Как разработать и провести проект в начальной школе.
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему

Данилина Светлана Ивановна

Обобщение опыта работы по ииспользованию метода проекта в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_umk.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

Как разработать и провести проект в начальной школе. Обмен опытом по проведенным проектам.

Слайд 1

Тема моего выступления: «Как разработать и провести проект. Обмен опытом по проведенным проектам».

Метод проектов не является новым в педагогической практике. Проектная деятельность внедрялась в практику школы с конца 90-х годов и использовалась наиболее активно, как правило, в образовательной области «технология».

 XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология во всех профессиональных областях, в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени.

Данная технология реализуется в УМК “Планета знаний”, в рамках которого я работаю. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, подходов к организации учебной и внеучебной деятельности. Программа УМК «Планета знаний» располагает возможностями для создания проектов учащимися с 1-го класса, предлагая для реализации темы, учитывающие возрастные особенности. Содержание каждого учебника делится на 3-5 крупных разделов, каждый из которых завершается проектной деятельностью. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике.

Слайд 2,3,4,5

Слайд 6

 Под проектом понимается любой продукт деятельности детей – поделка, рисунок, спектакль, сказка, книга, концерт, викторина, сбор коллекции, макет, газета и т.д. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта  в соответствии со своими интересами и возможностями. Слайд 6. Работа над проектами, предлагаемыми в учебниках, предполагает активное сотрудничество с учителем и родителями (так как младший школьник не может самостоятельно сделать полностью проект).

Слайд 7

В результате этого сотрудничества учащиеся осваивают новые способы деятельности, успешнее идет их личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие. Проектная деятельность способствует освоению регулятивных умений, а также формированию навыков работы с информацией.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

  • расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
  • находить источники информации;
  • извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • планировать работу над проектами;
  • сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
  • доводить начатое дело до конца.

Работа над проектами ведется только на добровольных началах во внеурочное время, к участию в организации презентаций детских проектов привлекаются родители.

Слайд 8

Самые первые проекты по теме «Наша речь». Цель проекта: наблюдение за особенностями устной и письменной речи. Проектная деятельность по этой теме осуществлялась в адаптационный период, поэтому вся собираемая детьми информация должна была быть в большей степени образной, чем текстовой. В течение двух недель дети собирали наглядную (образную) информацию по выбранной теме.

После завершения этапа сбора информации я предложила детям принять участие в реализации проектов. Дети приступили к выполнению творческих работ по конструированию букв из различных материалов. Итог этих работ можно увидеть на нашей выставке. А Коновалову  Марину заинтересовала тема  «Как зарождалась речь» и она провела исследование. Ее проект так и называется «Как зарождалась речь». Итогом работы Хитяева Артема, над проектом «Наша речь», стала поделка в виде дерева с буквами, очень интересный проект у Лукичева Романа, итогом работы над проектом «Наша речь», стало изготовление букв из пластилина и для каждой буквы написано  стихотворение.

Слайд 9

В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

  1. сбор сведений по теме проектной деятельности;
  2. работа над самими проектами, включенными в содержание темы.

Эти два блока относительно не зависимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идет работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.)  При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов.

Слайд 10

Этапы проектной деятельности.

Первый блок работы над проектом включает:

  1.  Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующей темы.
  2. Подготовка к сбору информации.
  3. Сбор информации детьми.
  4. Подведение итогов сбора информации.

После того как учащиеся выбрали тему, начинается сбор информации.

Слайд 11

Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии, фильмы, беседы со взрослыми, наблюдения, интернет, экскурсии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно – популярных и документальных фильмов и телепередач. Организуются экскурсии в музеи. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.

Слайд 12

Второй блок работы над проектом включает в себя:

  1. Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
  2. Планирование этапов работы над проектами.
  3. Реализация проектов.
  4. Презентация проектов.

Слайд 13

Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, предлагаются разные проекты, отличающиеся:

  • видом деятельности
  • создание творческих работ (рисунки, макеты модели (Лукичев Роман, работая над проектом «Школа», сделал модель школы), поделки,  книги (Лукичев Роман изготовил проект  «Азбука» в виде книги),  открытки, костюмы, и т.д.);
  • подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.);
  • проведение исследований;

Слайд 14

  • проекты, отличающиеся количеством участников
  • индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и моделей, коллаж, макетов. Кроме того, результатами коллективной деятельности могут быть конкурсы, викторины, концерты, спектакли…)

Коллективные проекты самые простые. Это проекты, в которых дети выполняют отдельные, не зависимые друг от друга мини – проекты. Объединение мини – проектов в один общий проект выполняется учителем или родителями.

