Опыт использования новых УМК. ОС "Школа 2100"
учебно-методический материал по теме
об учебном методическом комплекте по ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_kmo_uchiteley.docx | 30.54 КБ |
doklad_na_kmo_uchiteley.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»
ДОКЛАД
на тему: «Опыт использования новых учебно- методических комплектов. Образовательная система «Школа 2100»»
Прочитан на кустовом МО учителей начальных классов.
Докладчик: Митрейкина В.Б.
учитель начальных классов
п. Зубова Поляна 2012г.
Учебно-методический комплект образовательной системы«Школа 2100» в соответствии с новым федеральным государственным стандартом образования предназначен для массовой школы. Авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради).
Главная идея Образовательной системы «Школа 2100» - сделать развивающее образование не элитарным, а массовым, доступным всем.
Ведущими принципами образовательной системы «Школа 2100» являются:
Принцип обучения деятельности.
Принцип целостного представления о мире.
Принцип психологической комфортности.
Принцип вариативности.
Принцип творчества.
Принцип минимакса.
Принцип непрерывности.
Особенность учебно-методического комплекта «Школа 2100» в том, что осуществляется личностно-ориентированный подход к процессу обучения.
Комплект «Школа 2100» - источник интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, его познавательных интересов, умения общаться с взрослыми и сверстниками.
Авторы УМК «Школа 2100» реализовали в системе учебных заданий:
- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности
(анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
- активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
- опору на опыт ребёнка;
- использование различных моделей: графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними.
Технология урока и система дидактических принципов, разработанные в программе «Школа 2100…», помогают учителю организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей.
Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне «максимума»), а административный контроль его усвоения – на уровне стандарта («минимума»). Это означает, с одной стороны, что не предполагается выполнение всех заданий из учебника, так как курс обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка, в том числе и для более подготовленных детей. С другой стороны, не предполагается повышения уровня административного контроля, так как это может привести к перегрузке детей и учителей.
Все учебники комплекса ОС «ШКОЛА 2100» сконструированы таким образом, что уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, основаны на диалоге педагога с классом. При этом диалог организован на страницах самих учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и инструкций к отдельным заданиям, носящих исследовательский характер.
Все предметы образовательной системы «Школа 2100» имеют свои и плюсы и минусы. «Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать худо-жественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочи-танного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать». Готовя урок по новым учебникам, я всегда думаю, как одновременно спроектировать обучение младших школьников чтению и восприятию литературы как искусства. Методика работы над незнакомым текстом хороша тем, что доступна каждому ученику. Все приёмы направлены на развитие мыслительной деятельности, развитие речи, фантазии. Мне очень нравится, что учитель не знакомит детей с текстом. Учащиеся самостоятельно читают заглавие, рассматривают иллюстрации, знакомятся с ключевыми словами из текста, которые пишутся на плакате. Дети сами начинают фантазировать, высказывать предположения о содержании текста. Затем мы читаем индивидуально текст и соотносим свои мысли с содержанием. Это «открытие» и победа, развитие речи, обогащение словаря. Чтобы понять глубину текста, осмыслить его, мы читаем ещё раз. Анализируем, уточняем значения слов. Технология работы над текстом замечательна. Дети сами составляют картинный план, учатся пересказывать. Дети в один миг погружались в сказочный мир литературы, вместе с героем книги (в каждом учебнике свой герой) путешествовали по ее страницам: рисовали иллюстрации, сочиняли свои первые стихи, первые сказки, рисовали диафильмы (многие из которых до сих пор хранятся у меня). Часто на уроках звучала музыка – это и простые по восприятию мамины колыбельные, былины и песни из русских народных сказок. Это и сложные произведения В.Моцарта, Э. Грига, Б. Гребенщикова, А. Макаревича, Б. Окуджавы…. Мы вместе с маленьким Вольфгангом, под его же музыку, встречались с запечным сверчком; слушая Эдварда Грига, вдыхали аромат еловых шишек… и читали, читали, читали. Очень хорошо в этой программе поставлена работа над развитием речи! Пишем сочинения, творческие отчеты, письма авторам учебника .
