Проектная деятельность младших школьников
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Особенности работы над проектом в начальных классах. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnos_mladshikh_shkolnikov.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность младших школьников.
Слово проект в последнее время приходится слышать все чаще и чаще: почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации жизни и быта.
Успех человека в современном мире во многом определяется его умением организовать свою жизнь как проект, т.е. определить дальнюю и ближнюю перспективы и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить, удалось ли достичь поставленных целей после осуществления этого плана. Очевидно, справиться с таким многообразием деятельности может только хорошо подготовленный человек, т.е. человек, обладающий « проектным типом мышления» Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью организации особого вида деятельности- проектной деятельности.
Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей.
Проектная деятельность не является в педагогике чем-то новым, однако в нашей стране этот метод обучения долго не использовался.
Умение пользоваться методом проектов является показателем прогрессивности высокой квалификации преподавателя.
Метод проектов представляет такой способ обучения, когда
учащиеся самым непосредственным образом включены в активный
познавательный процесс, самостоятельно формируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя новые знания
и приобретая новый учебный жизненный опыт.
Типы проектов отличаются многообразием.
По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские.
2. Информационные.
3. Творческие
. 4. Игровые.
5. Практические.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
1 Краткосрочными.
2 Средней продолжительности.
3 Долгосрочные.
По количеству участников:
1 Индивидуальный.
2 Парный.
3 Групповой.
4 Фронтальный.
Стадии работы над проектом. То есть проект — это «пять П»
1Проблема.
2 Проектирование (планирование).
3 Поиск информации.
4 Продукт.
5 Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.
Памятка для учащихся «Как работать с проектом».
1 Выбери тему.
2 Определи цель.
3 Выбери форму выполнения проекта. (Альбом, газета, книжка-раскладушка, коллекция, макет, модель, плакат, реферат, серия иллюстраций, сказка, стенгазета, фотоальбом, поделка-сувенир, музыкальная подборка, журнал…)
4 Подбери по теме научно-популярную литературу (посоветуйся с учителем, родителями).
5 Выполни проект.
6 Подготовь защиту (презентацию) проекта.
Памятка для учащихся «Как подготовить защиту (презентацию) проекта».
1 Назови тему.
2 Почему ты начал разрабатывать этот проект?
3 Какова основная идея твоего проекта?
4 Какие ещё идеи были у тебя? Почему ты их отверг?
5 Какие использовались материалы?
6 Чему пришлось учиться?
7 Сколько времени потребовалось для выполнения проекта?
8 Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?
Критерии оценки:
- Реальность воплощения проекта.
- Детальность проработки.
- Доступность применяемых материалов и инструментов.
- Оригинальность решений.
- Качество и аккуратность исполнения.
Перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
— Бизнес-план;
— Видеофильм;
— Выставка;
— Газета;
— Журнал;
— Законопроект;
— Праздник — Статья;
— Сценарий;
— Учебное пособие;
— Чертеж;
Виды презентаций проектов могут быть различными, например:
— Игра с залом.
— Научный доклад.
— Отчет исследовательской экспедиции.
— Пресс-конференция.
— Путешествие.
— Реклама
Критерии успеха.
1. Достигнут конечный результат.
2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
3.Результат проекта может быть использован другими коллективами.
4.Информация о проекте широко распространена.
4 Затронуты аспекты: природный, социальный, экономический.
5 Получено удовольствие от своей деятельности
Эта форма работы интересна мне, моим ученикам и родителям.
Для организации проектной деятельности учащихся начальных классов богатыми возможностями обладают все учебные дисциплины, но есть и сложности , так как дети малы и нуждаются в помощи .Так же приступая к проектированию с младшими школьниками , следует учитывать, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений .Их интересы ситуативные. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ёё выполнению нужно немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Но все трудности преодолимы, если родители учеников являются нашими единомышленниками. Сотрудничая в таком состав учитель, ученик, родители, нами было создано за четыре
года немало интересных проектных работ по технологии , чтению, русскому языку. В проектную деятельность включились все ученики, каждый по своим силам и возможностям создавал проект.
Созданию проекта может послужить содержание задачи, стихотворения ,рассказа, название темы урока или просто слово .
Так читая произведения раздела « О братьях наших мень-
ших », ребята заметили, что к ним мало иллюстраций, и они решили выступить в роли художников – иллюстраторов. Дети выбрали произведение , сделали книжку – раскладушку, выполни-
ли рисунки, оформили работу и защитили её.
Содержание сказки И. Соколова – Микитова послужило созданию новых проектных работ. Была создана коллективная работа « План в картинках »,
« Путешествие за птицами в теплые страны », придумана сказка.
Серьёзные работы выполнили ребята по русскому языку на тему
« Фразеологизмы » и « Словарные слова ». Так Цеско Женя работая по данной теме подобрал материал о возникновении фразеологизмов, пересказал сказку « По щучьему велению » с
вводом фразеологизмов, объяснил их значение, проиллюстрировал её, подобрал фразеологизмы к рисункам.
Интересную работу выполнила Ефимьева Юля, в словарных словах
на месте буквы, трудной для запоминания она нарисовала рисунок схожий по контуру с данной буквой. Я могу назвать ещё немало работ на данную тему, любая из них неповторима интересна и заслуживает высокой оценки. Презентация этих и других работ проходила на открытом уроке.
По технологии ребята выполнили проектную работу «Лебединая верность », готовясь к экологическому празднику -работы из вторичных материалов .
В конце учебного года учащиеся готовят зачётные работы, они самостоятельно выбирают тему и материал, под руководством учителя её выполняют .
Замечательные проектные работы получились из использованной одежды к уроку окружающего мира по теме «Когда появилась одежда» Ребята спроектировали чудесные игрушки.
Особого внимания заслуживает проект праздника и сам праздник «Деревенские посиделки». Над этим проектом работали мы несколько месяцев. Этот проект объединил несколько других проектов: оформление сцены, создание костюмов. А самое главное он объединил, ещё больше сплотил детей и родителей. После праздника, который является защитой проекта, дети сказали, А что дальше как здорово!!! А дальше была работа над проектом «Моя семья в годы войны», защитой явился праздник, на который пригласили прабабушек, дедушек, бабушек.
Работая с этого года по ФГОС, с первоклассниками создали проекты «Моя малая Родина», «Числа в стихах, загадках, пословицах». Проекты очень интересные. У меня есть ученик, который стесняется говорить на уроке, а вот проект при посторонних защищал!!!
Всем проектным работам мы находим применение : одни из них служат наглядным пособием, другие дополнительным материалом
к урокам, третьи игрушками и сувенирами для малышей.
В жизни детям придётся очень много создавать проектов и
этому их нужно учить с детства.
Информационные ресурсы
- Лутцева Е.А Технология: Ступеньки к мастерству: Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2004.
- Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. А. И. Сасовой. – М. Вентана - Граф, 2003.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.: АРКТИ, 2009.
- Н.М. Конышева Проблемы современного урока практического труда// Начальная школа.-2009.-№4.
- Рыжова Н.А. Экологический проект “Мое дерево”// Начальная школа.- 2010.-№4.
- Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования.// Начальное образование.- 2005.- №6.
- Белонин И.В. Организация фронтальной работы при выполнении проектов// Школа и производство.-2006.- №6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность младших школьников
Проектная деятельность младших школьников...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.
Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...