Рабочая программа учителя. Из опыта работы по ФГОС
консультация по теме
Представляю размышления о рабочей программе учителя, о ее содержании, структуре и об ответственности за реализацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как составить рабочую программу | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя как инструмент проектирования учебно-воспитательного процесса
- Должны ли учителя писать Рабочую программу?
Вслед за появлением Федеральных государственных образовательных стандартов НОО в 2010 году появились типовые должностные инструкции учителя, которые поставили, наконец, точку в споре – должны ли учителя писать рабочую программу.
В соответствии с должностной инструкцией, учитель
- Разрабатывает рабочую программу по предмету и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов и способностей;
- Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
(источник: Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», http://edu.resobr.ru).
В соответствии с законом РФ «Об образовании», требованиями ФГОС НОО, Типовым положением об общеобразовательном учреждении в школе разработано Положение о рабочей программе учителя. В этом Положении закрепляется статус Рабочей программы по учебному предмету как нормативно-правового документа, обязательного для выполнения в полном объеме. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом. Рабочая программа должна обеспечить достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
Рабочая программа учителя конкретизирует реализацию Основной образовательной программы гимназии по каждому учебному предмету.
- Кому нужна Рабочая программа?
Пришло время переосмыслить не только содержание Рабочей программы учителя, но и ее ценность и необходимость.
Четыре года назад у нас не было ничего, кроме текста ФГОС, Примерных образовательных программ и Примерной основной образовательной программы ОУ. В тексте ФГОС были Требования к результатам освоения ООП НОО. Чтобы достичь результатов, нужно было спроектировать образовательный процесс. Таким проектом и стала тогда первая Рабочая программа учителя. Но как только для учителей появились готовые программы, и даже краткие методические рекомендации для написания рабочей программы (разработанные НМЦ Л.Занкова), появился соблазн воспользоваться готовыми материалами. И сегодня остается открытым вопрос: При каких условиях Рабочая программа будет востребована учителем и станет реальным инструментом в проектировании УВП, а не формальным документом? Чтобы ответить на него, попытаемся разобраться в том, что и в каком виде должно быть в учительской Рабочей программе.
2.1. Содержание Рабочей программы
Структура Рабочей программы учителя в «общем виде» задана Стандартом. Однако, опыт, сложившийся в результате четырехлетней работы учителей гимназии, показывает, что некоторые структурные компоненты могут быть уточнены и конкретизированы.
Рабочая программа по любому предмету учителей гимназии №23 начинается с краткой пояснительной записки. Цель ее – обосновать собственную индивидуальную стратегию достижения образовательных результатов. В пояснительной записке зафиксированы сведения о том, кому адресована программа (вид ОУ, контингент обучающихся и особенности, влияющие на освоение ими ООП НОО). Отмечается, на основе программы какого автора разработана рабочая программа. Конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика учебного курса, описание ценностных ориентиров учебного предмета, содержание учебного курса (дается ссылка на полный текст авторской программы по предмету). Указывается, в какую образовательную область входит учебный предмет, сроки реализации программы. Количество учебных часов в соответствии с учебным планом. Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.
Обязательным структурным элементом Рабочей программы учителя являются требования к результатам освоения ООП НОО. Опыт показывает, что для детального анализа личностных, метапредметных и предметных результатов, выбора методов их формирования на уроке учителя обращаются к первоисточнику – ФГОС и Программе УМК. Подробное описание всех результатов в Рабочей программе учителя может излишне перегрузить этот документ. Указываем в пояснительной записке, что требования к подготовке учащихся (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения) по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой по предмету и даем ссылку на авторскую программу. Здесь же кратко излагается система контроля и оценки достижений учащихся, указывается основной инструментарий для оценки результатов (дается ссылка на Положение о контроле образовательных достижений учащихся). Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.