В курсе математики все уроки открытия нового знания строятся на основе подводящего диалога, при этом структура каждого такого урока соотнесена со следующей схемой построения урока.На уроках математики при работе по учебникам работать интересно и трудно. Обучение осуществляется деятельностным методом, когда дети не получают знания в готовом виде, а «открывают» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Все задания активизируют мыслительную деятельность учащихся и создают благоприятные условия для практического применения знаний.
Развитие познавательных универсальных действий исторически в курсе математики строилось в двух направлениях через решение задач:
1) хорошо алгоритмизованных;
2) неалгоритмизуемых общими для всех алгоритмами.
Задачи первого направления создают основу формирования у детей алгорит-мического и логического мышления и всех связанных с этим умений (пони-мать цели деятельности, соотносить с этой целью готовые планы действий, понимать простейшие логические взаимосвязи между пунктами плана, точно следовать им, объективно оценивать полученные результаты).
Задачи второго направления создают основу формирования у детей нестандар-тного, творческого мышления и всех связанных с этим умений (самостоятельно извлекать и перерабатывать имеющуюся у них информацию, самостоятельно преобразовывать ее и т.д.).
Данный учебник содержит задачи двух этих групп. При этом задания первой группы снабжены готовыми общеупотребляемыми алгоритмами, а задачи второй группы – пояснениями, образцами выполнения, подводящими детей к формированию собственных алгоритмов их решения. Следует отметить, что работа с неалгоритмизуемыми задачами никогда ранее не была специальным образом организована на страницах учебников математики, предназначенных для общеобразовательных школ. Эти задачи предлагались для работы только сильным детям с хорошо развитой математической интуицией. Предлагаемый курс математики создает возможность для работы с данными задачами всех учащихся класса.
Главной особенностью программы курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей средствами данных предметов, это содержательно – методические линии, на которых строится непрерывный курс.
В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих, увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации. В связи с тем, что курсы русского языка и чтения написаны одними и теми же авторами (книги для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой), в учебниках реализован единый подход в работе с текстом (формирование правильного типа читательской деятельности), в качестве дидактического материала в учебниках русского языка использованы фрагменты текстов из книг для чтения. Это дает детям возможность увидеть, что любой текст создан по законам языка.
Уроки русского языка в системе «Школа –2100» построены необычно. Но, что привлекает нас сразу с учащимися, это работа по шагам. Мы с учащимися без спешки, спокойно анализируем шаг за шагом упражнение, решаем грамматические задачи. Много внимания уделено фонетике. Мои первоклассники различают звуки гласные и согласные, мягкие и твёрдые, т. к. это в гости к нам приходят маленькие человечки. Мы изготовили их из цветной бумаги и «оживили». Они помогают нам проводить фонетический разбор.
Окружающий мир
Главная задача курса «Мир человека» (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутина, Н.В. Иванова) формирование целостной элементарной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. В век информации, начавшийся последние 20–30 лет, дети получают вместо непосредственного опыта жизни преимущественно опосредованный «опыт чужой жизни из телевизора». С одной стороны такие дети обладают высокой информированностью и употребляют в быту такие слова как «энергия», «атом», «экология», «Интернет», с другой – имеют неупорядоченные представления о самых простейших явлениях окружающего мира. Учебник имеет четкий двухуровневый характер. Благодаря этому важнейшие понятия курса (минимум) многократно используются и усваиваются, связывают содержание всех тем. Необязательные сведения (максимум) запоминаются лишь теми учениками, у которых возникают вопросы по этой теме.
Во всех учебниках есть материал «для особо любознательных», который «проглатывают» все мои любознательные ученики. Ребята настолько погружаются в понравившиеся им, казалось бы, сложные научные тексты, что сами идут в библиотеку, открывают Интернет-странички, приносят на уроки много дополнительной литературы, учебных дисков, а порой и просто листы – распечатки с учебных сайтов. В результате – грамотный человек, имеющий целостное представление о мире, в котором он живет.
