
8. Тема урока: «Творительный падеж имен существительных» (4класс).
А. Выпиши предложения, в которых выделенные существительные стоят в творительном падеже. Укажи падеж существительных.
1. Мяч укатился под стол. Мяч лежал под столом.
2. Пассажир оказался за бортом. Матрос бросил за борт спасательный круг.
3. С озера поднялась стая уток. Рядом с озером рос лес.
Б. Из слов составь и запиши предложения с существительными в творительном падеже. Если надо, добавь предлоги и измени окончания существительных. Укажи падеж существительных.
1. Пашня, кружились, ласточки. 2. Орлята, летят, орлица.
3. Охотник, вернулся, добыча. 4. Речка, блестит, пшеница.
Создание проблемной ситуации
1. Тема урока: «Непроизносимые согласные» (3класс)
На доске записаны слова:
Кленовый, пряжка, солнце, здравствуй, вишневый, близкий, смельчак, визгливый, жидкий, вестник, просьба, звездный.
Задание 1
Выписать из данного ряда слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
Проверка. (Кленовый, вишневый, смельчак, визгливый)
- Как проверить безударную гласную в корне?
Задание 2
Выписать слова с парными согласными в корне, требующими проверки.
Проверка. (пряжка, близкий, жидкий, просьба)
- Как проверить слова с парными согласными в корне?
- Какие слова не выписали? (здравствуй, солнце, вестник, звездный)
Задание 3
Записать эти слова в столбик.
- Произнесите эти слова и запишите рядом их транскрипцию.
Здравствуй [ з д р а с т в у й ]
солнце [ с о н ц е ]
вестник [ в’ э с н’ и к ]
звездный [ з в’ о з н ы й ]
- Что заметили? (звуков в словах меньше, чем букв; в этих словах некоторые звуки не произносятся, но пишутся)
- Если в середине слова имеется не менее трех согласных, то это называется стечением согласных.
- Перечислите согласные, которые в ряде этих слов пишутся, но при стечении согласных не произносятся. ( В, Д, Л, Т)
- Какая возникла проблемная ситуация?
Как называются такие согласные?
Как проверить написание слов с согласными, которые не произносятся, но пишутся?
2. Тема урока: Три типа склонений имен существительных» (4класс)
На доске записано предложение:
Ребята прочитали рассказ о дружбе и верности.
- Прочитайте его.
- Как понимаете слово «верность».
(Словарь Ожегова.
«Верность – стойкость в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга; надежный, преданный»).
- Определите падеж существительных.
- Обратимся к существительным «верности» и «дружбе».
- Что заметили? (Подсказка – окончания)
(Падеж – одинаковый, род – одинаковый, а окончания – разные.)
- Какая возникла проблема?
Почему же в словах, которые стоят в одном и том же падеже, разные окончания?
- От чего это зависит?
- К решению этой проблемы вернемся в конце урока, после того, как познакомимся с новым секретом имен существительных.
3. Тема урока: «Iи IIспряжение глаголов» (4класс)
На доске записаны слова с пропущенными буквами.
С . диш . , св . тлееш . , кр . чиш . , вл . заеш . , зам . чаеш . ч . рнееш . .
-Что общего в этих глаголах? (2-ое лицо, ед. ч., наст. вр., на конце слова_ ь, в корне безуд. гласная)
-Разделить слова на две группы по двум признакам.
(1 гр. _ слова с безударной гласной –е- в корне и окончание -ешь;
2 гр._ слова с безударной гласной –и- в корне и окончание -ишь.)
-Сравните окончания глаголов 1 и 2 группы. Что заметили? (лицо, число, время глаголов одинаковые, а окончания- разные).
- Какая проблема возникла перед нами сегодня на уроке во время изучения новой темы?
Почему в одних глаголах в окончании пишется гласная –е -, а в других гласная –и-?
- Эту проблему нам предстоит сегодня решить.
4. Тема урока: «Винительный и предложный падежи имен существительных (в сопоставлении) (4класс)
На доске записаны предложения:
В море плавают корабли.
В море впадает река.
- Каким членом предложения является слова в море? (второстепенным)
-В обоих случаях употреблен предлог в. Могу ли я сказать, что эти существительные в одном падеже?
- Эту проблему нам предстоит сегодня решить на уроке.
