Проект "Одарённые дети"
проект на тему
Система работы с одарёнными детьми в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы с одаренными детьми в начальной школе | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Одаренные дети»
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одним из приоритетных направлений современного образования.
Проблема одаренности в системе образования обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения- не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и « одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально- творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-то способностей человека. Этих детей не надо заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и творческую.
Одаренность бывает художественной ( музыкально-художественной), спортивной, академической ( умение учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой ( нестандартное мышление).
Постепенный отход системы образования от « штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном « конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшее направление решения данной проблемы- реализация специальных программ обучения, которые соответствуют потребностям и возможностям этой категории учащихся и обеспечивающих дальнейшее развитие их одаренности. Работу эту нужно начинать уже в начальной школе.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных детей, с точки зрения психологов, с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их 60-70%, то к четырнадцати годам- 30-40%, а к семнадцати- только 15-20%).
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Поэтому в лицее создан инновационный проект «Интеллект» для одаренных детей младшего школьного возраста.
Тема: Организация работы с одаренными детьми в начальной школе.
Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей в начальной школе, создание среды, способствующей формированию и максимально полной реализации интеллектуальных и творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачи:
- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей , личностные качества, интересы и способности ученика;
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определить и использовать при организации образовательного процесса педагогические технологии, методы и приемы , способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в лицее и семье ( тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
- традиционно проводить в конце учебного года слет «Юные таланты».
Основные направления реализации проекта:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми ( внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение проекта);
- мероприятия по работе с одаренными детьми ( участие способных и одаренных детей в мероприятиях различного уровня).
Формы работы с одаренными учащимися:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных уроков;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- участие в лицейских и районных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;
- психологические консультации, тренинги, тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования различного уровня;
- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- проектно- исследовательская деятельность учащихся «К науке первые шаги»;
- использование современных средств информации ( Интернет, медиатека, компьютерные игры по курсу « Окружающий мир», электронная энциклопедия);
- создание детских портфолио.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм , методов учебно- воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС НОО.
Участники реализации проекта
Руководители:
- заместители директора по учебно- воспитательной работе;
- учитель начальных классов;
Творческая группа:
- учителя начальных классов;
- педагог- психолог;
- библиотекарь;
- социальный педагог лицея;
Педагоги дополнительного образования и руководители спортивных секций:
- изостудия «Колорит»;
- творческие мастерские «Бисероплетение», « Оригами», « Мягкая игрушка», « Бумажные фантазии»;
- студия бального танца « Валерия»;
- музыкальный театр « Маленький актер»;
- студия кукольного театра « Петрушка»;
- спортивная секция « Веселая лыжня»;
- секция общей физической подготовки ;
- интеллектуальный клуб «Эрудит»;
- кружок «Английский для общения»;
Творческий совет воспитателей детских садов:
- заведующая МДОУ « Детский сад № 49,249, 327;»
- воспитатели старшей и подготовительной группы данных детских садов;
А так же:
- учащиеся начальных классов МАОУ « Лицей №5»;
- воспитанники старшей и подготовительной групп детских садов;
- родители детей;
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта будет
- сформирована система работы с одаренными детьми;
- создана база для развития одаренности и таланта в современных условиях;
- усовершенствованы формы работы с одаренными и способными детьми»;
- сформирован банк данных « Одаренные дети»;
- увеличится число одаренных детей;
- повысится квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми;
Критерии оценки:
критерии | показатели | Методика изучения |
Самореализация личности | 1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. 2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 4. Мотивационная сфера. | Тест оценки потребности в достижении, папка достижений уч-ся, тест « Исследование школьной мотивации» |
Удовлетворенность уч-ся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в лицее. | 1.Удовлетворенность содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта. 2. Комфортность, защищенность одаренных детей, их отношения к основным сторонам жизнедеятельности в лицее. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своих детей. | Анкетирование |
Конкурентноспособность одаренных учащихся | 1.Эффективность и качество подготовки одаренных уч-ся. 2.Участие уч-ся и педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах , конференциях, фестивалях и т.д. 3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. | Методика статистического анализа данных, их динамика |
Планирование работы по реализации проекта состоит из трех этапов :
Первый этап- организационный. Он включает :
1.Создание и организацию деятельности творческих групп;
2. Создание нормативно- правовой базы;
3. Обеспечение материально-технической базы;
4. Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта;
5. Изучение контингента уч-ся лицея с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
6.Отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
Второй этап - организационно- практический. Он включает непосредственную работу с одаренными детьми: реализация плана мероприятий.