Данный УМК предлагает механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников. Учителю предложены специальные тетради для проведения этапа контроля и оценивания по всем предметам. Все предлагаемые в них контрольные работы проверяют достижения учащихся по предметным линиям развития на основном, программном и креативном уровнях. При этом задания сконструированы таким образом, чтобы учащиеся сами могли видеть, на каком этапе личной траектории движения они в данный момент находятся.
Детям удобно работать с такими тетрадями, у них всегда перед глазами материал, не надо приглядываться к тому, что написано на доске. Не надо и самому учителю тратить время на компьютерный набор текстов для контрольного списывания, тестовых заданий. У него, что называется, все всегда под рукой (т.е. в тетради).
В этом одно из проявлений важнейшей черты Образовательной системы «Школа 2100» – личностно-ориентированного образования, проявляющегося в обязательном самостоятельном выборе заданий учениками. Век информации ставит перед школой задачу формирования функционально грамотой личности, т.е. человека, который умеет учиться. Эта задача реализуется в курсе с помощью деятельностного подхода – традиционного инструмента Образовательной системы– «Школа 2100».Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного получения новых знаний, поиска ответов на возникающие ребенка вопросы.
В соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом. Это поддерживается с помощью специальной статьи «Как работать по учебнику» для учеников, в которой подробно описано, как учиться по учебнику, а также с помощью специального методического аппарата. В частности, в учебнике имеются значки , которые предлагают ученикам проблемные вопросы для обсуждения и выводы в рамке, позволяющие проверить правильность и эффективность своих действий.
Следующая технология- Технология оценивания образовательных достижений
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».
Основные задачи новой технологии:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
технологический пакет, обеспечивающий новую технологию соответствующими материалами:
– рабочий журнал учителя в Образовательной системе «Школа 2100» (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д. пока в процессе создания);
– дневники школьника для начальной и основной школы;
– сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания будут соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований;
Как будем развивать адекватную самооценку?
1-й шаг (на ближайших уроках). Даем проявить свою (неадекватную) самооценку.
2-й шаг (на ближайшей неделе). Развиваем эмоциональную рефлексию – основу для последующей адекватной оценки своих учебных успехов.
В конце каждого урока (или как минимум в конце дня на последнем уроке) в тетради на полях или в дневнике напротив строки урока предлагать ставить обозначение по шкале (для этого повесить в классе рядом с доской крупную шкалу). Таким образом, каждый день ребята будут задумываться, что у них получалось, а что нет. Так они будут психологически готовиться к следующему шагу.
Подать это детям так:
– Наш урок (учебный день) заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. (УСТАНОВКА НА УСПЕХ!) И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в тетради (объяснить где) // или в дневнике (объяснить где).
– Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся личико // или солнышко.
– Если тебе на уроке было временами не просто, не все получалось, то рисуем удивленное личико // или солнышко, наполовину закрытое тучкой.
– Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное личико // или тучку. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!
3-й шаг (спустя месяц после 1-го шага). Устанавливаем порядок самооценки (к уже известным учениками 1-му и 2-му пунктам алгоритма самооценки добавляем 3-й и 4-й пункты). –самооценка по плакату:
Как оценить свою работу?
1. Какое было задание?
2. Смог выполнить?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Сам или с помощью?
Такой же текст, как на плакате, надо дать родителям на собрании как вклейку в дневники.
4-й шаг (спустя несколько дней после 3-го шага). Учим признавать свои ошибки.
Предлагаем ученику (психологически готовому) при классе оценить выполнение задания, в котором (как мы знаем) у него есть незначительные ошибки, недочеты.
Когда по порядку самооценки мы доходим до вопроса 3) («Сделал правильно или с ошибкой?») – необходимо добиться, чтобы ученик сам увидел у себя ошибку (сравнивая, например, с правильным образцом выполнения задания) или согласился с доказательными рассуждениями учителя, что здесь ошибка есть. Получив такое признание, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ ученика: «Молодец, нашел у себя ошибку, не постеснялся признать это! Ты честный человек! Значит, в следующий раз ошибки, скорее всего, не будет!»После этого учитель предлагает ученику наградить себя: «Теперь честно награди себя!»
