"Техника чтения" Темы бесед для родительских собраний
методическая разработка (1 класс) по теме

Андрусова Надежда Леонидовна

Темы для бесед на родительских собраниях в первом классе: "Зачем надо развивать  скорость  чтения", "Медленное чтение как средство эстетического воспитания", "А ваш ребенок любит читать?" - советы родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Темы для бесед на родительских собраниях в  начальных  классах

 «ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ»

 

«Зачем надо развивать скорость чтения?»

Современные дети не умеют, а главное не хотят работать с книгой.  Век телевидения и электронных технологий отодвинул книгу на одно из второстепенных мест.  Но чтобы черпать информацию из компьютера,  необходимо умение работать с текстом: умение быстро и правильно читать, выбирать главное и второстепенное, знать, где и откуда можно получить ответ на интересующий вопрос. «Чтение – это важнейшее формирование мыслительных способностей.  Если в начальной школе дети мало читали,  мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельности мозга» - так писал  В. А. Сухомлинский о главной задаче начальной школы.

 Прежде всего, родителям следует знать, что, так же  как и правописание, умение читать не зависит от интеллекта ребенка. При чтении включаются   другие функции мозга. И должно пройти время, чтобы появились  и автоматизировались навыки чтения, чтобы ребенок, читая, узнавал слова,  не произнося их про себя.  

Некоторые дети уже к первому классу прочитали не один десяток книжек, а некоторые ещё и во втором классе сильно отстают в чтении.

В чем же причина. Если интеллект не играет главную роль?

Причин несколько: невысокое общее развитие ребенка. Плохое домашнее воспитание. Нарушение зрения, нарушение слуха и др. родители сами могут знать то,  что требует их внимания.

Как помочь ребенку?

Постепенно развивать навыки чтения, радуясь каждой, пусть даже небольшой, победе маленького ученика или ученицы.

Если уж вы пропустили что-то в дошкольном воспитании, постарайтесь сейчас не оказывать давления на ребенка,  а  помочь  ему обрести уверенность в своих силах.

Все дети  могут научиться быстрому чтению.  Только на первых порах некоторые буквы запутываются в слове. Только в начале трудно соединить их в слоги и в предложения. Со временем, если читать вслух пусть немного,  но часто,  приходят необходимые навыки. При умелой и целенаправленной помощи в дальнейшем чтение не составляет труда.

Рекомендуемая скорость чтения к окончанию первого класса – 70 знаков в минуту, второго класса – 90 знаков в минуту и третьего класса – 150 знаков в минуту.

Зачем  надо  добиваться  такой  скорости чтения?

Если ребенок читает медленно, значит, он еще не ясно представляет себе смысл прочитанного. Ему еще трудно понять значение слов и выражений. Читая по слогам и по буквам, не видя всего слова, не узнавая его, ребенок просто не обращает внимания на его значение. Следовательно, отстает в развитии логическое мышление.

От навыка чтения в огромной роли зависит качество знаний по другим предметам. От техники чтения зависит грамотность письма, осознанное понимание содержания задач, математических заданий.

Прочитать и понять условие задачи по математике для такого ребенка – просто наказание. Другие предметы тоже требуют быстрого чтения и понимания текста. Тут возникают проблемы. Всё! Читать больше не хочется! Ничего не понятно! Жалко себя до слез!

А ведь в каждом классе медленно читающих учеников много. Страдает успеваемость, растет чувство недовольства собой, опускаются руки, появляется неуверенность в собственных возможностях.

Что же делать? Читайте как можно чаще. Небольшими абзацами, по пять-семь  минут с перерывами. Пересказывайте прочитанное, разбирайте каждое непонятное слово, выясняйте смысл, основную мысль, мораль текста. Перечитывайте несколько раз один и тот же текст до удовлетворительного звучания и нормальной скорости. Выбирайте смешные и интересные рассказы и сказки, радуйтесь вместе с ребенком каждой его  удачной интонации и  хорошо прочитанной строчке. Играйте с ребенком в игру «Сколько знаков в минуту?» и каждый раз отмечайте его успехи и хвалите за усердие. Постепенно будет получаться все лучше и лучше.

