Работа с моделями при обучении грамоте.
методическая разработка на тему
Наиболее эффективным в создании первичного представления о фонетике является работа с фишками, с помощью которых формируется представление о звуке, создаётся звуковая модель слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podkhod._obuchenie_gramote1.ppt | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
– создать условия для и формирования универсальных учебных действий, как основы образовательного и воспитательного процесса младшего школьника. Цель
Овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу; определять учебные операции; производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др. Развитие самостоятельности при усвоении новых знаний умений и компетентностей. Формирование готовности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию. Задачи
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение; дифференцированное и индивидуальное обучение; критическое мышление; здоровьесберегающее обучение. Методы и приёмы обучения. Словесные (рассказ, беседа, эвристическая и сообщающая беседы); Наглядные (сравнение, сопоставление, демонстрация). Практические (творческие и практические работы). Проблемного изложения материала. Частично-поисковые.
? ? ? Создание звуковой модели слова. Цель: формирование у первоклассников действий звукового анализа , то есть умения называть звуки слова в той последовательности, в которой они в нём находятся. Определение количества звуков в слове, интонационное выделение заданного звука без опоры на образец. Игра «живые модели» - дети выбирают фишки с понравившимся звуком. Класс произносит звуки , «модели» выстраиваются в заданной последовательности, сигнализируя фишкой заданный звук. Повторно звуки могут задаваться в любой последовательности. Результат: закладываются основы будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска и перестановки букв.
Построение модели звукового состава слова. Цель: формирование у первоклассников действий звукового анализа , как основы лингвистического образования. Сначала дети определяют количество звуков в первом слове. На слайде появляются фишки жёлтого цвета. Ребята начинают интонационно выделять каждый звук, показывая при этом учителю фишку необходимого цвета, после чего на слайде так же появляется цвет заданный ребятами. Аналогично проводится работа и над вторым словом. Проводится сравнительная характеристика звуков. Можно предложить игру «живые модели» одного из слов, но с условием, что каждая «модель» даст полную характеристику своего звука. Результат: осознание первоклассниками основных принципов русской графики, что способствует в дальнейшем формированию навыка слогового чтения.
! Подбор слов соответствующих заданной модели. Цель: формирование у первоклассников действий звукового анализа , умения давать качественную характеристику первому звуку слова (гласный, твёрдый, мягкий согласный) Сравнительная характеристика и группировка предложенных слов. Пополнение групп самостоятельно придуманными словами. У доски образуется две группы учеников. Первая, ребята предложившие слова где л твёрдый, вторая, где мягкий. Затем выходят два ученика, желающие возглавить группы и берут фишки необходимого цвета. Ребята в классе объясняют в каких случаях звук л произносится мягко, в каких твёрдо, доказывая свой ответ примером (слово из любой группы). Ребята, изображающие выбранное слово могут помогать отвечающему. Результат: ребёнок ещё до знакомства с согласными буквами осознаёт принцип позиционного чтения.
ю ы о а у я и ё Определение позиции гласного звука. Цель: формирование у первоклассников первичных умений классифицировать звуки по заданному основанию. Игра «Живые модели». Два ученика с помощью фишек изображают домики для гласных: зелёный – показатель мягкости, синий – показатель твёрдости. Несколько ребят, используя веер с гласными, выбирают себе понравившуюся букву и выходят к доске. Учитель произносит слова. Дети, изображающие гласные, свободно двигаются по классу. Гласные могут петь и играть, и на полянке под солнцем скакать… Но лишь покажется серая тучка, надо скорее им в домик бежать! «Гласные» занимают свои домики. Ребята класса комментируют правильность выполнения задания, делают выводы, дают советы одноклассникам. Корректируют правила игры. Результат: ребёнок ещё до знакомства с согласными буквами осознаёт принцип позиционного чтения и легко овладевает в дальнейшем общим способом чтения любых слогов (следующая иллюстрация). е э
а о у ы э я ё ю и е Л
Й У Ю Подбор слов соответствующих заданной модели. Цель: знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; установление соотношения звукового и буквенного состава слов в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я. Один из видов работы с йотированными гласными – это моделирование ситуации со стоп-сигналом. Варианты игры самые различные. Например,учитель сообщает задание – найти предмет в названии которого буква ю обозначает два звука (в начале слова, после гласной и т.д.). Ребята, участвующие в игре, достают из конвертов карточки с изображением определённых предметов, показывают классу чётко проговаривая название. Ребята класса показывают номер предмета соответствующего заданию учителя. Остальные должны закрыть свои карточки стоп-сигналом. Все вместе исправляют ошибки, отстаивают своё мнение, делают выводы. Результат: закладываются основы будущего грамотного письма, безошибочного слогового чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по русскому языку (обучение грамоте ) в 1 классе УМК "Школа России"
Материал поможет учителю проверить уровень подготовки учащихся за первое полугодие по русскому языку(Обучению грамоте)...
Проверочная работа по русскому языку (обучение грамоте) за I четверть 1 класс
Проверочная работа по русскому языку (обучение грамоте) за I четверть 1 класс...
Диагностическая работа в 1 классе. Обучение грамоте
Диагностическая работа в 1 классе. Обучение грамоте....
Контрольная работа по математике и обучению грамоте за 1 четверть 1 класс
Контрольная работа за 1 четверть по математике и обучению грамоте. 1 класс. Образовательная программа "Школа 2100"...
Проверочная работа для 1 класса. Обучение грамоте и письмо
Данная разработка будет полезна учителям 1 класса при проведении итоговой проверочной работы по обучению грамоте и письму....
Диктанты для работы в букварный период обучения грамоте
Данные диктанты помогут сформировать у первоклассников навыки грамотного письма....
Из опыта работы "Образовательная модель мобильного обучения: 1 ученик: 1 компьютер"
В данной работе описаные особенности организации уроков в образовательной модели "1 ученик: 1 компьютер"...