5-й шаг (спустя один-два месяца после 4-го шага). Используем развитое умение самооценки!
Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свой задание при всем классе, учитель перестает проговаривать все вопросы алгоритма самооценки, а предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
3.1. Проектирование урока средствами УМК
При проведении уроков по нашим учебникам учителя очень часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Материал столь обширен, что его не удается «открыть» полностью с помощью школьников. Уже звенит звонок, а учитель еще не объяснил ребятам весь материал. В результате не остается времени ни на этап самостоятельного применения знаний, ни на подведение итога. В основе этой проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания. Напротив, некоторые сложные положения проще найти ребятам в тексте учебника или объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний дети «открывали» сами. Говоря об уроках в 1-м классе, надо отметить, что школьники еще достаточно малы и долгое время работать самостоятельно не могут, но любой вид заданий может быть предложен детям частично или видоизменен и преломлен к данному возрасту. Например, различные виды разборов могут быть только частичными, диктант может быть графическим или знаковым (послушайте слово и запишите столько крестиков, сколько слогов в слове), а списывание – выборочным. Т.е. обязательным для детей данного возраста являются разнообразие видов деятельности, частая смена деятельности и в то же время периодически проводимая систематизация знаний и умений. С этой же целью были разработаны комбинированные уроки обучения грамоте и письма. Данный тип урока позволяет не только менять деятельность, но и развивать все четыре вида речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание), важность которых чрезвычайно велика. При слабо развитом умении говорить или слушать процесс чтения не может идти в динамике. Так же можно прокомментировать и развитие умения писать, напрямую зависящее от чтения, говорения и слушания. Следовательно, проектируя урок, каждый учитель должен готовить упражнения, развивающие все четыре вида речевой деятельности.
Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум). Поэтому на первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в контрольных или итоговых работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму. К максимуму относятся те понятия, которые хотя и раскрываются в тексте учебника, но не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.
Образовательная система «Школа 2100 успешно решает проблемы преемствен-ности и создания в школе единства подходов в обучении, развитии и воспитании на разных ступенях образования. Это приводит к построению единой развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей новый образовательный результат.
Resource id #808
Предварительный просмотр:
МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»
ДОКЛАД
на тему: «Опыт использования новых учебно- методических комплектов. Образовательная система «Школа 2100»»
Прочитан на кустовом МО учителей начальных классов.
Докладчик: Митрейкина В.Б.
учитель начальных классов
п. Зубова Поляна 2012г.
Учебно-методический комплект образовательной системы«Школа 2100» в соответствии с новым федеральным государственным стандартом образования предназначен для массовой школы. Авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради).
Главная идея Образовательной системы «Школа 2100» - сделать развивающее образование не элитарным, а массовым, доступным всем.
Ведущими принципами образовательной системы «Школа 2100» являются:
Принцип обучения деятельности.
Принцип целостного представления о мире.
Принцип психологической комфортности.
Принцип вариативности.
Принцип творчества.
Принцип минимакса.
Принцип непрерывности.
Особенность учебно-методического комплекта «Школа 2100» в том, что осуществляется личностно-ориентированный подход к процессу обучения.
Комплект «Школа 2100» - источник интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, его познавательных интересов, умения общаться с взрослыми и сверстниками.
Авторы УМК «Школа 2100» реализовали в системе учебных заданий:
- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности
(анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
- активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
- опору на опыт ребёнка;
- использование различных моделей: графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними.
Технология урока и система дидактических принципов, разработанные в программе «Школа 2100…», помогают учителю организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей.
Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне «максимума»), а административный контроль его усвоения – на уровне стандарта («минимума»). Это означает, с одной стороны, что не предполагается выполнение всех заданий из учебника, так как курс обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка, в том числе и для более подготовленных детей. С другой стороны, не предполагается повышения уровня административного контроля, так как это может привести к перегрузке детей и учителей.
Все учебники комплекса ОС «ШКОЛА 2100» сконструированы таким образом, что уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, основаны на диалоге педагога с классом. При этом диалог организован на страницах самих учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и инструкций к отдельным заданиям, носящих исследовательский характер.
