Как разработать и провести проект в начальной школе.
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему
Обобщение опыта работы по ииспользованию метода проекта в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_umk.docx | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Как разработать и провести проект в начальной школе. Обмен опытом по проведенным проектам.
Слайд 1
Тема моего выступления: «Как разработать и провести проект. Обмен опытом по проведенным проектам».
Метод проектов не является новым в педагогической практике. Проектная деятельность внедрялась в практику школы с конца 90-х годов и использовалась наиболее активно, как правило, в образовательной области «технология».
XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология во всех профессиональных областях, в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени.
Данная технология реализуется в УМК “Планета знаний”, в рамках которого я работаю. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, подходов к организации учебной и внеучебной деятельности. Программа УМК «Планета знаний» располагает возможностями для создания проектов учащимися с 1-го класса, предлагая для реализации темы, учитывающие возрастные особенности. Содержание каждого учебника делится на 3-5 крупных разделов, каждый из которых завершается проектной деятельностью. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике.
Слайд 2,3,4,5
Слайд 6
Под проектом понимается любой продукт деятельности детей – поделка, рисунок, спектакль, сказка, книга, концерт, викторина, сбор коллекции, макет, газета и т.д. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Слайд 6. Работа над проектами, предлагаемыми в учебниках, предполагает активное сотрудничество с учителем и родителями (так как младший школьник не может самостоятельно сделать полностью проект).
Слайд 7
В результате этого сотрудничества учащиеся осваивают новые способы деятельности, успешнее идет их личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие. Проектная деятельность способствует освоению регулятивных умений, а также формированию навыков работы с информацией.
Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
- расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
- находить источники информации;
- извлекать информацию, относящуюся к теме;
- планировать работу над проектами;
- сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
- доводить начатое дело до конца.
Работа над проектами ведется только на добровольных началах во внеурочное время, к участию в организации презентаций детских проектов привлекаются родители.
Слайд 8
Самые первые проекты по теме «Наша речь». Цель проекта: наблюдение за особенностями устной и письменной речи. Проектная деятельность по этой теме осуществлялась в адаптационный период, поэтому вся собираемая детьми информация должна была быть в большей степени образной, чем текстовой. В течение двух недель дети собирали наглядную (образную) информацию по выбранной теме.
После завершения этапа сбора информации я предложила детям принять участие в реализации проектов. Дети приступили к выполнению творческих работ по конструированию букв из различных материалов. Итог этих работ можно увидеть на нашей выставке. А Коновалову Марину заинтересовала тема «Как зарождалась речь» и она провела исследование. Ее проект так и называется «Как зарождалась речь». Итогом работы Хитяева Артема, над проектом «Наша речь», стала поделка в виде дерева с буквами, очень интересный проект у Лукичева Романа, итогом работы над проектом «Наша речь», стало изготовление букв из пластилина и для каждой буквы написано стихотворение.
Слайд 9
В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
- сбор сведений по теме проектной деятельности;
- работа над самими проектами, включенными в содержание темы.
Эти два блока относительно не зависимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идет работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.) При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов.
Слайд 10
Этапы проектной деятельности.
Первый блок работы над проектом включает:
- Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующей темы.
- Подготовка к сбору информации.
- Сбор информации детьми.
- Подведение итогов сбора информации.
После того как учащиеся выбрали тему, начинается сбор информации.
Слайд 11
Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии, фильмы, беседы со взрослыми, наблюдения, интернет, экскурсии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно – популярных и документальных фильмов и телепередач. Организуются экскурсии в музеи. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.
Слайд 12
Второй блок работы над проектом включает в себя:
- Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
- Планирование этапов работы над проектами.
- Реализация проектов.
- Презентация проектов.
Слайд 13
Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, предлагаются разные проекты, отличающиеся:
- видом деятельности
- создание творческих работ (рисунки, макеты модели (Лукичев Роман, работая над проектом «Школа», сделал модель школы), поделки, книги (Лукичев Роман изготовил проект «Азбука» в виде книги), открытки, костюмы, и т.д.);
- подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.);
- проведение исследований;
Слайд 14
- проекты, отличающиеся количеством участников
- индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и моделей, коллаж, макетов. Кроме того, результатами коллективной деятельности могут быть конкурсы, викторины, концерты, спектакли…)
Коллективные проекты самые простые. Это проекты, в которых дети выполняют отдельные, не зависимые друг от друга мини – проекты. Объединение мини – проектов в один общий проект выполняется учителем или родителями.