В начальных классах детям очень трудно разобраться в сложном языке математических и природоведческих терминов. Иногда для ребенка требуются месяцы, чтобы понять, что они обозначают. А ещё, к тому же, существуют ошибки в правописании! Тренировка чтения необходима и для того, чтобы развивать артикуляционный аппарат ребенка. При медленной артикуляции даже простые задания кажутся сложными. Из-за медленного чтения ребенок может отставать по всем предметам. Получается заколдованный круг: ребенок медленно и плохо читает, поэтому пишет с ошибками. Он с трудом осознает математические термины, поэтому с ошибками их записывает и не может их объяснить.

Отсюда такие записи в тетради по математике: чесло, диление, диамитер, получица

Нельзя изучать русский язык отдельно от математики, естествознания и других наук. Так же и наоборот….если ребенок с  трудом читает и поэтому почти не понимает условия задачи, возьмите учебник математики и медленно с логическими ударениями прочтите задание сами. Если потребуется, объясните все непонятные слова и обратите внимание на их правописание. Только после этого дайте ребенку прочитать эту же задачу самому. Теперь ему будет легче читать и понимать смысл математических вычислений. Читайте все трудные задания вместо ребенка до тех пор, пока к нему не придет уверенность в своих силах, и ребенок не научится быстро читать сам.

«Чтение нужно человеку не для того, чтобы читать быстро вслух и про себя, а для того, чтобы познавать» - так высказывался  Ш. А.  Амонашвили

«Медленное чтение как средство эстетического воспитания»

Художественная литература выполняет огромную роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства, учит мыслить, обогащает духовные способности. Читая, ребенок живет жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости.

К. Д. Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание – «понимать чтение…. составляет главную задачу при обучении грамоте. Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело».

В процессе чтения всегда существуют две стороны – техническая и смысловая, которые безусловно слиты друг с другом.

При самых первых шагах при овладении чтением наибольшие трудности падают на технику чтения (т. е. на способ чтения, правильность, скорость, выразительность). Какие-либо задержки в выработке техники чтения отрицательно сказываются на смысловой стороне, задерживают понимание.  Поэтому  учителя, методисты, родители продолжают искать эффективные пути и способы таково обучения чтению, когда техническая и смысловая стороны в нем находятся в гармонии, чтобы техника чтения не только не мешала пониманию, но и благоприятствовала ему.

Известно, что медленный темп негативно влияет на понимание читаемого, на работу творческого воображения. С другой стороны, излишне быстрая скорость чтения нередко влияет на поверхностное усвоение читаемого текста.

Л. Н. Толстой сказал: «Я полагал, для того, чтобы дети выучились читать, им надо полюбить чтение, а для того, чтобы полюбить чтение, нужно было, чтобы читанное было понятно и занимательно». «Для того, чтобы выучиться понимать, нужно много читать; для того, чтобы охотно читать, нужно понимать».

Чтобы соединить вместе «труд читать и понимать читанное», должна быть мощная мотивация к чтению. Этому способствует и «чтение вдвоем», и «чтение в компании», и «чтение по переменкам». Такие приемы можно использовать и в домашнем чтении, и в группе продленного дня. Быстрота чтения должна развиваться одновременно с быстротой понимания прочитанного. Темп чтения в отрыве от понимания бесполезен. Ведущим началом в формировании и совершенствовании умений и навыка чтения является понимание читаемого. Именно смысловой стороне подчинена техническая сторона чтения.

Совершенно недопустимо быстрое чтение литературно-художественных произведений, т. к. оно будет мешать эстетическому впечатлению, развитию чувств. Полноценное эстетическое восприятие литературно-художественного произведения требует предельного внимания к каждому слову, несущему на себе определенные изобразительные нагрузки. Чтение обогащает жизнь детей лишь при условии, когда слово затрагивает сокровенные уголки их сердца.