Все предметы образовательной системы «Школа 2100» имеют свои и плюсы и минусы. «Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать худо-жественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочи-танного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать». Готовя урок по новым учебникам, я всегда думаю, как одновременно спроектировать обучение младших школьников чтению и восприятию литературы как искусства. Методика работы над незнакомым текстом хороша тем, что доступна каждому ученику. Все приёмы направлены на развитие мыслительной деятельности, развитие речи, фантазии. Мне очень нравится, что учитель не знакомит детей с текстом. Учащиеся самостоятельно читают заглавие, рассматривают иллюстрации, знакомятся с ключевыми словами из текста, которые пишутся на плакате. Дети сами начинают фантазировать, высказывать предположения о содержании текста. Затем мы читаем индивидуально текст и соотносим свои мысли с содержанием. Это «открытие» и победа, развитие речи, обогащение словаря. Чтобы понять глубину текста, осмыслить его, мы читаем ещё раз. Анализируем, уточняем значения слов. Технология работы над текстом замечательна. Дети сами составляют картинный план, учатся пересказывать. Дети в один миг погружались в сказочный мир литературы, вместе с героем книги (в каждом учебнике свой герой) путешествовали по ее страницам: рисовали иллюстрации, сочиняли свои первые стихи, первые сказки, рисовали диафильмы (многие из которых до сих пор хранятся у меня). Часто на уроках звучала музыка – это и простые по восприятию мамины колыбельные, былины и песни из русских народных сказок. Это и сложные произведения В.Моцарта, Э. Грига, Б. Гребенщикова, А. Макаревича, Б. Окуджавы…. Мы вместе с маленьким Вольфгангом, под его же музыку, встречались с запечным сверчком; слушая Эдварда Грига, вдыхали аромат еловых шишек… и читали, читали, читали. Очень хорошо в этой программе поставлена работа над развитием речи! Пишем сочинения, творческие отчеты, письма авторам учебника .
В курсе математики все уроки открытия нового знания строятся на основе подводящего диалога, при этом структура каждого такого урока соотнесена со следующей схемой построения урока.На уроках математики при работе по учебникам работать интересно и трудно. Обучение осуществляется деятельностным методом, когда дети не получают знания в готовом виде, а «открывают» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Все задания активизируют мыслительную деятельность учащихся и создают благоприятные условия для практического применения знаний.
Развитие познавательных универсальных действий исторически в курсе математики строилось в двух направлениях через решение задач:
1) хорошо алгоритмизованных;
2) неалгоритмизуемых общими для всех алгоритмами.
Задачи первого направления создают основу формирования у детей алгорит-мического и логического мышления и всех связанных с этим умений (пони-мать цели деятельности, соотносить с этой целью готовые планы действий, понимать простейшие логические взаимосвязи между пунктами плана, точно следовать им, объективно оценивать полученные результаты).
Задачи второго направления создают основу формирования у детей нестандар-тного, творческого мышления и всех связанных с этим умений (самостоятельно извлекать и перерабатывать имеющуюся у них информацию, самостоятельно преобразовывать ее и т.д.).
Данный учебник содержит задачи двух этих групп. При этом задания первой группы снабжены готовыми общеупотребляемыми алгоритмами, а задачи второй группы – пояснениями, образцами выполнения, подводящими детей к формированию собственных алгоритмов их решения. Следует отметить, что работа с неалгоритмизуемыми задачами никогда ранее не была специальным образом организована на страницах учебников математики, предназначенных для общеобразовательных школ. Эти задачи предлагались для работы только сильным детям с хорошо развитой математической интуицией. Предлагаемый курс математики создает возможность для работы с данными задачами всех учащихся класса.
Главной особенностью программы курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей средствами данных предметов, это содержательно – методические линии, на которых строится непрерывный курс.
В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих, увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации. В связи с тем, что курсы русского языка и чтения написаны одними и теми же авторами (книги для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой), в учебниках реализован единый подход в работе с текстом (формирование правильного типа читательской деятельности), в качестве дидактического материала в учебниках русского языка использованы фрагменты текстов из книг для чтения. Это дает детям возможность увидеть, что любой текст создан по законам языка.