Третий этап- рефлексивно- обобщающий. На этом этапе предполагается:
- Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
-анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта , пути их решения и разработка перспективного плана – программы дальнейшей работы в этом направлении;
Ресурсное обеспечение проекта
Материально- техническое обеспечение | 1.оснащение современным оборудованием кабинетов, учебных лабораторий, информационного медиацентра, спортивных залов и площадок для работы с одаренными детьми; 2.Оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми; 3.Оснащение инвентарем и расходными материалами творческих объединений уч-ся |
Научно-методическое обеспечение | 1.Проведение конференций, семинаров по проблемам в области педагогики и психологии одаренности; 2. Осуществление научных исследований и методических разработок по теме одаренности; 3.Работа творческой группы по обобщению и распространению опыта работы с одаренными детьми; 4. Создание и поддержка функционирования консультативных служб для родителей одаренных детей; |
Кадровое обеспечение | Разработка и реализация программ повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов , работающих с одаренными детьми; |
Информационное обеспечение | 1.Функционирование лицейского сайта , программ, мероприятий с одаренными детьми; 2.Освещение работы с одаренными детьми в СМИ; 3.Информационное наполнение базы данных; |
Нормативно-правовое | Разработка документов: -Положения о конкурсах « Ученик года», « Лучший спортсмен лицея», «Самый спортивный класс» - Положение о Персональном гранте за личные достижения в олимпиадах, конкурсах»; - Положение о поддержке педагогов, творчески работающих с одаренными детьми; -Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами лицейских, муниципальных, региональных СМИ; |
Перспективный план проектной деятельности
№ п/п | направления реализации проекта | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» | 1.Семинар «Одаренность: понятие; виды одаренности» | сентябрь | Совет творческой группы учителей начальных классов |
2.Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми» | ноябрь | библиотекарь | ||
3. « За круглым столом». Изучение специальных исследований педагогов и психологов по вопросу одаренности. | январь | Педагог-психолог | ||
4. Заседание методического совета «Природные задатки и возможности детей младшего школьного возраста» | март | Руководитель методического совета | ||
5. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках | апрель | Учитель начальной школы | ||
6.Малый педагогический «Роль школы в развитии и обучении одаренных детей» | май | Совет творческой группы учителей начальной школы | ||
2. | Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы | 1.Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в лицее: составление списков будущих первоклассников | Май июнь | Творческая группа детских садов учителя будущих первоклассников |
2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей, анкетирование родителей,день открытых дверей, родительское собрание « Развитие способностей первоклассника». | Апрель-сентябрь | Педагог-психолог, Совет творческой группы учителей начальной школы | ||
3. | Создание банка данных одаренных детей начальной школы | 1.Анкетно-биографические сведения по одаренным детям | В течение учебного года | Педагог-психолог |
2.Психодиагностическое обследование среди уч-ся | В течение учебного года | |||
3.Анкетирование детей | В течение учебного года | Совет творческой группы учителей начальной школы | ||
4.Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов | В течение учебного года | Педагог-психолог | ||
4. | Психологическая помощь одаренным детям | 1.Регулярные психологические консультации для одаренных детей. | В течение учебного года | Педагог-психолог |
2.Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров, интеллектуальных и творческих конкурсов | В течение учебного года | Педагог-психолог | ||
3.Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости | В течение учебного года | Педагог-психолог | ||
5. | Создание методической копилки по работе с одаренными детьми | 1.Комплектование соответствующей учебной и научно-методической литературой | В течение учебного года | |
2.Создание методической копилки(тесты,карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания,задания повышенной трудности, разработки интеллектуальных марафонов,игр, викторин.) | В течение учебного года | Руководитель методического совета | ||
3.Работа библиотеки по реализации проекта:создание тематических картотек, подборка литературы по вопросу одаренности детей. | В течение учебного года | Библиотекарь лицея | ||
6. | Систематизация работы учителей начальных классов с одаренными детьми в урочной деятельности | 1.Использование в урочной деятельности современные средства информации:медиатека, Интернет, компьютерные игры по курсу «Окружающий мир», электронные энциклопедии | В течение учебного года | Совет творческой группы учителей начальных классов |
2.Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих | В течение учебного года | Учителя начальной школы,участники проекта | ||
3.Использование элементов дифференцированногообучения,направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность,учебную мотивацию одаренных детей | В течение Учебного года | Учителя начальных классов,участники проекта | ||
4. Проведение открытых уроков в нестандартной форме: урок-КВН,урок-сказка, урок-путешествие, урок- игра, урок-творческая мастерская ( с целью обмена опытом) | В течение учебного года | Учителя начальных классов,участники проекта | ||
5.Дополнение базисного плана факультативами « Развитие познавательных способностей: логика, информатика», « Мы и окружающий мир» ( проектно-исследовательская деятельность) | ||||
7. | Создание условий Для работы с одаренными детьми во внеурочное время | Функционирование предметных и творческих кружков, секций, студий | В течение года | Педагоги дополнительного образования |
2. Предметные олимпиады различного уровня | В течение учебного года | Учителя начальных классов, участники проекта | ||
3.Интеллектуальные марафоны | В течение учебного года | Учителя начальных классов, участники проекта | ||
4. Защита тематических проектов | В течение учебного года | Учителя нач классов, педагоги доп.образования | ||
5. Театрализованные представления « Что за прелесть, эти сказки!» | В течение учебного года | Педагоги доп. образования | ||
6.Музыкальные конкурсы « Юные дарования» | В течение учебного года | Педагоги доп. образования | ||
7. Клуб любителей живописи. Выставка изобразительного искусства « Волшебная кисточка» | В течение учебного года | Педагоги доп. образования | ||
8. Фестиваль знатоков английского языка | март | |||
9. « На старт!» спортивные соревнования | В течение учебного года | Педагоги доп. Образования, учителя физ-ры | ||
| 10.Слет юных талантов «В кругу друзей» | май | Совет творческой группы учителей начальной школы | |
8. | Проведение мероприятий с родителями одаренных детей
| 1.Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме | май | Педагог- психолог |
2.Родительская конференция « Развитие творческого потенциала ребенка». | В течение учебного года | Педагог-психолог | ||
3. Круглый стол « Организация досуга одаренных детей» | декабрь | Руководитель проекта | ||
4. индивидуальные консультации психолога | В течение учебного года | Педагог-психолог | ||
5.Совместное творчество родителей и детей. Выставки, Конкурсы, Викторины, спортивные мероприятия | В течение учебного года | Педагоги дополнительного образования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
беседы для детей...
А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...
Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.
Этот тест позволит родителям определить насколько они знают своих детей....
Урок чтения в 3 классе " Проверь себя.Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»
Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...