"Развитие творческих способностей детей СКОУ VIII вида вида на основе кружковой работы с природным материалом.
методическая разработка по теме
«Развитие творческих способностей детей СКОУ VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом»
Содержание работы
Начатки творческой силы существуют почти у всех…надо лишь создать для проявления её подходящие условия. Шацкий С.Т.
В программе специальной коррекционной школы VIII вида по технологии, реализуются основные задачи реформы, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд учащихся специальной коррекционной школы VIII вида как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Доказано, дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.
Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Из выше сказано можно сделать выводы:
1. особенность развития детей с ОВЗ заключается в том, что творческие способности и познавательные процессы у них сформированы в большинстве своем на очень низком уровне.
2. коррекционное развитие - это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способность организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально - трудовой ориентировки.
Актуальность проблемы указывает на необходимость изучения роли кружковой работы с природным материалом на развитие творческих способностей учащихся специально-коррекционной школы VIII вида.
Цель - изучить развитие творческих способностей детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Изучить особенности развития воображения, наблюдательности, пространственной ориентировки, моторики руки специальной коррекционной школы VIII вида.
2. Разработать занятия кружка на основе природных материалов по повышению уровня развития творческих способностей.
Практическая значимость определяется необходимостью разработки рекомендаций, которые могут быть использованы на практике как руководителями кружков, так и родителями детей с особыми образовательными потребностями.
Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.»[7, c.90].
Основная идея всей современной педагогики заключается в том, что ребёнку с ОВЗ воспитание нужно в большей степени, чем нормальному.
Отклонения в интеллектуальном развитии (ОВЗ) - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ.
Для данных детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем.
Целью коррекционной работы является коррекция (исправление) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовке к жизни и труду.
Коррекция - является основой, органическим стержнем всей учебной - воспитательной работы в специальной школе и в системе специального образования.
Цель коррекционной - воспитательной работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии, в конечном счете, - их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:
1. Задача развития детей вспомогательной школы в процессе обучения.
2. Задача коррекционно-воспитательной работы - нравственное воспитание, формирование правильного поведения.
3. Задача трудового воспитания и обучения.
Рассмотрим эту задачу подробнее.
Трудовое обучение, как и любое другое обучение, имеет свою методологию.
Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.
Речь взрослого в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной. Объем учебного материала - небольшим, сложность - оптимальной для данной группы учащихся.
Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.
Наглядные методы. К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения.
Во вспомогательной школе учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины и их изображения, различные инструкционные карты и тактильного кинестетического восприятия ее (практические методы).
Наблюдение - это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.
На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом во время экскурсий.
Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным результатам наблюдений, нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.
Работа с наглядными пособиями носит активный - характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней.
В трудовом обучении широко применяется инструктаж. Он представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д. Особенность инструктажа во вспомогательной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема.
Таким образом, эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.
Надежда Константиновна Крупская в одной из своих работ обращала внимание на то, что «…Надо сделать так, чтобы труд был и интересный и посильный, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический».
Полученные на уроке труда умения и навыки в работе с природным материалом и инструментами дети могут совершенствовать во внеурочное время в кружках.
Кружок - это центр детского творчества. В кружках желательно объединять учащихся, которые имеют определенный интерес к данному виду практической деятельности и желание заниматься в данном кружке. Во многом интерес учащихся к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем.
В кружке педагог решает следующие задачи:
развитие творческих способностей учащихся;
расширение художественного кругозора;
развитие и углубление интересов учащихся;
развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности;
развитие мелкой моторики;
развитие речи учащихся, обогащение активного словаря;
организация досуга учащихся.
укрепление физического и психического здоровья.
Все эти и многие другие задачи успешно решаются при организации кружка на основе работы с природным материалом.
Сказочно и разнообразна природа. Какие богатые чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести no-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в ребёнке.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Кружковые занятия не просто трудовой процесс, а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание.
Нужно стремиться воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он увидел - необычное, в обычном, возможное в невозможном.
В процессе систематического труда рука ребёнка с особыми образовательными потребностями становится более уверенной, точной, а пальцы - более гибкими. При изготовлении поделок постепенно накапливаются специальные умения и навыки. Недаром В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
Художественное творчество с использованием природного материала слагается из нескольких компонентов: изучения материала, определения скрытых возможностей данного материала, определение художественного замысла будущей поделки и непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.
Поиск творческой идеи, замысла - исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в кружке.
Часто возникает вопрос, что является первичным и что вторичным: идея, замысел или материал, который своими формами, внешним видом подсказывает идею, сюжет, форму, внешний вид будущей работы. Иной раз замысел есть, а материал, подходящий для его осуществления, найти очень трудно. Часто на поиски его уходит много времени, а решение приходит внезапно.
Библиография:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.. Как преодолеть трудности в обучении детей. 2003.
2. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. 1995.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. 1967.
4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. 1994.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1991. 6.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. 1981.
7. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. 1999г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Самарской областной институт повышения квалификации и переподготовки образования.
Итоговая работа
На тему: «Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ: 10.02.2014г. – 14.02.2014г.
«Развитие творческого потенциала личности учащихся в обучении».
Выполнил (а): Агеева Юлия Васильевна;
воспитатель ГБС (К) ОУ школы-интерната
г. Отрадный
Самара, 2014г.
«Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом».
Начатки творческой силы существуют почти у всех…надо лишь создать для проявления её подходящие условия. Шацкий С.Т.
В программе специальной коррекционной школы VIII вида по технологии, реализуются основные задачи реформы, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд учащихся специальной коррекционной школы VIII вида как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Доказано, дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.
Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Из выше сказано можно сделать выводы:
1. особенность развития детей с ОВЗ заключается в том, что творческие способности и познавательные процессы у них сформированы в большинстве своем на очень низком уровне.
2. коррекционное развитие - это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способность организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально - трудовой ориентировки.
Актуальность проблемы указывает на необходимость изучения роли кружковой работы с природным материалом на развитие творческих способностей учащихся специально-коррекционной школы VIII вида.
Цель - изучить развитие творческих способностей детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Изучить особенности развития воображения, наблюдательности, пространственной ориентировки, моторики руки специальной коррекционной школы VIII вида.
2. Разработать занятия кружка на основе природных материалов по повышению уровня развития творческих способностей.
Практическая значимость определяется необходимостью разработки рекомендаций, которые могут быть использованы на практике как руководителями кружков, так и родителями детей с особыми образовательными потребностями.
Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.»[7, c.90].
Основная идея всей современной педагогики заключается в том, что ребёнку с ОВЗ воспитание нужно в большей степени, чем нормальному.
Отклонения в интеллектуальном развитии (ОВЗ) - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ.
Для данных детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем.
Целью коррекционной работы является коррекция (исправление) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовке к жизни и труду.
Коррекция - является основой, органическим стержнем всей учебной - воспитательной работы в специальной школе и в системе специального образования.
Цель коррекционной - воспитательной работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии, в конечном счете, - их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:
1. Задача развития детей вспомогательной школы в процессе обучения.
2. Задача коррекционно-воспитательной работы - нравственное воспитание, формирование правильного поведения.
3. Задача трудового воспитания и обучения.
Рассмотрим эту задачу подробнее.
Трудовое обучение, как и любое другое обучение, имеет свою методологию.
Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.
Речь взрослого в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной. Объем учебного материала - небольшим, сложность - оптимальной для данной группы учащихся.
Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.
Наглядные методы. К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения.
Во вспомогательной школе учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины и их изображения, различные инструкционные карты и тактильного кинестетического восприятия ее (практические методы).
Наблюдение - это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.
На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом во время экскурсий.
Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным результатам наблюдений, нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.
Работа с наглядными пособиями носит активный - характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней.
В трудовом обучении широко применяется инструктаж.Он представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д. Особенность инструктажа во вспомогательной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема.
Таким образом, эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.
Надежда Константиновна Крупская в одной из своих работ обращала внимание на то, что «…Надо сделать так, чтобы труд был и интересный и посильный, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический».
Полученные на уроке труда умения и навыки в работе с природным материалом и инструментами дети могут совершенствовать во внеурочное время в кружках.
Кружок - это центр детского творчества. В кружках желательно объединять учащихся, которые имеют определенный интерес к данному виду практической деятельности и желание заниматься в данном кружке. Во многом интерес учащихся к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем.
В кружке педагог решает следующие задачи:
1. развитие творческих способностей учащихся.
2. расширение художественного кругозора;
3. развитие и углубление интересов учащихся;
4. развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности;
5. развитие мелкой моторики;
6. развитие речи учащихся, обогащение активного словаря школьников;
7. организация досуга учащихся.
8. укрепление физического и психического здоровья.
Все эти и многие другие задачи успешно решаются при организации кружка на основе работы с природным материалом.
Сказочно и разнообразна природа. Какие богатые чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести no-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в ребёнке.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Кружковые занятия не просто трудовой процесс, а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание.
Нужно стремиться воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он увидел - необычное, в обычном, возможное в невозможном.
В процессе систематического труда рука ребёнка с особыми образовательными потребностями становится более уверенной, точной, а пальцы - более гибкими. При изготовлении поделок постепенно накапливаются специальные умения и навыки. Недаром В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
Художественное творчество с использованием природного материала слагается из нескольких компонентов: изучения материала, определения скрытых возможностей данного материала, определение художественного замысла будущей поделки и непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.
Поиск творческой идеи, замысла - исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в кружке.
Часто возникает вопрос, что является первичным и что вторичным: идея, замысел или материал, который своими формами, внешним видом подсказывает идею, сюжет, форму, внешний вид будущей работы. Иной раз замысел есть, а материал, подходящий для его осуществления, найти очень трудно. Часто на поиски его уходит много времени, а решение приходит внезапно.
Библиография:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.. Как преодолеть трудности в обучении детей. 2003.
2. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. 1995.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. 1967.
4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. 1994.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1991. 6.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. 1981.
7. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей
Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей....
Обмен опытом. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе воспитательной работы класса
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию....
Свидетельство «Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала»
Свидетельство «Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала»...
Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала в системе Л.В. Занкова»
Выступление по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала в системе Л.В. Занкова»....
Статья "Развитие творческих способностей учащихся в учебной и внеклассной работе"
Статья "Развитие творческих способностей учащихся в учебной и внеклассной работе"....