Уроки русского языка в системе «Школа –2100» построены необычно. Но, что привлекает нас сразу с учащимися, это работа по шагам. Мы с учащимися без спешки, спокойно анализируем шаг за шагом упражнение, решаем грамматические задачи. Много внимания уделено фонетике. Мои первоклассники различают звуки гласные и согласные, мягкие и твёрдые, т. к. это в гости к нам приходят маленькие человечки. Мы изготовили их из цветной бумаги и «оживили». Они помогают нам проводить фонетический разбор.
Окружающий мир
Главная задача курса «Мир человека» (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутина, Н.В. Иванова) формирование целостной элементарной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. В век информации, начавшийся последние 20–30 лет, дети получают вместо непосредственного опыта жизни преимущественно опосредованный «опыт чужой жизни из телевизора». С одной стороны такие дети обладают высокой информированностью и употребляют в быту такие слова как «энергия», «атом», «экология», «Интернет», с другой – имеют неупорядоченные представления о самых простейших явлениях окружающего мира. Учебник имеет четкий двухуровневый характер. Благодаря этому важнейшие понятия курса (минимум) многократно используются и усваиваются, связывают содержание всех тем. Необязательные сведения (максимум) запоминаются лишь теми учениками, у которых возникают вопросы по этой теме.
Во всех учебниках есть материал «для особо любознательных», который «проглатывают» все мои любознательные ученики. Ребята настолько погружаются в понравившиеся им, казалось бы, сложные научные тексты, что сами идут в библиотеку, открывают Интернет-странички, приносят на уроки много дополнительной литературы, учебных дисков, а порой и просто листы – распечатки с учебных сайтов. В результате – грамотный человек, имеющий целостное представление о мире, в котором он живет.
Данный УМК предлагает механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников. Учителю предложены специальные тетради для проведения этапа контроля и оценивания по всем предметам. Все предлагаемые в них контрольные работы проверяют достижения учащихся по предметным линиям развития на основном, программном и креативном уровнях. При этом задания сконструированы таким образом, чтобы учащиеся сами могли видеть, на каком этапе личной траектории движения они в данный момент находятся.
Детям удобно работать с такими тетрадями, у них всегда перед глазами материал, не надо приглядываться к тому, что написано на доске. Не надо и самому учителю тратить время на компьютерный набор текстов для контрольного списывания, тестовых заданий. У него, что называется, все всегда под рукой (т.е. в тетради).
В этом одно из проявлений важнейшей черты Образовательной системы «Школа 2100» – личностно-ориентированного образования, проявляющегося в обязательном самостоятельном выборе заданий учениками. Век информации ставит перед школой задачу формирования функционально грамотой личности, т.е. человека, который умеет учиться. Эта задача реализуется в курсе с помощью деятельностного подхода – традиционного инструмента Образовательной системы– «Школа 2100».Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного получения новых знаний, поиска ответов на возникающие ребенка вопросы.
В соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом. Это поддерживается с помощью специальной статьи «Как работать по учебнику» для учеников, в которой подробно описано, как учиться по учебнику, а также с помощью специального методического аппарата. В частности, в учебнике имеются значки , которые предлагают ученикам проблемные вопросы для обсуждения и выводы в рамке, позволяющие проверить правильность и эффективность своих действий.
Следующая технология- Технология оценивания образовательных достижений
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».
Основные задачи новой технологии:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
технологический пакет, обеспечивающий новую технологию соответствующими материалами:
– рабочий журнал учителя в Образовательной системе «Школа 2100» (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д. пока в процессе создания);
– дневники школьника для начальной и основной школы;
– сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания будут соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований;
Как будем развивать адекватную самооценку?
1-й шаг (на ближайших уроках). Даем проявить свою (неадекватную) самооценку.
2-й шаг (на ближайшей неделе). Развиваем эмоциональную рефлексию – основу для последующей адекватной оценки своих учебных успехов.