Я хочу вам рассказать и показать, как мы работали над коллективным проектом «Сказочные герои» по изобразительному искусству.
Слайд 15
Цель проекта – изготовление книжки – раскладушки с иллюстрациями к сказке « Три медведя».
Тип проекта: групповой, творческий, недельный.
В проекте участвовало 5 детей и мама, Ваняшева Татьяна Юрьевна.
1 блок работы над проектом можно назвать еще организационно-подготовительный.
Слайд 16
1 шаг: дети познакомились с предложенной в учебнике темой, создали творческую группу.
Слайд 17
2 шаг: после того, как учащиеся выбрали тему, они отправились в школьную библиотеку, для сбора информации.
Слайд 18
3 шаг: обсудив и обработав собранную информацию, ребята пришли к выводу, что будут делать проект по сказке «Три медведя».
Слайд 19
Работа над 2 блоком (исследовательским):
1 шаг: знакомство детей с различными формами оформления проектов. Ребята пришли к выводу, что будут иллюстрировать русскую народную сказку «Три медведя» и оформлять в виде книжки - раскладушки.
Слайд 20
2 шаг: вместе с детьми составили план работы.
Слайд 21,22
3 шаг: реализация проекта. Учитель консультирует учеников по содержанию проекта, помогает в систематизации и обобщении материалов. Дети рисовали иллюстрацию к одному сюжету сказки, а взрослый, мама Ваняшевой Вероники, Татьяна Юрьевна, объединила рисунки в книжку-раскладушку.
Слайд 23
4 шаг: на последнем этапе оформляются материалы для устной презентации. Преподаватель помогает в разработке отчета о работе, участвует в анализе проделанной работы, оценивает вклад каждого ученика.
Защита проекта или презентация проходит на итоговом занятии.
Другой пример коллективной работы – это тематическая выставка рисунков и поделок.
Слайд 24
Дети делают отдельные рисунки и поделки, а взрослые оформляют экспозицию из этих работ.
Взрослые могут создать заготовку для макета города – общий рельеф, а дети – разместить на нем свои макеты домов и машин. Еще один известный пример – это спектакль. Комплекс действий по созданию спектакля предоставляет возможность многим детям найти занятие по душе, потому что помимо актеров нужны и создатели костюмов, и суфлер, и оформители сцены и зала, и изготовители афиш и программ, и т.д.
Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса. ? В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки. Для этого организуется классный час, где дети показывают свои достижения и рассказывают о них. Это может повысить их интерес и привлечь других к работе над проектом.
Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, которое создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом. Например, при подготовке кукольного спектакля в качестве такого промежуточного этапа может выступать создание кукол. Органичным окончанием этого этапа станет презентация сделанных кукол – персонажей.
Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаю, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей. Он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Слайд 25
Правила презентации для ученика:
- Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
- Найди удобное положение тела и место для рук.
- Спокойно посмотри на слушателей.
- Назови тему.
- Заинтересуй слушателей выступлением.
- Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
- Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
- Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
- Логично закончи свое выступление.
Сейчас ученик 1 класса, Гайфиев Иван, познакомит вас с результатом своего исследования.
Цель проекта:
Руководитель: Салина Мария Вячеславовна.
Тип проекта: индивидуальный, исследовательский, недельный.
Участник проекта: Гайфиев Иван.
Презентация « Моя школа» Гайфиева Ивана.
Слайд 26
В ходе работы над проектом учителю следует:
- помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей;
- способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;
- поощрять творческие проявления учащегося к творческому поиску;
- воздерживать от негативных оценок, чтобы дети не боялись допустить ошибку, направлять и поддерживать их творческие порывы.
Кроме того, на уроках следует включать задания, направленные на овладение логическим мышлением и на уроках математики и на уроках обучения грамоте, окружающего мира, вести пропедевтическую работу по обучению исследовательской деятельности.