5. Тема урока: «Именительный и винительный падежи имен существительных» (4класс)
На доске записан текст загадки:
В золотой клубочек спрятался дубочек.
-Вчера в автобусе я услышала спор двух мальчиков. Они определяли падеж существительногоКЛУБОЧЕК. Один из них рассуждал так: «Кто? Что? – клубочек. Значит, это существительное в именительном падеже». Второй доказывал так: «Кого? Что? – клубочек. Значит, это существительное в винительном падеже». Кто же из них прав?
Нам сегодня предстоит решить эту проблему.
6. Тема урока: «Правописание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4класс)
На доске записаны слова:
Блест.шь, мечта.шь, плыв.т, мелька.т, леж.те, помеша.те, по.т, меле.т.
- Прочитайте глаголы.
- Поставьте в них ударение.
- Разделите слова на две равные группы.
- Какие глаголы вошли в 1 группу? (глаголы с ударным окончанием)
- Запишите эти глаголы. (блестишь, плывет, лежите, поет)
- Как можно определить спряжение глаголов с ударным окончанием? (по гласной в окончании, если в окончании гласная – е-, то это глагол 1 спряжения, если в окончании гласная – и-, то это глагол 2 спряжения).
-Определите спряжение, лицо и число глаголов.
-Назовите вторую группу глаголов. (глаголы с безударным окончанием)
- Какую вы видите трудность в написании окончаний этих глаголов? (нечетко слышится гласный звук в окончании: - и- или – е-)
- Какая проблема стоит сегодня перед нами?
Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
7. Тема урока: «Упражнения в распознавании типа склонения имен прилагательных в косвенных падежах» (4класс)
- В одной тетради своего ученика я увидела запись: «1 скл.: товарища, окна, скворца, гороха». Когда я сказала ему, что он не прав, ученик мне ответил: «Существительное товарища мужского рода, окончание –а, значит, оно 1-го склонения». Прав ли этот ученик?
Вот на этот вопрос мы будем сегодня отвечать.
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
• Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
• Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
• Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
• Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
• Лекционно-семинарско-зачетная система. Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
• Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
• Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
• Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
• Здоровье сберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
• Систему инновационной оценки «портфолио». Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. Предположения о радикальном изменении содержания, форм и методов обучения пока не сбылись.
Современная дидактика выделяет ряд объективно существующих противоречий урока:
- между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия и развития каждого ученика;
- между регулярностью прямой связи субъектов учебного процесса и нерегулярностью обратной связи;
- между необходимостью развития навыков практической деятельности и преимущественно вербальным характером обучения;
- между временем, необходимым для изучения все возрастающего объема учебного материала, и стандартными временными рамками урока.
Урок с применением ИКТ - это урок, в процессе которого в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса: компьютер и программные средства.
1. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
2. Цифровые образовательные ресурсы дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.
При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.
Рассмотрим возможности новых информационных технологий по преодолению присущих классно-урочной системе обучения противоречий. Основным противоречием традиционного урока является противоречие между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала, интеллектуального личностного развития ученика.
Применение новых информационных технологий на уроках дает рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Использование двух подходов к обучению, каждый из которых имеет как положительные, так и отрицательные стороны, не только возможно, но и эффективно для развития личности. С одной стороны, это дает возможность продвижения каждого школьника по собственной образовательной траектории с учетом психолого-педагогических особенностей личности и учебных достижений данного ребенка. С другой стороны, развитие коммуникативных навыков, коллективный поиск решения в проблемных учебных ситуациях при использовании компьютера как мощного мотивационного средства обучения способствует активизации процесса обучения в коллективе. Схематически такой урок может выглядеть следующим образом: в начале урока учитель работает со всем классом, используя проектор, компьютер или интерактивную доску, а затем может дать тренировочные или исследовательские задания для тех школьников, которые снизили активность и инициативность участия в учебном процессе. Выбор заданий, предлагаемых для выполнения индивидуально, зависит от особенностей восприятия информации каждым учеником, его личностных качеств. Иначе использование для такой работы электронных учебных материалов не будет педагогически оправдано.