Я хочу вам рассказать и показать, как мы работали над коллективным проектом «Сказочные герои» по изобразительному искусству.

Слайд 15

Цель проекта – изготовление книжки – раскладушки с иллюстрациями к сказке « Три медведя».

Тип проекта: групповой, творческий, недельный.

 В проекте участвовало 5 детей и мама, Ваняшева Татьяна Юрьевна.

1 блок работы над проектом можно назвать еще организационно-подготовительный. 

Слайд 16

1 шаг: дети познакомились с предложенной в учебнике темой, создали творческую группу.

Слайд 17

2 шаг: после того, как учащиеся выбрали тему, они отправились в школьную библиотеку, для сбора информации. 

Слайд 18

  3 шаг: обсудив и обработав  собранную информацию, ребята пришли к выводу, что будут делать проект по сказке «Три медведя».

Слайд 19

Работа над 2 блоком (исследовательским): 

1 шаг: знакомство детей с различными формами оформления проектов. Ребята пришли к выводу, что будут иллюстрировать русскую народную сказку «Три медведя» и оформлять в виде книжки - раскладушки.

Слайд 20

2 шаг: вместе с детьми составили план работы.

Слайд 21,22

3 шаг: реализация проекта. Учитель консультирует учеников по содержанию проекта, помогает в систематизации и обобщении материалов. Дети рисовали иллюстрацию  к одному сюжету сказки, а взрослый, мама Ваняшевой Вероники, Татьяна Юрьевна, объединила рисунки  в книжку-раскладушку.

Слайд 23

4 шаг: на последнем этапе оформляются материалы для устной презентации. Преподаватель помогает в разработке отчета о работе, участвует в анализе проделанной работы, оценивает вклад каждого ученика.

 Защита проекта или презентация проходит на итоговом занятии.

Другой пример коллективной работы – это тематическая выставка рисунков и поделок.

Слайд 24

 Дети делают отдельные рисунки и поделки, а взрослые оформляют экспозицию из этих работ.

Взрослые могут создать  заготовку для макета города – общий рельеф, а дети – разместить на нем свои макеты домов и машин. Еще один известный пример – это спектакль. Комплекс действий по созданию спектакля предоставляет возможность многим детям найти занятие по душе, потому что помимо актеров нужны и создатели костюмов, и суфлер, и оформители сцены и зала, и изготовители афиш и программ, и т.д.

Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся. Удачные находки во время работы над  проектом желательно сделать достоянием всего класса. ? В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки. Для этого организуется классный час, где дети показывают свои достижения и рассказывают о них. Это может повысить их интерес и привлечь других к работе над проектом.

Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, которое создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом. Например, при подготовке кукольного спектакля в качестве такого промежуточного этапа может выступать  создание кукол. Органичным окончанием этого этапа станет презентация сделанных кукол – персонажей.

Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, и т.д.  Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаю, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей. Он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Слайд 25

Правила презентации для ученика:

  • Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
  • Найди удобное положение тела и место для рук.
  • Спокойно посмотри на слушателей.
  • Назови тему.
  • Заинтересуй слушателей выступлением.
  • Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
  • Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
  • Делай паузы, чтобы слушатели смогли  осмыслить то, что услышали.
  • Логично закончи свое выступление.

Сейчас ученик 1 класса, Гайфиев Иван, познакомит вас с результатом  своего исследования.

Цель проекта:

Руководитель: Салина Мария Вячеславовна.

Тип проекта: индивидуальный, исследовательский, недельный.

Участник проекта: Гайфиев Иван.

Презентация « Моя школа» Гайфиева Ивана.

Слайд 26

В ходе работы над проектом учителю следует:

  • помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей;
  • способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;
  • поощрять творческие проявления учащегося к творческому поиску;
  • воздерживать от негативных оценок, чтобы дети не боялись допустить ошибку, направлять и поддерживать их творческие порывы.