В. А. Сухомлинский: «Умение читать – это значит быть чутким к смыслу и красоте слова, его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира».

Особая роль слова в литературно-художественных произведениях говорит о том, что такие произведения требуют особого типа чтения, а именно – медленного. Медленное чтение способно обеспечить полноценное восприятие и понимание художественной литературы, дать толчок творческому воображению. Медленное чтение благоприятно сказывается и на таком рабочем, повседневном типе чтения, как тихое чтение про себя. Особенно важно уменье так читать про себя, чтобы слова выговаривались внутренне, как выговариваются глубоко проходящие мысли.

Современный литературный критик Татьяна Иванова говорит: «Надо читать осторожно, от словечка к словечку, идти медленно, стараясь не только понять, но и вчувствоваться в смысл».

При чтении художественных произведений должны быть созданы условия, которые способствуют активной работе творческого воображения и полноценного восприятия образной картины, созданной посредством слова писателем. Одним из эффективных способов создания таких условий может служить медленное чтение. Оно активно содействует развитию художественно-воссоздающему воображению. Его формирование требует достаточно медленного темпа чтения. Многие ученики – читатели с низким типом воображения – читают зачастую очень быстро. Тогда как ученики с более развитым воображением читают медленнее.  Это замедление темпа чтения у них происходит чаще всего за счет пауз после фраз.

Действительно, замедленный, с паузами темп чтения может способствовать лучшему пониманию текста в целом и более того – воссозданию в воображении читателя каждого из литературных персонажей.

Психологи говорят о том, что время, необходимое для возникновения образного представления, заключенного в слове, почти в три раза больше, чем время, нужное для возникновения понятия содержания того же слова. Слово первоначально вызывает у читателей понимание его значения, а затем через какие-то доли секунды по ассоциации, сходству или какому-то образному представлению возникает или конкретная деталь, или целый образ соответствующего предмета.

Для воссоздания образов при чтении художественных произведений, для понимания идеи существенен медленный темп чтения. Медленное, вдумчивое чтение позволяет формировать настоящего читателя художественных произведений, так как именно такое чтение «выполняет функцию эстетического воспитания».  При правильном подходе развивается потребность в чтении не только для информации, но и для самой радости общения с художественным текстом.

«А ваш ребенок любит читать?»

Советы родителям

Нам так хочется, чтобы ребенок по-настоящему ценил книги. Но в век прогресса столько соблазнов. Что делать?

Современному ребенку есть чем себя занять – компьютерные игры, мультфильмы  по всем каналам и многое другое. Для начала надо понять: читать и даже слушать литературное произведение детям труднее, чем смотреть тот же мультик, - приходится напрягаться, вникать. Тогда как с экрана информация льется сама. Книга требует определенной душевной работы, именно поэтому и взрослые-то далеко не все склонны к такому времяпрепровождению. Лучше попытайтесь ограничить те источники новых впечатлений, которые требуют минимального напряжения.

*Регламентируйте время просмотра телепрограмм и, конечно же, строго отбирайте их по содержанию. Разрешайте ребенку смотреть только качественные, добрые, умные мультфильмы, а также передачи про  животных, путешествия и хорошие детские программы.

*Постарайтесь не отсылать малыша к телевизору или видеомагнитофону каждый раз, когда он вам докучает.

*Включайте заранее выбранные передачи не чаще 1-2 раза в день.

*проанализируйте, чем вы сами стремитесь занять свободное время малыша. Прогулками? Похвально. Но свежий воздух и движения – не единственное, что нужно ребенку. Может, порой лучше остаться дома и почитать?