Целесообразно использовать компьютер для организации контроля усвоения учебного материала. При этом можно привлекать для выполнения электронных заданий как отдельных учащихся, так и группы школьников. При таком подходе удастся, сохраняя все преимущества коллективного обучения, устранить усредненный подход и обеспечить условия для осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса. Методически это может быть организовано как выполнение школьниками заданий разного уровня сложности, предлагаемых в электронных учебных пособиях. При этом приемы организации текущего контроля с помощью современных средств обучения могут быть различными: это индивидуальная работа с компьютерным тренажером, и поочередное выполнение отдельных фрагментов общего для группы учащихся задания, и выполнение предложенного в компьютерной программе мини-исследования, которое дублируется учеником, работающим у доски, с последующим сравнением результатов.
Подобный подход к проведению текущего контроля будет способствовать активизации познавательной активности учащихся, своевременной коррекции возникающих трудностей в обучении отдельных школьников. Но и переключаться только на такой вид контроля нецелесообразно. Во-первых, это может отрицательно повлиять на здоровье учащихся. Во-вторых, слишком частое использование автоматического контроля приводит к снижению мотивации самоконтроля и проверки знаний традиционными методами.
Необходимо:
- строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм использования компьютера в учебном процессе;
- учет возрастных и психолого-педагогических особенностей школьников при организации индивидуальной и групповой работы с электронными учебными материалами;
- использование компьютера на уроке с целью диагностики процесса обучения не более одной восьмой всего учебного времени от общего объема учебных занятий по предмету и не более 20 минут за урок.
Выполнение проблемных исследовательских заданий, представленных в электронных учебных пособиях, способствует формированию практической преобразующей деятельности каждого школьника в условиях коллективного обучения. При этом становление информационно-коммуникационной компетентности происходит уже в младшем школьном возрасте, учащиеся активно включаются в реальную жизнь, знакомятся с социально востребованными видами деятельности. В среднем и старшем звене применение информационных и коммуникационных технологий для освоения самых различных учебных предметов может оказать существенное влияние на профессиональное самоопределение школьников, на развитие информационной культуры личности.
Особое значение имеет демонстрация с помощью компьютера удаленных, труднодоступных или не воспроизводимых в условиях школы объектов и явлений (виртуальные экскурсии и виртуальные лаборатории). Виртуальные образы вполне доступны для практических преобразований. Такой взгляд на использование возможностей новых информационных технологий на уроке является наиболее значимым для школьников с преимущественно визуальным или кинестетическим восприятием информации. Получив возможность манипуляций с виртуальным объектом, не доступным в реальности, учащиеся наиболее полно постигают его структуру, функции, закономерности развития или существования.
Все чаще педагоги высказываются по поводу еще одного противоречия урока — несоответствии между объемом учебной информации, изучение которой необходимо организовать в жестко обозначенный временной отрезок, и количеством учебного времени. Одним из способов устранения этого противоречия является дифференциация обучения, основанная на современных информационных технологиях. Применение во время урока электронных учебных материалов, включающих в себя задания разного уровня сложности, с учетом психолого-педагогических особенностей школьников позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс. Дифференцированный подход особенно важен для детей, опережающих своих сверстников в развитии, а также для тех учащихся, которые по ряду причин отстают от одноклассников в выполнении коллективных видов работы на уроке.
В старшем, а в ряде учебных заведений и в среднем звене школы активно реализуется проектная деятельность учащихся с использованием новых информационных технологий. Большое значение имеет такая работа для более полного усвоения учебного материала, а также для развития практических навыков использования электронных учебных материалов в познавательной деятельности школьников. Проектная и исследовательская деятельность школьников второй и третьей ступени обучения имеет ярко выраженную межпредметную направленность. Применение новых информационных технологий при ее организации усиливает эффективность и результативность осуществляемой работы.
Конечно, использование новых информационных технологий на уроке требует высокой профессиональной подготовки учителя, зрелой педагогической рефлексии и креативности. Тщательно продуманное применение новых информационных технологий на уроке не только позволяет активизировать, дифференцировать и индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, но и способствует разрешению ряда противоречий урока, как основной формы организации обучения в школе
Этапы урока:
1. Организационный этап. Показатели выполнения психологической задачи этапа: доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования к работе.
2. Постановка цели. Постановка цели может проводится с помощью иллюстрации, анимации, презентации или интерактивной карты (схемы).
3. Мотивация.
