Внеурочная деятельность
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Организация внеурочной деятельности»
Воспитывает ребёнка каждая минута жизни и каждый уголок земли,
каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается
В.А.Сухомлинский
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».
В 2011/2012 учебном году в соответствии с ФГОС в нашей школе была организована внеурочная деятельность. Родителям первоклассников было предложено поучаствовать в разработке модели по организации деятельности ребёнка в школе во второй половине дня, с целью получения дополнительного образования. Определение модели внеурочной деятельности проводилось так. На родительском собрании родители получили полную информацию обо всём спектре дополнительного образования (о перечне кружков в каждом направлении) в рамках школы, на основе которого можно смоделировать организацию внеурочной деятельности обучающихся. Так как родители лучше, чем учитель, знают творческие способности своих детей, а также учитывая занятость детей в кружках, в спортивных секциях вне школы, каждому родителю предложили подумать, какие виды кружков оно считают необходимыми для своих детей. В результате родители решили, что было бы хорошо выбрать все направления внеурочной деятельности. Это стало возможным, т.к. в практике прошлых лет в школе сложились прочная система воспитательной деятельности, которая органично легла в новую схему и находит своё отражение во внеурочной деятельности
Так появилась наша модель организации внеурочной деятельности и особенностью её организации является то, что направления представлены различными видами внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организована по следующим направлениям развития личности:
- Спортивно - оздоровительное
- Художественно - эстетическое
- Военно – патриотическое
- Научно – познавательное
- Проектная деятельность
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
- реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
- включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по основным направлениям в таких формах как:
- проектная деятельность,
- кружки,
- олимпиады,
- соревнования,
- экскурсии,
- поездки,
- походы.
Привычной и желанной формой внеурочной деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.
Одним из направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность и для его реализации мы видим актуальность введения в школе курса «Основы робототехники».
Основная цель курса - воспитание творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать задачи, связанные с программированием и алгоритмизацией.
Изучение «Основ робототехники» создает предпосылки для социализации личности учащихся и обеспечивает возможность ее непрерывного технического образования, а освоение с помощью лего-наборов и других роботоконструкторов компьютерных технологий – это путь школьников к современным перспективным профессиям и успешной жизни в информационном обществе. Конечно же, занятия работотехникой не приведут к тому, что все дети захотят стать программистами и роботостроителями, инженерами, исследователями. В первую очередь занятия рассчитаны на общенаучную подготовку школьников, развитие их мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков. Занятия способствуют общему развитию, а в частности: развитию мелкой моторики, мыслительного процесса и фантазии. При сборке робота применяется большое количество мелких деталей. Мелкая моторика пальцев напрямую влияет на развитие коры головного мозга и поэтому играет необычайно важную роль в формировании интеллекта.
В нашей школе мы начали осваивать Лего-конструирование с 2012 года.
Этот курс помогает нам решать следующие образовательные задачи:
- Развитие творческих способностей детей.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Формирование активной «Я концепции».
Когда ребёнок вовлечён в процесс сознания значимого и осмысленного продукта (машины, компьютерной программы), он сам «строит» своё знание, свой интеллект.
Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями ЛЕГО позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Программу курса условно можно разделить на две большие части:
- Конструирование
- Программирование
Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Младшие школьники учатся конструировать «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе.
В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.
На этапе программирования школьники переходят на более высокий уровень: игровая составляющая начинает уступать место серьезному продуманному изучению среды ЛЕГО, что требует вдумчивости и терпения.
Лего – это всегда новое открытие, новая идея! Новый толчок к развитию нестандартного мышления…
Курс «робототехника» тесно взаимосвязан с проектной деятельностью. Работа над проектом «по образцу» является подготовкой к более сложным, по своей структуре, проектам. Закончив работу над простым проектом, дети переходят к более сложному. Используют для своих моделей разные датчики (на движение, световые), тем самым усложняется составление программы.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что введение в школьную практику «Основ робототехники» обусловлено временем и следующими факторами:
- высокий уровень автоматизации и роботизации современного производства, требующий соответствующих кадров;
- требования системно-деятельностного подхода ФГОС;
- низкий уровень мотивации обучающихся при изучении алгоритмизации и программирования вследствие низкой практикоориентированности.
Внедрение курса «Образовательная робототехника в начальной школе» только началось. Предстоит доработка методических и дидактических материалов. Но мы понимаем, что направление «Образовательная робототехника» имеет большие перспективы развития. Оно может быть внедрено не только во внеурочную деятельность, но и в такие учебные предметы как технология, окружающий мир в начальной школе. То есть со временем нужен системный подход школы к встраиванию робототехники в образовательное пространство школы.
Робототехника это увлекательно! Благодаря робототехнике, мои ученики стали активными, наблюдательными, сообразительными, намного лучше стали учиться по всем предметам. Мир не стоит на месте, всегда развивается, и кто знает, может именно эти, мои ученики, создадут нанотехнологичный аппарат или нового робота 21 века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....