Внеурочная деятельность
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Организация внеурочной деятельности»
Воспитывает ребёнка каждая минута жизни и каждый уголок земли,
каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается
В.А.Сухомлинский
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».
В 2011/2012 учебном году в соответствии с ФГОС в нашей школе была организована внеурочная деятельность. Родителям первоклассников было предложено поучаствовать в разработке модели по организации деятельности ребёнка в школе во второй половине дня, с целью получения дополнительного образования. Определение модели внеурочной деятельности проводилось так. На родительском собрании родители получили полную информацию обо всём спектре дополнительного образования (о перечне кружков в каждом направлении) в рамках школы, на основе которого можно смоделировать организацию внеурочной деятельности обучающихся. Так как родители лучше, чем учитель, знают творческие способности своих детей, а также учитывая занятость детей в кружках, в спортивных секциях вне школы, каждому родителю предложили подумать, какие виды кружков оно считают необходимыми для своих детей. В результате родители решили, что было бы хорошо выбрать все направления внеурочной деятельности. Это стало возможным, т.к. в практике прошлых лет в школе сложились прочная система воспитательной деятельности, которая органично легла в новую схему и находит своё отражение во внеурочной деятельности
Так появилась наша модель организации внеурочной деятельности и особенностью её организации является то, что направления представлены различными видами внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организована по следующим направлениям развития личности:
- Спортивно - оздоровительное
- Художественно - эстетическое
- Военно – патриотическое
- Научно – познавательное
- Проектная деятельность
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
- реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
- включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по основным направлениям в таких формах как:
- проектная деятельность,
- кружки,
- олимпиады,
- соревнования,
- экскурсии,
- поездки,
- походы.
Привычной и желанной формой внеурочной деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.
Одним из направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность и для его реализации мы видим актуальность введения в школе курса «Основы робототехники».
Основная цель курса - воспитание творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать задачи, связанные с программированием и алгоритмизацией.
Изучение «Основ робототехники» создает предпосылки для социализации личности учащихся и обеспечивает возможность ее непрерывного технического образования, а освоение с помощью лего-наборов и других роботоконструкторов компьютерных технологий – это путь школьников к современным перспективным профессиям и успешной жизни в информационном обществе. Конечно же, занятия работотехникой не приведут к тому, что все дети захотят стать программистами и роботостроителями, инженерами, исследователями. В первую очередь занятия рассчитаны на общенаучную подготовку школьников, развитие их мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков. Занятия способствуют общему развитию, а в частности: развитию мелкой моторики, мыслительного процесса и фантазии. При сборке робота применяется большое количество мелких деталей. Мелкая моторика пальцев напрямую влияет на развитие коры головного мозга и поэтому играет необычайно важную роль в формировании интеллекта.
В нашей школе мы начали осваивать Лего-конструирование с 2012 года.
Этот курс помогает нам решать следующие образовательные задачи:
- Развитие творческих способностей детей.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Формирование активной «Я концепции».
Когда ребёнок вовлечён в процесс сознания значимого и осмысленного продукта (машины, компьютерной программы), он сам «строит» своё знание, свой интеллект.
Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями ЛЕГО позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Программу курса условно можно разделить на две большие части:
- Конструирование
- Программирование
Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Младшие школьники учатся конструировать «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе.
В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.
На этапе программирования школьники переходят на более высокий уровень: игровая составляющая начинает уступать место серьезному продуманному изучению среды ЛЕГО, что требует вдумчивости и терпения.
Лего – это всегда новое открытие, новая идея! Новый толчок к развитию нестандартного мышления…
Курс «робототехника» тесно взаимосвязан с проектной деятельностью. Работа над проектом «по образцу» является подготовкой к более сложным, по своей структуре, проектам. Закончив работу над простым проектом, дети переходят к более сложному. Используют для своих моделей разные датчики (на движение, световые), тем самым усложняется составление программы.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что введение в школьную практику «Основ робототехники» обусловлено временем и следующими факторами:
- высокий уровень автоматизации и роботизации современного производства, требующий соответствующих кадров;
- требования системно-деятельностного подхода ФГОС;
- низкий уровень мотивации обучающихся при изучении алгоритмизации и программирования вследствие низкой практикоориентированности.
Внедрение курса «Образовательная робототехника в начальной школе» только началось. Предстоит доработка методических и дидактических материалов. Но мы понимаем, что направление «Образовательная робототехника» имеет большие перспективы развития. Оно может быть внедрено не только во внеурочную деятельность, но и в такие учебные предметы как технология, окружающий мир в начальной школе. То есть со временем нужен системный подход школы к встраиванию робототехники в образовательное пространство школы.
Робототехника это увлекательно! Благодаря робототехнике, мои ученики стали активными, наблюдательными, сообразительными, намного лучше стали учиться по всем предметам. Мир не стоит на месте, всегда развивается, и кто знает, может именно эти, мои ученики, создадут нанотехнологичный аппарат или нового робота 21 века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....