Здоровьесберегающие технологии
статья на тему
Обобщение опыта по теме самообразования. Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.
Основная цель начального образования – развитее ребёнка
при сохранении здоровья, т.е. развитие ребенка в соответствии с
принципом природосообразности.
Познакомившись со многими авторскими разработками (О.И.Воленко, Т.И. Петракова, В. Т. Цыпурский) программа «Здоровье»; Э. С. Аветисов « Гимнастика дли глаз» рекомендованная московским центром « Школа и здоровье»;В.Л. Старковская «Подвижные игры оздоравливающего характера» я выработала свою методику организации работы, направленную на формирование здорового ученика.
Набирая учащихся в первый класс, я составляю перспективный план развития детей, который включает в себя:
- Реализацию программы по сохранению здоровья детей
- План реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни
- Работа творческой мастерской(факультатив «Введение в народоведенье», «Разговор о правильном питании»).
- Развернутые планы внеклассных мероприятий по воспитанию здорового образа жизни
- Учебные уроки : физкультурного образования(приобретение знаний, умений, навыков, развитие физического потенциала)
- Спортивные секции :реализация желания совершенствоваться в избранном виде спорта, с пользой проводить досуг
Физкультурно-массовые мероприятия (спортивные праздники ,дни здоровья ,туристические походы, пропаганда ЗОЖ на классных часах)
Основными задачами оздоровления для меня
являются:
- исследования и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Для восстановления умственной работоспособности я применяю такие оздоровительные мероприятия:
физкультурная минутка
по степени воздействия по форме проведения
физкультурная пауза
двигательно-речевая
дыхательная артикуляционная
гимнастика гимнастика
оздоровительная
подвижные гимнастика общеразвивающие пальчиковая
игры для глаз упражнения гимнастика
когнитивная
дидактические игры двигательные действия развивающие
с движениями и задания игры
креативные
сюжетно- необыные игры с использованием пантомическая
ролевые игры движения карточек гимнастика
спортивная
динамическая перемена
комплексная фольклорная сюжетная игровая
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволило мне снизить утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность
На основании многолетнего опыта данной проблемы я пришла к выводу о необходимости систематизации здоровьесберегающих технологий, используемых в образовании.
Здоровьесберегающие технологии
Санитарно – Педагогические Медико-
гигиенические профилактические
информационные психолого- физкультурно-
педагогические оздоровительные
На основании обобщения собственных и литературных данных мною была разработана программа
Я считаю целесообразным работу по сохранению здоровья детей строить с акцентом на возрождение, сохранение и приумножение русских народных традиций.
Основные задачи, которые я решаю в ходе реализации этой программы.
- Воспитание здоровой, физически сильной, гармонически развитой личности на основе русских народных традиций.
Средства: с помощью подвижных народных игр и праздников заинтересовать детей и сделать эти игры неотъемлемой частью их жизни; формировать добрые, дружеские отношения между детьми, развивать здоровый дух соревновательности, сохранять гуманные традиции русской семьи; через спортивные праздники, подвижные русские народные игры, забавы приобщать детей к здоровому образу жизни.
2.Воспитание подрастающего поколения в духе любви к Родине, её славному историческому прошлому.
Средства: пропаганда русских национальных традиций, создание копилки сведений о богатырях, народных героях, русских силачах – чемпионах; привлечение семьи дли участия в этом процессе.
3.Разработка новых педагогических технологий.
Средства: собрать фольклорный материал (подвижные игры, пословицы, ритуалы, обряды и т. д.) и продолжить его накопления с помощью учащихся и родителей; разработать программы, сценарии, методические пособия для проведения массовых мероприятий и творческих мастерских.
Осуществление программы проходит в несколько этапов. Подготовительный этап включает в себя: организацию учащихся; привлечение к их работе семей; подготовку и создание материальной базы совместно с учащимися и учителями труда, ИЗО; использования помощи коллег( учителей литературы, истории, краеведения и др.); проведение стартовой диагностики состояния здоровья учащихся, общего настроя к занятиям.
Второй этап представлял собой организацию и функционирование творческой физкультурно-спортивной мастерской как основной формы воспитания и обучения школьников на основе русских народных традиций. Занятия в творческой мастерской провожу раз в неделю в течение всего учебного года. Её деятельность основана на использовании народной игры и атрибутики: предметов народного быта, одежды, спортивного народного инвентаря и т.д.
Задача такой мастерской- не только освоить народную игру, разучить её, но и предложить свой вариант игры с данным предметом или скомбинировать варианты на основе двух – трех игр.
Занятия в мастерских организую преимущественно на свежем воздухе, с предварительной разминкой, в которой используются элементы народной игры и которая позволяет развивать у учащихся не только физические, но и морально – волевые качества.
Третий этап:
- проведение спортивных праздников и дней здоровья с включением элементов народных традиций. При их организации использую методику коллективной творческой деятельности, которая является основным средством организации внеклассной работы и позволяющей включить каждого ребёнка в посильную, интересующую его деятельность.
- Уроки здоровья ,включающие в себя: беседы о гигиене , питании ,культуре поведения ,закаливании ,вопросы, связанные с факторами ,укрепляющими и разрушающими здоровье. оздоровительные минутки, деловые игры( «Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопрос-ответ») комплекс упражнений и др.
- Родительские собрания «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Дети у телевизора», «Физическое развитие школьника в школе и дома», «Вредные привычки- профилактика в раннем возрасте» и др.
- Экскурсии, походы.
Эта емкая, гибкая, универсальная форма позволяет привлечь к занятиям детей, их родителей. Игровая мастерская кроме того и прекрасная форма закаливания, так как большинство занятий провожу на свежем воздухе.
Такая мастерская воспитывает у детей желание вести здоровый образ жизни, включая правильное питание, режим дня гигиену тела. Мастерские можно проводить на берегу реки, в лесу, в туристском походе и при этом прививать детям навыки экологической культуры, умение по-доброму общаться с окружающим живым миром, разумно использовать природную аптеку, познакомиться с лекарственными травами и ядовитыми растениями, познать основу народной медицины.
Свой интерес к занятию дети передают окружающим, например, при разучивании игр со сверстниками по месту жительства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...