Кроме того, на уроках следует включать задания, направленные на овладение логическим мышлением и на уроках математики и на уроках обучения грамоте, окружающего мира, вести пропедевтическую работу по обучению исследовательской деятельности.

Слайд 27

Памятка для родителей.

  • Покажите  пример детям в своем стремлении к  новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
  • Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
  • Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
  • Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
  • Меньше наставлений, прямых инструкций.
  • Не сдерживайте инициативу.
  • Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
  • Не раздражайтесь.
  • Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
  • Учите доводить дело до конца.

В младшем школьном возрасте обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Слайд 28

Работа над проектом позволила учащимся:

  • освоить первичные методы исследования
  • применить имеющие знания и умения в реализации собственных интересов
  • дала возможность развития интереса к процессу познания в целом

Замечание: первоклассники с интересом и удовольствием работают над своими проектами в силу своего возраста. Но они не обладают самокритичностью, не могут оценить степень полноты своего исследования. Поэтому учителю необходимо высказывать свои оценочные суждения в форме советов, пожеланий.

Слайд 29

Спасибо за внимание!

  • продолжительностью (от несколько часов до несколько месяцев).
  • На основе их первого опыта ученикам предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число» в течение зимних каникул.
  • Стр 195. В конце урока учитель может познакомить учащихся с проектом «Любимое число» (с. 126-127 учебника) и предложить выбрать один из предложенных проектов или придумать свой. Задача учителя – заинтересовать учащихся, замотивировать их на участие в проектной деятельности. Учитель может рассказать о том, что цифры, которыми мы пользуемся, были придуманы в Древней Индии, другие народы пользовались совсем другими значками (верхний рисунок на с. 126), и предложить учащимся узнать, какие народы придумали изображенные знаки и что они обозначали ( информация для учителя приводиться на с. 210 мет. Пособия). Можно также проводить мини-презентации на текущих уроках,  если кто-то из учеников раздобыл интересную информацию, дайте ему возможность рассказать об этом остальным, похвалить и предложить красиво оформить найденные сведения. Окончательную презентацию работ учащихся можно провести на одном из последних уроков в конце четверти.
  • Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты,  добываемые учениками в течение полугода, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов.
  • В классе – 19 учеников

Наша работа состояла из следующих этапов:

  • определение практически значимой цели, формулировка задачи;
  • обсуждение реализации поставленной цели;
  • проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.
  • оформление материалов.
  • выставка и оценка работ.

Тема проекта, выбранного первоклассниками, - «Мое любимое число».  Слайд  Работа над проектом позволила учащимся:

  • освоить первичные методы исследования;
  • применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;
  • дала возможность развития интереса к процессу  познания в целом.

На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников. Итоговый этап проводился на празднике «Мой первый проект» в виде защиты наиболее интересных и содержательных проектов. Предшествовала выставка всех детских работ. По окончании выставки была оформлена рукописная коллективная работа «Книга чисел 1 Б класса».

Эту книгу мы частенько используем на уроках и на перемене, т.к. в ней множество загадок, кроссвордов, занимательных задач, сведений не только о числах, но и о природе, истории и семейных традициях. В целом работа заняла около месяца. В результате выполнения этого проекта у первоклассников расширился словарный запас, кругозор, активизировалась внутренняя и внешняя речь, развился интеллект и эмоционально-волевая сфера.

        Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Наряду с активным использованием элементов опережающего обучения вводятся так же и элементы исследовательской деятельности в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Методическая разработа для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"

Этот материал поможет ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений....

Как разобрать и провести проект в начальной школе

В статье описаны основные этапы работы над проетктом...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...

Анализ работы проблемно - творческой группы "Как разработать и провести проект в начальной школе"

Данный материал поможет учителям начальной школы в организации и разработке проектов для учеников начальных классов. В материале опубликованы цели, задачи и план, как работать над проектами в начальны...

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

"Упражнения и игры на внимание" -занятие по внеурочной деятельности «Тропинки к своему Я» учителя начальной школы МОУ Лицей Павловой Светланы Аркадьевны, работающей по проекту «Эффективная начальная школа», 2 класс.

Цель занятия: развивать познавательные способности, находить и анализировать закономерности, развивать логическое мышление, речь, память, внимание, математические способности.Постановка проблемы вводи...