4. Этап актуализации необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания; Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка, ибо самая-то суть обучения состоит в развитии мышления. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.
5. Этап усвоения новых знаний. (Объяснение нового материала). Условия достижения положительных результатов на этапе усвоения новых знаний:
• Задания информационно-поискового характера, при которых электронные издания выступают в роли дополнительного (и, заметим, более эффективного) источника знаний
• Аналитические задания–анализ комплекса документов с целью выработки более отчетливого представления.
• Задания сопоставительного характера: сопоставление словесного образа и его живописной или графической интерпретации.
6. Этап закрепления новых знаний. При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Аналогичную работу можно организовать и в группах. Класс разбивается на группы на основе выделенных признаков. Каждая группа получает соответствующее задание.
7. Контроль усвоенного на уроке материала.Основным средством контроля и оценки образовательных результатов являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем). Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения. Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.
8. Подведение итогов. С помощью компьютера легче работать над приемом обобщения полученных знаний на уроке. Примером может быть заполнение интерактивной схемы по теме урока.
- .Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Условия, которые обязательно надо выполнять:
• Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.
• Задание должно проходить при полном понимании класса.
• Домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы учащихся: слабые+средние и средние+сильные.
• Должен быть определен обязательный минимум выполнения + выделено пространство для инициативных учащихся.
• Временные рамки должны быть заданы.
• Количество источников информации (адреса определенных, «опорных» сайтов).
• Программа реализации задания (это может быть MS Word , PowerPoint или Publisher).
• Объем отчетного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.).
• Дополнительное задание (по желанию ученика).
• Оговорено место размещения выполненной работы.
И в заключение я бы хотела еще раз напомнить:
• Не используйте большие текстовые фрагменты на экране монитора.
• Выбирайте только самое интересное и необходимое.
• Чередуйте виды деятельности на уроке.
Таким образом, вы сможете, «переключая» уровни восприятия, максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока.
Библиография:
1. Брендина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.11-1
2. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
3. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153
4. Гузеева, В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196
5. Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
6. Дмитриева, Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа.-2008.-№6.-С.75-76
7. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. – С-Пб.: КАРО, 2006.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?"
Литературное чтение. Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Цели урока: Создать условия для: · ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка» · совершенствования навыков чтения · формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам · развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения; · воспитания чувства любви и бережного отношения к животным. Универсальные учебные действия: Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным). Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение. Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других, работать в группах.
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись рассказа, презентация физминутки, книга с произведением, названия для групп, конверты с заданиями для групповой работы, бланки для игры «Да-нетки», листы для самооценки. Ход урока 1. Организационный момент. - Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись! Тихо сели. 2. Разминка. - Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Начнём с разминки. (Слайд 1) Бедная собака – бросили её. Старая собака – где её жильё? Злой хозяин, вредный Выгнал за порог! Перед нею, бедной, Нет уже дорог! - Прочитаем в полголоса, вдумаемся в слова. - С какой интонацией будем читать стихотворение? Почему? - Найдём в стихотворении имена прилагательные. - Прочитайте, выделяя их голосом. - Какие прилагательные характеризуют собаку? Хозяина? - Почему собака «бедная»? - Прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. 