Слайд 27
Памятка для родителей.
- Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
- Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
- Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
- Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
- Меньше наставлений, прямых инструкций.
- Не сдерживайте инициативу.
- Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
- Не раздражайтесь.
- Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
- Учите доводить дело до конца.
В младшем школьном возрасте обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
Слайд 28
Работа над проектом позволила учащимся:
- освоить первичные методы исследования
- применить имеющие знания и умения в реализации собственных интересов
- дала возможность развития интереса к процессу познания в целом
Замечание: первоклассники с интересом и удовольствием работают над своими проектами в силу своего возраста. Но они не обладают самокритичностью, не могут оценить степень полноты своего исследования. Поэтому учителю необходимо высказывать свои оценочные суждения в форме советов, пожеланий.
Слайд 29
Спасибо за внимание!
- продолжительностью (от несколько часов до несколько месяцев).
- На основе их первого опыта ученикам предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число» в течение зимних каникул.
- Стр 195. В конце урока учитель может познакомить учащихся с проектом «Любимое число» (с. 126-127 учебника) и предложить выбрать один из предложенных проектов или придумать свой. Задача учителя – заинтересовать учащихся, замотивировать их на участие в проектной деятельности. Учитель может рассказать о том, что цифры, которыми мы пользуемся, были придуманы в Древней Индии, другие народы пользовались совсем другими значками (верхний рисунок на с. 126), и предложить учащимся узнать, какие народы придумали изображенные знаки и что они обозначали ( информация для учителя приводиться на с. 210 мет. Пособия). Можно также проводить мини-презентации на текущих уроках, если кто-то из учеников раздобыл интересную информацию, дайте ему возможность рассказать об этом остальным, похвалить и предложить красиво оформить найденные сведения. Окончательную презентацию работ учащихся можно провести на одном из последних уроков в конце четверти.
- Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками в течение полугода, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов.
- В классе – 19 учеников
Наша работа состояла из следующих этапов:
- определение практически значимой цели, формулировка задачи;
- обсуждение реализации поставленной цели;
- проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.
- оформление материалов.
- выставка и оценка работ.
Тема проекта, выбранного первоклассниками, - «Мое любимое число». Слайд Работа над проектом позволила учащимся:
- освоить первичные методы исследования;
- применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;
- дала возможность развития интереса к процессу познания в целом.
На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников. Итоговый этап проводился на празднике «Мой первый проект» в виде защиты наиболее интересных и содержательных проектов. Предшествовала выставка всех детских работ. По окончании выставки была оформлена рукописная коллективная работа «Книга чисел 1 Б класса».
Эту книгу мы частенько используем на уроках и на перемене, т.к. в ней множество загадок, кроссвордов, занимательных задач, сведений не только о числах, но и о природе, истории и семейных традициях. В целом работа заняла около месяца. В результате выполнения этого проекта у первоклассников расширился словарный запас, кругозор, активизировалась внутренняя и внешняя речь, развился интеллект и эмоционально-волевая сфера.
Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Наряду с активным использованием элементов опережающего обучения вводятся так же и элементы исследовательской деятельности в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Методическая разработа для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"
Этот материал поможет ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений....
Как разобрать и провести проект в начальной школе
В статье описаны основные этапы работы над проетктом...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...
Анализ работы проблемно - творческой группы "Как разработать и провести проект в начальной школе"
Данный материал поможет учителям начальной школы в организации и разработке проектов для учеников начальных классов. В материале опубликованы цели, задачи и план, как работать над проектами в начальны...
Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа
Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А" НОУ ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...
"Упражнения и игры на внимание" -занятие по внеурочной деятельности «Тропинки к своему Я» учителя начальной школы МОУ Лицей Павловой Светланы Аркадьевны, работающей по проекту «Эффективная начальная школа», 2 класс.
Цель занятия: развивать познавательные способности, находить и анализировать закономерности, развивать логическое мышление, речь, память, внимание, математические способности.Постановка проблемы вводи...
Комментарии
Как разработать и провести проект в начальной школе.
ПРОЕКТЫ - это классно!!!