В конце каждого урока (или как минимум в конце дня на последнем уроке) в тетради на полях или в дневнике напротив строки урока предлагать ставить обозначение по шкале (для этого повесить в классе рядом с доской крупную шкалу). Таким образом, каждый день ребята будут задумываться, что у них получалось, а что нет. Так они будут психологически готовиться к следующему шагу.
Подать это детям так:
– Наш урок (учебный день) заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. (УСТАНОВКА НА УСПЕХ!) И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в тетради (объяснить где) // или в дневнике (объяснить где).
– Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся личико // или солнышко.
– Если тебе на уроке было временами не просто, не все получалось, то рисуем удивленное личико // или солнышко, наполовину закрытое тучкой.
– Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное личико // или тучку. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!
3-й шаг (спустя месяц после 1-го шага). Устанавливаем порядок самооценки (к уже известным учениками 1-му и 2-му пунктам алгоритма самооценки добавляем 3-й и 4-й пункты). –самооценка по плакату:
Как оценить свою работу?
1. Какое было задание?
2. Смог выполнить?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Сам или с помощью?
Такой же текст, как на плакате, надо дать родителям на собрании как вклейку в дневники.
4-й шаг (спустя несколько дней после 3-го шага). Учим признавать свои ошибки.
Предлагаем ученику (психологически готовому) при классе оценить выполнение задания, в котором (как мы знаем) у него есть незначительные ошибки, недочеты.
Когда по порядку самооценки мы доходим до вопроса 3) («Сделал правильно или с ошибкой?») – необходимо добиться, чтобы ученик сам увидел у себя ошибку (сравнивая, например, с правильным образцом выполнения задания) или согласился с доказательными рассуждениями учителя, что здесь ошибка есть. Получив такое признание, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ ученика: «Молодец, нашел у себя ошибку, не постеснялся признать это! Ты честный человек! Значит, в следующий раз ошибки, скорее всего, не будет!»После этого учитель предлагает ученику наградить себя: «Теперь честно награди себя!»
5-й шаг (спустя один-два месяца после 4-го шага). Используем развитое умение самооценки!
Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свой задание при всем классе, учитель перестает проговаривать все вопросы алгоритма самооценки, а предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
3.1. Проектирование урока средствами УМК
При проведении уроков по нашим учебникам учителя очень часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Материал столь обширен, что его не удается «открыть» полностью с помощью школьников. Уже звенит звонок, а учитель еще не объяснил ребятам весь материал. В результате не остается времени ни на этап самостоятельного применения знаний, ни на подведение итога. В основе этой проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания. Напротив, некоторые сложные положения проще найти ребятам в тексте учебника или объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний дети «открывали» сами. Говоря об уроках в 1-м классе, надо отметить, что школьники еще достаточно малы и долгое время работать самостоятельно не могут, но любой вид заданий может быть предложен детям частично или видоизменен и преломлен к данному возрасту. Например, различные виды разборов могут быть только частичными, диктант может быть графическим или знаковым (послушайте слово и запишите столько крестиков, сколько слогов в слове), а списывание – выборочным. Т.е. обязательным для детей данного возраста являются разнообразие видов деятельности, частая смена деятельности и в то же время периодически проводимая систематизация знаний и умений. С этой же целью были разработаны комбинированные уроки обучения грамоте и письма. Данный тип урока позволяет не только менять деятельность, но и развивать все четыре вида речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание), важность которых чрезвычайно велика. При слабо развитом умении говорить или слушать процесс чтения не может идти в динамике. Так же можно прокомментировать и развитие умения писать, напрямую зависящее от чтения, говорения и слушания. Следовательно, проектируя урок, каждый учитель должен готовить упражнения, развивающие все четыре вида речевой деятельности.
Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум). Поэтому на первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в контрольных или итоговых работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму. К максимуму относятся те понятия, которые хотя и раскрываются в тексте учебника, но не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.
Образовательная система «Школа 2100 успешно решает проблемы преемствен-ности и создания в школе единства подходов в обучении, развитии и воспитании на разных ступенях образования. Это приводит к построению единой развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей новый образовательный результат.
Resource id #810