3. Актуализация знаний. - В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. (Слайд 2) - Дети, а у кого из вас есть собаки? - Как вы заботитесь о них? - А вы знаете, что собака живёт рядом с человеком шесть тысячелетий. Это первое прирученное им животное. А сколько профессий освоили собаки за это время, нам расскажет Кабаев Ваня. (Сообщение ученика). - А кто из вас был в зоопарке? Кого там видели? - А кто видел льва? (слайд 3) - Что вы можете рассказать об этом животном? 4. Самоопределение к деятельности. - Ребята, а кто догадался, почему мы вспомнили этих животных? - Кто знает автора этого рассказа? - Вспомните, что вы знаете о Л.Н.Толстом? (Слайд 4) - Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни. 5. Целеполагание. Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Но прежде чем начать работу, мы должны сформулировать учебные задачи урока. Соберём «Корзину идей» (слайд 5) - Вы всё правильно сказали, но я выбрала самые важные задачи. 6. Работа по теме урока. а) Беседа. - Ребята, посмотрите, что написано после заглавия рассказа? - Что значит быль? - История, о которой рассказывает Лев Толстой, на самом деле произошла в далёком городе Лондоне, а узнал он о ней из рассказов моряков. б) Знакомство с текстом. Звучит аудиозапись. - Какие чувства у вас возникли при слушании этой были? -В какие моменты они возникли? Физкультминутка. в) Чтение по частям и анализ. 1ч. (1-2абзац) - Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных? - Кто показывал зверей в зверинце? - Почему нет конкретного героя? - Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка? - Как человек поймал собачонку? - Этот человек хотел сделать доброе или злое дело? - Как его зовут? - Расскажите своими словами, как собачонка очутилась в зверинце? - 2ч. (3-6 абзац) - Как собачка чувствовала себя в клетке? - Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом? - Подтвердите словами из текста. - Почему лев не тронул собачку? - 3ч. (7-9 абзац) - Можно сказать, что лев заботился о собачке? - В чём проявилась эта забота? - Почему лев только иногда играл с ней? - Как автор относится к собачке? Ко льву? 4ч. (10 абзац) - Кто такой барин? - Почему собачка не радуется хозяину? - Почему лев не дал забрать собачку? 5ч. (до конца) - Сколько времени прожили лев с собачкой? - После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитаем? - Почему лев затих? - Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва? - Почему лев лежал пять дней? - Отчего он умер? - Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю? - Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. И мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже этому научились. г) Работа в группах - Чтобы глубже понять содержание рассказа мы сейчас поработаем в группах. Первая группа – вы будете кинематографистами. Получите папку с заданием, прочитайте и выполняйте. Если что-то будет не понятно, я вам помогу. Вторая группа – исследователи. Получите задания. Третья группа – теоретики. Вот ваше задание. д) Отчёт групп. 7. Рефлексия. а) Игра «Да-нетка» 1. Собака - дикое животное. 2. Л.Н.Толстой жил в имении Ясная Поляна. 3. Л.Толстой всю жизнь был военным. 4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей. 5. Л. Толстой писал рассказы только для детей. 6. Л.Н. Толстой знал шестнадцать иностранных языков. 7. Лев – хищное животное. 8. Длина его тела достигает двух с половиной метров. 9. Собаки освоили множество профессий. - Ребята, соедините прямыми линиями все плюсы. Что у вас получилось? - Это конура для собак, чтобы они не были брошенными и бездомными. б) Лист самооценки. Наш урок подошёл к концу, вам осталось лишь оценить свою работу на уроке. Поработаем с листом самооценки. Домашнее задание: перечитать рассказ и подготовить его пересказ. - Ну, а мне остаётся лишь поблагодарить вас за работу. Тема: Горизонт. Стороны горизонтаЦели урока: - актуализировать содержание понятий «природа», «неживая и живая природа», «растения», «животные»; - познакомить учащихся с содержанием и задачами курса, учебником; - формировать представление о горизонте и сторонах горизонта; - содействовать осознанию учащимися практического значения умения ориентироваться, развитию интереса к изучению предмета «Человек и мир». Оборудование: таблица «Горизонт, линия горизонта», рисунки с животными, растениями, объектами неживой природы. Ход урока:1. Организационный момент 2. Актуализация изученного - Давайте поиграем в игры и заодно вспомним, что мы изучали во 2 классе. - Назовите все эти слова одним словом: – Солнце, дуб, клевер, бабочка, облако, белка. Это … (природа). – Дерево, куст, трава – это … (растения). – Бабочка, щука, лягушка, уж, синица, заяц – это … (животные). - Назовите лишнее слово и объясните, почему вы так думаете: – Солнце, воздух, вода, береза, Луна; – Дуб, береза, малина, клен; – Одуванчик, клевер, белый гриб, ромашка. - Назовите четвертое слово: – Бабочка, муравей, оса, … – Заяц, волк, лиса, … – Соловей, синица, ворона, … - Теперь поиграем в игру «Насекомое, рыба, птица, зверь, дерево, куст, трава». Послушайте внимательно правила игры: я называю какое-нибудь из этих слов, бросаю мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать известное ему насекомое, рыбу, птицу и т.