МАСТЕР-КЛАСС на тему:"Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей"
статья по теме

Бижанова Эльмира Мухамедовна

Цель:  Смотивировать педагогов на использование в практике своей работы представленные игровые подходы для развития коммуникативных способностей  детей.

В ходе работы предполагается решить следующие задачи:

  1. Представить свой педагогический опыт по внедрению игровых подходов в  развитии коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста.
  2. Обучить вас основным подходам использования игр и игровых упражнений  в  развитии коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_master.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей

детей старшего дошкольного возраста

Сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по теме: «Игровые подходы в  развитии коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Смотивировать педагогов на использование в практике своей работы представленные игровые подходы для развития коммуникативных способностей  детей.

В ходе работы предполагается решить следующие задачи:

  1. Представить свой педагогический опыт по внедрению игровых подходов в  развитии коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста.
  2. Обучить вас основным подходам использования игр и игровых упражнений  в  развитии коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона, фонарик, коробочка «Волшебных конфет», картотеки игр, мультимедиа установка, презентация.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.

Сензитивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе –– во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В настоящее время  нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому, решая проблему коррекции, эмоциональной и коммуникативной сферы детей возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.

Мною была поставлена трудная, но разрешимая задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

В ходе анализа научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были:

  1. выбраны современные инновационные технологии, такие как:  Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  «Учим детей общению»; Панфилова М.А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е.В., «Вместе веселее!»; Саранская О.Н.  «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»;
  1.  на основе изученных технологий мною были разработаны и успешно внедрены в работу:

 - Примерный перечень наблюдений, бесед, игровых ситуаций по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников.

-Пособие «Коммуникативные игры и упражнения для дошкольников».

-определены наиболее эффективные методы и приемы успешной работы по направлениям:  познавательно-речевое развитие в области коммуникации  и социально – личностное развитие в области социализация.

Система игр направлена на укрепление  эмоционального  благополучия, развития эмоций, формирование социальной адаптации, формирование целостного представления собственного «Я».

Игры, направленные на сближение детей друг с другом.

«Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению  уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

– Игры для развития эмоций - с помощью которых, знакомлю детей с «азбукой эмоций», формирую умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

С этой целью провожу мимические и пантомимические упражнения - "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала занятия, заключительную часть или физкультминутку.

 Перечень  некоторых игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

        Проведение игр и упражнений: «Подумай и изобрази»,  «Как поступить»,   «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга»,   способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей,  умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. 

Формирование целостного представления о собственном «Я»  и обработка коммуникативных навыков проходит при проведении таких игр как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Кроме выше  перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использую различные методы и приёмы, такие как:

  1. проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;
  2. чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;
  3. проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;
  4. организация совместной деятельности с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях, фестивалях, конкурсах);
  5.  Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, имеется богатый информационный материал, разработаны рекомендации для родителей с целью:
  1. совершенствования собственных умений межличностного общения;
  2. формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей;

 

 Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

В результате поэтапной коррекционно-развивающей деятельности коммуникативные трудности, свойственные некоторым  практически исчезли, этому способствовало умелое использование разнообразных форм совместной деятельности. Дети стали дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты, стали больше играть.

Думаю, что наши дети смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.

Надеюсь, уважаемые коллеги, что представленный материал пригодится в Вашей дальнейшей работе. Спасибо за внимание!!!

А сейчас  предлагаю Вам  поиграть в игру «Волшебные конфеты». Эта игра направлена на развитие чувства «эмпатии».

                                                    Ход игры:

  1. Педагог показывает гостям коробку,трясёт её и предлагает определить на слух ,что там. (конфеты)
  2. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям,которые живут на всей земле..
  3. Высказывания педагогов.

                                 И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!!!

                                                              Всем спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация

Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова  организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...

Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...

Методическая разработка Развитие коммуникативных способностей у учащихся первого класса"

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, ...

МАСТЕР-КЛАСС на тему:"Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей"

Цель:  Смотивировать педагогов на использование в практике своей работы представленные игровые подходы для развития коммуникативных способностей  детей.В ходе работы предполагается решить сл...

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших школьников

Аннотация. В работе раскрываются особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников в игровой деятельности. Рассматривается игровая деятельность как средство развития коммуникати...

Выступление по теме :" Системно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...