*Иногда есть смысл выделить специальное время для чтения, когда вы наименее загружены, а вашего ребенка не отвлекают другие занятия: после завтрака, немного на ночь, перед сном. Чтение должно войти в традицию, иначе для него, как  для всего полезного, никогда  не будет оставаться времени.

Если вы хотите, чтобы ваши дети по-настоящему полюбили книги, воспользуйтесь следующими советами:

1.Как можно дольше читайте ребенку сами.

 До того возраста, пока он будет просить вас об этом. Даже детям-школьникам нравится, чтобы им читали родители. Именно в вашем выразительном исполнении книга заинтригует ребенка. Когда же он начнет по-настоящему читать сам? Постепенно. В дошкольном же возрасте «любить читать» означает «любить, когда тебе читают»

2.Собирайте хорошую домашнюю библиотеку.

Конечно, можно записать ребенка  в общественную библиотеку, когда он пойдет в школу. Но если дома книг мало, он вряд ли полюбит читать, а ведь это во многом  вопрос привычки.

3.Будьте примером для своего ребенка.

Если свободное время родители проводят за чтением книг, а не за просмотром незатейливых ток-шоу, ребенок втянется в это занятие почти автоматически. Ну, а если мы не помним, когда последний раз брали в руки книгу, чего же мы хотим от детей?

4.Обсуждайте прочитанные книги.

 Трудно  любить то, что не вполне понимаешь. Объясняйте ему все непонятные места и интересуйтесь его мнением.

5.Правильно подбирайте книги по возрасту.

 Как слишком сложный, так и слишком примитивный сюжет для ребенка неинтересен и бесполезен.

6.Исключения составляют лишь стихотворные формы. 

Даже совсем маленькому малышу можно читать стихи и сказки в стихах. Здесь важен прежде всего ритм, энергетика.

7.Вводите персонажей из книг в жизнь ребенка.

 Пусть он их рисует, лепит или пишет им письма. Стоит нарядиться на утренник Чиполлино, испечь вместе Колобка, сходить в зоопарк посмотреть настоящих «деток в клеткех» - и любимые книги в глазах малыша оживут.

8.Избегайте фальши.

 Далеко не все произведения должны нравиться вам и вашему ребенку. Здесь нет ничего зазорного, вы не обязаны все  любить. Читайте только то, что действительно доставляет удовольствие

9.Помните, что  чтение – это не обязанность, а удовольствие.

 Нельзя заставлять и уговаривать ребенка читать, можно лишь постепенно втягивать его в этот замечательный мир. Хотите, чтобы малыша затянуло наверняка? Попробуйте прекращать чтение чуть раньше, чем ему надоест

*Не делайте из книги культа и не отзывайтесь с чрезмерным восхищением о детях, которые постоянно что-то читают.

*Позаботьтесь о том, чтобы  у ребенка были разносторонние интересы: друзья, спорт, музыка, поделки и др.  Нельзя, чтобы что-то одно заменяло все остальное.

*И главное – убедитесь, что малышу хватает вашего внимания и заботы.

Литература

  1. Журнал «Мой ребенок»   № 8/ 1996г.
  2. Журнал «Здоровье школьника»  № 9/ 2009,  № 8/2010
  3. Журнал «Начальная школа» № 9/1996

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы на родительских собраниях

Беседы для проведения родительских собраний:-Закаливание-Травматизм-Режим дня школьников...

беседа на родительское собрание

бесеба с родителями на тему "Здоровье школьников"...

Беседа на родительском собрании в 1 классе "Воспитание у детей добрых чувств"

Советы родителям по воспитанию у детей добрых чувств....

Беседа на родительском собрании в 1 классе "Ваш ребёнок стал школьником"

Советы родителям в первые школьные дни ребёнка....

Беседа на родительском собрании "Родительский авторитет"

Беседа "Родительский авторитет" может применяться учителями начальных классов....

Беседа на родительском собрании в начальных классах "О родительском авторитете"

Беседа на родительском собрании в начальных классах "О родительском авторитете"...