д. Соблюдайте главное условие: названия животных и растений не повторяются! 2. Знакомство с учебником - В этом году мы с вами продолжим знакомиться с миром природы и узнаем еще много нового и интересного. А поможет нам в этом, конечно, учебник. Давайте познакомимся со своим учебником поближе. Возьмите его в руки, полистайте. - Кто авторы учебника? - Посмотрите содержание учебника. Какие основные разделы вы видите в содержании? Какой раздел интересен вам больше всего? Почему? - Какие условные обозначения в учебнике вы видите? Давайте попробуем объяснить, что они обозначают. - Расскажите мне, как надо обращаться с учебником. Физкультминутка Прекрасные цветочки - А теперь пора и отдохнуть. Сейчас я вас «превращу» в красивые цветочки на нашей чудесной поляне. Учитель взмахивает руками и говорит: - Представьте, что вы цветочки. Но вначале только маленькие семечки (дети приседают, голову опускают, руками обхватывают колени). На землю упал солнечный лучик, пошел теплый дождик и из каждого семечка проклюнулся росток. Сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище. Цветочки растут, растут, все выше к солнышку поднимаются – дети поднимаются, поднимают руки вверх. Какой приятный воздух на лесной поляне, как здесь приятно дышать. Глубоко вдохнем, задержим немного дыхание, глубокий выдох. Еще разок. Вот распустились красивые бутончики и заулыбались ласковому солнышку. Улыбнемся солнышку, другим цветкам. Можно даже потанцевать – покружиться, покачать свои лепестки под ласковым ветерком. Но вот настала ночь. Цветочкам пора спать. Расслабили мышцы рук, ног, лица. - А сейчас я вас опять превращу в мальчиков и девочек. - Понравилось вам быть цветочками? Интересно, а кто каким цветком был? 3. Знакомство с темой урока, его задачами, планом. Изучение нового материала - Урок Горизонт. Именно такая тема нашего первого урока. - Что же такое горизонт? Действительно ли небо на горизонте сходится с поверхностью Земли? Ответы на эти вопросы поможет дать учебник. Чтение статьи «Горизонт» и ответы на вопросы после текста. - Откройте свои тетради. Нарисуйте горизонт. 1-й вариант рисует, как выглядит горизонт на открытой местности, а 2-й — как выглядит горизонт на местности, открытой с одной стороны. - Теперь выполним задания под рубрикой «Порассуждай». - Что же такое стороны горизонта, для чего их придумали? Ответы найдите в тексте учебника «Стороны горизонта». Практическая работа в тетради по учебнику. Тренировочные упражнения. - Встаньте из-за парт и повернитесь все лицом к доске. Это юг. - Покажите, где будет север, где будет запад, восток, северо-восток, юго-запад. - Расскажите, как вы определяли стороны горизонта. 4. Подведение итогов. Рефлексия - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Чему научились? - Для чего нам нужно знать стороны горизонта? - Что было самым трудным? Самым интересным? Почему? - Как вы себя чувствовали на уроке? Психогимнастика На пушистом облачке - Мы хорошо поработали, можно и расслабиться. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы плывете на нежном пушистом облачке. Дует приятный теплый ветерок, ласково светит солнце. Подставьте солнышку свою левую щечку, затем правую. Подставьте под ласковые солнечные лучи свои ладошки, погрейте ножки. Приятное тепло разливается по всему телу. Вам очень хорошо. Подарите солнышку свои улыбки. Но пора возвращаться на землю, где вас встречает своими золотыми красками осень. Открываем глаза, подарим радостные улыбки и приятные слова друг другу. 5. Домашнее задание Прочитать статьи учебника по теме Горизонт на стр. … Задание для желающих: составить вопросы к текстам по теме Горизонт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология личностно - ориентированного обучения в начальной школе.
Положения, технология личностно ориентированного образования. Специфика проведения личностно ориентированного урока в начальной школе....
Обобщение опыта" Технология личностно - ориентированного обучения
Данная работа является обобщением опыта по теме. Даны конкретные моменты в проведенных уроках, где использовалась технология личностно - ориентированного урока....
2013-2014 уч годТема: Знакомство с буквой Н(н). Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно – ориентированного обучения с применением ИКТ.
Предмет: обучение грамотеТип урока: открытие новых знаний.Тема: Знакомство с буквой Н (н).Цели: · предметные: формировать умение проводить звуковой анал...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...