Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
статья по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка».

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить»

на другие, встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом и сравнением, составлением словосочетаний и предложений, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автомотизируются. Процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова(его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем проговаривании. Все это способствует формированию слуха и речедвигательных навыков. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать,  что буквы и звуки не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию

Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом.Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты и словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

  1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер...г, в...кзал, з...мл...ника, ж...лезо, г...рох, ...сина, уч...ник, пл...ток, с...рень, с...пог, к...пуста.
  2. Выпишите слова в два столбика. В первый столбик с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова.( Завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык. )
  3. Запишите слова, начинающиеся на букву “р” (м, т, о, в и тд.)
  4. Запишите слова, распологая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур…жай, р…кета, ябл…к…, п…нал, т…пор, п…суда, б…л…то.
  5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце.
  6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором и третьем слоге.
  7. Игра «Из каких слов выпали гласные?»  

     д...р...вн...                                 п...ртр...т

          м...л...т...к                                 с...л...м...

           к...ньк....                                  т...л...ф...н

      8. Игра «Догадайся, что за слово?»

 

          О

         О

          О  

         О

          О

         О

          О

         О

          О

         О

(ворона, сорока, молоко, корова, солома.)

       9.Игра «Угадай слово».

         Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова,          учащиеся записывают составленные слова.

     10. Игра «Волшебные домики»

           Играют 2 команды. На доске записаны в 2 столбика словарные слова с пропущенными буквами:

            лаг...рь                                             т...традь

            к...стер                                             с...рень

            р...бята                                             св...бода

            ул...ца                                               р...стение

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить ее на место пропуска в нужное слово. Выигрывает та команда, которая быстрее откроет все окошки.

  1. Игра «Собери слово». ( из отдельных слогов)
  2. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и тд.
  3. Игра «Кто больше придумает слов?»

Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.

         

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах  то, что «спрятал» автор . Используют такой вид упражнений, как письмо «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала.который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова.В результате повторения морфемного состава слова совершенствуются умения распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в писменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

1.От слов: береза,праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова.Укажите при помощи чего они образовались.

2. Подберите слова к данным схемам. (корень и окончание; корень, суффикс и окончание; приставка, корень и окончание)

3.От слов газета, железо, картина. Осина образуйте новые слова с суффиксом – к -.

4.Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. (Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березки.)

5. Найдите в тексте однокоренные слова и др. упражнения.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы, разграничить и определить формы частей речи : склонение, падеж, время, лицо, число для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

  1. Поберите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
  2. Составьте словосочетания.Определите падеж прилагательных.

Воробей (какой?).....

Молоко (какое?)......

3. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?

.....на ухо наступил.

Слово - не....., вылетит не поймаешь.

4. Поберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.

Адрес (адресный, адресок, адресовать)

5.Выпишите из словаря по пять слов 1- го, 2- го и 3- го склонений.

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. C синтаксическими упражнениями обычно объединяются и  пунктуационные упражнения. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов:

  1. Составьте предложение с данными словами: ветер, капуста, осина, товарищ.
  2. Со словарными словами составьте предложения различные по цели высказывания.
  3. Замените предложение одним словарным словом.
  4. Из слов составьте предложение. (Огород, картофель, в, растет)
  5. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

В свяэи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значение слов, как прямые, так и переносные; выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. На практике можно использовать следующие упражнения:

1.Выпишите из словаря слова на заданную тему.

2.Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его.По какому принципу отобраны слова?  

-автомобиль, урожай, трамвай, самолет.

-капуста, помидор, солома, морковь.

-пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

3.Сгрупируйте слова по темам:

Малина, лисица, земляника, заяц, пенал, корова, тетрадь, карандаш.

4.К словам –весело, девочка, хопоший,-подберите антонимы. Придумайте          небольшой рассказ, используя эти слова.

5.Выберите наиболее подходящее слово и запишите предложения.

-Из (ветхого, старого, древнего) железа мы сделали ведро.

-Медведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

В заключение хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогощается словарный запас. Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроооверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

«Технология словарно - орфографической работы на уроках русского языка»

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим  правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принц...

Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...

словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

словарно-орфографическая работа на уроках русского языка...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данный материал способствует успешному изучению и запоминанию словарных слов....