«Некоторые итоги введения ФГОС начального образования»
методическая разработка на тему
Еще сравнительно недавно главной задачей образования было формирование у школьников навыков воспроизводства имеющихся знаний для успешного включения в медленно меняющуюся трудовую, семейно-бытовую, общественную деятельность.
В настоящее время постоянное обновление представлений о природных, общественных процессах требует от каждого человека зрелых навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития во всех видах повседневной жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete5.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Некоторые итоги введения ФГОС начального образования»
Высокие темпы социальных преобразований требуют новых стандартов знаний и умений, обеспечивающих успешную самореализацию подрастающего поколения во всех видах жизнедеятельности. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Еще сравнительно недавно главной задачей образования было формирование у школьников навыков воспроизводства имеющихся знаний для успешного включения в медленно меняющуюся трудовую, семейно-бытовую, общественную деятельность.
В настоящее время постоянное обновление представлений о природных, общественных процессах требует от каждого человека зрелых навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития во всех видах повседневной жизнедеятельности.
Включение личности в непрерывное образование актуализирует умение оперативно обновлять имеющиеся представление о жизни, выбирать в информационном потоке те знания, которые обеспечивают успешное разрешение постоянно возникающих сложных проблем взаимодействия с различными общностями и индивидами.
Обучение 1 класса ведётся на основе УМК «Школа России». Программа позволяет всесторонне развивать личность учащихся младших классов, формировать у детей систему опорных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования на следующей ступени обучения.
Продолжительность уроков в начальной школе в 1 классе - 35 минут.Продолжительность учебного года - 33 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале). Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология); внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
Стандарты второго поколения предлагают механизм интеграции начального и дополнительного образования, в соответствии с запросами детей и их родителей.
Все учащиеся 1 класса (100%) заняты внеурочной и внешкольной деятельностью, посещают кружки школы, а также городские секции, клубы, музыкальную школу (занимаются фигурным катанием, плаванием и др.).
Не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и медработником школы осуществляется контроль и корректирование функционального состояния ребёнка.
Выполняя требования СанПиН к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования при организации учебного помещения использованы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,классная доска, 15 столов для учащихся, 30 стульев для учащихся.
Сохранение здоровья детей - стратегия модернизации современного образования. Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. В МОУ Проводниковская ООШ соблюдены учебно-организационные факторы, которые влияют на здоровье: подобрана мебель, соответственно возрасту детей, выдержан световой режим. В классе много растений. Расписание составлено в соответствии с нормами СанПиНа. Также ведётся работа по предупреждению утомляемости на уроках. Рассаживая учащихся, принимается во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Раз в месяц пересаживание учащихся класса, что исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски. Утренняя зарядка, несколько проводимых за время урока физкультминуток снимают утомление, дают возможность избежать переутомления, они служат не только для снятия у детей мышечного статического напряжения, но и повышают работоспособность. После 2-го и 3-го урока продолжительные перемены (по 15-20 минут), после 4-го урока – прогулка на свежем воздухе с подвижными играми. В течении учебного года проводятся Дни здоровья, классные часы о здоровом образе жизни, спортивные игры и соревнования.
Внеурочная деятельность является важным моментом здоровьесберегающей деятельности. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей.
На уроках и внеурочной деятельности я стараюсь обеспечить:
- формирование у учащихся потребности в активном познании окружающего мира;
- приобретение навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности;
- становление построенных на принципах гуманизма отношений с разными людьми, малыми и большими группами, этносами;
- овладение базовыми умениями выявлять и реализовывать индивидуальные задатки и способности.
Приоритетные направления работы начальной школы с 2011 учебного года были определены введением Федерального государственного стандарта второго поколения. Новые стандарты – это одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Главное направление в моей работе – деятельность ученика в сотрудничестве с одноклассниками, педагогами и родителями. Особое внимание я уделяю формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в процессе изучения разных учебных предметов, на классных часах, внеурочной и проектной деятельности, в рамках дополнительного образования. Овладение УУД, в конечном счете, ведет к формированию способности у учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
Работу в первом классе я начала по программе адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь», автор Цукерман, рассчитанной на 30 часов. Данный курс направлен на обучение навыкам учебного сотрудничества: посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Каждый предмет один раз в неделю проводится с применением информационно – коммуникативных технологий. Дети учатся клавиатурному письму, рисовать в программе ПервоЛого, создавать файлы, работать со сменными носителями, знакомятся с интернетом. Заканчивается этот курс праздником «Посвящение в первоклассники».
С 1 класса организована системы накопительной оценки – портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и его достижения в различных областях. Вместе с ребятами и иннициативной группой родителей мы разработали критерии оценки работ для портфолио. Я считаю, что портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Мое педагогическое кредо: вера в каждого ученика!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые итоги введения ФГОС
В данной публикации я анализирую итоги первых месяцев работы по новым стандартрам в начальной школе....
Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования
Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов ...
Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования
Выступление на методобъединении учителей начальных классов МБОУ МПЛ №20...
Мастер класс " Использование учебного оборудования в условиях введения ФГОС начального общего образования"
С введением ФГОС второго поколения происходит оснащение кабинетов мультимедийным оборудование. Даны инструкции по использованию мультимедийного оборудования....
Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»
Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...
презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...