Самый большой по объему и самый востребованный учителями раздел Рабочей программы – это Календарно-тематическое планирование на учебный год. Он открывается описанием планируемых результатов - личностных, предметных и метапредметных; тематическим планом предметного курса с указанием количества часов, выделенных на изучение каждого раздела и темы (дается фрагмент программы автора УМК). Запись в классном журнале и количество часов должны соответствовать этому разделу Рабочей программы учителя. По итогам каждого полугодия учителя гимназии фиксируют выполнение программы, а в случае несоответствия, обосновывают причины возможного расхождения.
Пояснительная записка к рабочей программе в нашей гимназии пишется перед 1 классом на все четыре года обучения, а раздел «Календарно-тематическое планирование» пополняется ежегодно. Именно этот раздел и является показателем методической грамотности и степени осознания учителем ответственности за образовательные результаты. Формальное отношение к Рабочей программе в этом разделе прослеживается очень ярко. Календарно-тематическое планирование на год представлено в формате таблицы. За основу берется авторское планирование, представленное в программе или на сайте УМК. В различных УМК, и даже в одной образовательной системе у разных авторов, эти таблицы отличаются друг от друга степенью детализации. Но все они содержат Характеристику деятельности учащихся и Планируемые результаты. Учителя вносят необходимые изменения и коррективы. Эти изменения зависят от уровня квалификации, индивидуальных предпочтений учителя и особенностей учащихся класса. Планирование уроков математики и русского языка включает также текущий и промежуточный контроль, сроки его проведения. Опыт показывает, что дополнение календарно-тематического планирования колонками ухудшает восприятие и загромождает таблицу. График контроля, описание моделей инструментария контроля лучше представить в приложениях к Рабочей программе. Там же могут быть представлены и тексты итоговых контрольных работ по предмету (или ссылка на электронный Методический портфель учителя с материалами).
Завершает Рабочую программу учителя раздел «Оснащение образовательного процесса». Здесь представлен полный УМК для учащихся и учителя на четыре года обучения, дается краткий список демонстрационного, учебно-практического и лабораторного оборудования, доступного для учителя и учащихся (ссылка на полный каталог информационной образовательной среды в Паспорте кабинета начальных классов). Объем этой части Рабочей программы не более 1 страницы.
2.2. В каком формате может быть представлена
Рабочая программа учителя?
Как видим, Рабочая программа учителя достаточно объемный документ. А учителю нужны 7 предметных программ, плюс 2 программы внеурочной деятельности. Как сберечь время учителя и его силы? Выход, вероятно, в кооперации учителей в параллели, когда, анализируют и обсуждают программу вместе, а затем каждый выполняет техническую часть общего дела.
Бумажный вариант Рабочей программы по русскому языку за 4 года составил 170 страниц. Как сделать их удобными для ежедневного использования? Выходом может быть электронная версия Рабочей программы, сконструированная как цифровой образовательный ресурс или учительский Портфолио в сети Интернет, размещенный на сайте гимназии.
- Когда придет осознание
личной ответственности учителя за результаты?
С введением ФГОС заметно усилился контроль за выполнением государственных программ и качеством образования. Четкие критерии контроля приводят к осознанию личной ответственности за результаты образования учащихся. Хотелось бы разделить ответственность и с авторами учебно-методических комплектов, разработавших учебники и программы. Именно авторы, в первую очередь, гарантируют достижение планируемых результатов средствами УМК. Груз ответственности лежит и на учителе. Авторы УМК надеются на то, что учитель самым внимательным образом изучит не только программу курса, но и пояснительную записку к программе, воспользуется авторскими рекомендациями для построения образовательного процесса. Ведь разрабатывая собственную Рабочую программу, учитель берет на себя ответственность за каждое слово этой программы. И прежде чем что-либо написать в ней, приходится задуматься – а смогут ли учащиеся достичь результатов, заявленных в ФГОС? Какими средствами это будет достигаться? Ведь Рабочая программа учителя – это инструмент и стратегия учителя для достижения педагогических целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьезберегающие технологии в работе учителя.( из опыта работы)
Практическая значимость предоставленного опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике. Применение здоровьезберегающих тенологий помогает растить детей здоровыми, ...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 2 класс Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 2 класс Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 2 класс Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 2 класс Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 2 класс Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...
Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)
Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)...