УУД на физ- ре
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Развитие универсальных учебных действий на уроках физкультуры.
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке физкультуры:
Личностные универсальные учебные действия | -положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, -осваивать новые виды спортивной деятельности, - участвовать в спортивно- оздоровительном процессе, -стремление к ЗОЖ, к красоте. |
Регулятивные универсальные учебные действия | -принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые спортивные действия, действовать по плану; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; -адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
Познавательные универсальные учебные действия | -осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; - выполнять учебно-познавательные, спортивно- оздоровительные действия; - осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; -задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно- познавательных, спортивно- оздоровительных задач. |
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; обучающиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Что нужно сделать для развития УУД на уроках физкультуры?
- Приоритет необходимо отдать самостоятельности обучающихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
- Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.
- Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
Уровень сформированности УУД определяет эффективность образовательного процесса.