Использование ИКТ в начальной школе
материал на тему
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_shkole_nachalnoy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в начальной школе
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открыть много неизвестного, искать нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности и часто возникают вопросы:
- Где найти нужный материал?
- Как лучше его продемонстрировать?
На помощь пришёл компьютер.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций,
- принцип доверительности,
- принцип обратной связи
- принцип занятия исследовательской позиции.
Учителя начальной школы используют ИКТ на уроках русского языка, математики, окружающего мира, музыки, интегрированного краеведческого курса. Учителя имеют богатый материал.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
Основной целью применения ИКТ является:
- развитие мышления;
- формирование приемов мыслительной деятельности.
При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
- мультимедийные курсы;
- презентации к урокам;
- логические игры;
- тестовые оболочки;
- ресурсы Интернет;
- электронные энциклопедии;.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поэтому поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний
- продвигает ребенка в общем развитии
- помогает преодолеть трудности
- вносит радость в жизнь ребенка
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.
Интернет:
• Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
• Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
• Дает возможности для профессионального роста;
• Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
• Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
Интернет – новое информационное явление, перед которым мы, учителя, оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование ИКТ в начальной школе"
Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе...
Использование ТРКМЧП в начальной школе
В презентации раскрываются некоторые приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".
Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...
Мастер-класс "Использование ИКТ в начальной школе"
Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Использование ИКТ в начальной школе".В новом тысячелетии мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит пе...
Использование ИКТ в начальной школе
В статье я делюсь опытом работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"...
Выступление на ШМО учителей начальных классов 2015 год. Развитие психических процессов на уроках математики с младшими школьниками ЗПР с использованием образовательного комплекта Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
выступление на ШМО учителей начальных классов. Доклад для обмена опытом....