доклад "Дифференциация учебной работы младших школьников"
статья по теме
Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад Дифференциация учебной работы | 335.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация учебной работы младших школьников
Слайд 1.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.
Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти.
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.
Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.
Слайд 2.
Положительные стороны дифференцированного обучения:
- сильным учащимся можно уделить время;
- слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
- повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
- повышается уровень мотивации у сильных учеников.
Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Слайд 3.
Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников:
1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.
Школы особого типа ориентированы на учащихся:
- Имеющих определённые способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);
- С отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы)
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные классы с учетом проектируемой профессии, интересов, склонностей учащихся. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении.
Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Профильная означает создание профиля обучения, уровневая – учет уровня развития учащихся.
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).
Предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
Слайд 4.
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контр. работы)
3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока
6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер диф. заданий.
Слайд 5,6,7,8.
1. Определение критериев дифференциации
Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку детей не отбирают в них специально по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их «сильные», «средние», и «слабые» ученики. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость, другие – способности учащихся.
Далее представлены основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных классах.
Слайд 9.
2. Проведение диагностики
Можно использовать результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Но чаще учитель сам проводит диагностику. Её характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Учитель также анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы.
Слайд 10.
3. Распределение учащихся по группам
На основе результатов диагностики дети распределяются по группам (уровням) . Не рекомендуется рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, или возникнет недоброжелательное отношение к ним.
Важно соблюдать пед. такт при распределении по группам. Учитель зачитывает состав групп, дает им нейтральные названия и предупреждает, что каждая группа (команда) будет получать свои задания на уроках.
Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям их групп.
Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами.
Некоторые способы дифференциации (по степени самостоятельности) вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети сами самостоятельно выбирают задания.
Слайд 11.
4. Определение способов дифференциации.
Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.
Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений.
Слайд 12.
5. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока
Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной6 индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания.
Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп.
Слайд 13.
6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер диф. заданий.
При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учет выполнения работы учащимися (фиксация ошибок, затруднений, определяется динамика развития.
В соответствии с этим изменяются состав групп и характер диф. заданий.
Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперед.
Слайд 14.
Способы дифференциации учебной работы
Способы дифференциации предполагают:
- дифференциацию содержания учебных заданий;
- использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется.
Слайд 15.
Содержание учебных заданий можно дифференцировать:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объёму.
Слайд 16.
По способу организации деятельности (при этом содержание заданий едино):
- по степени самостоятельности учащихся;
- по степени и характеру помощи учащимся;
- по характеру учебных действий.
Слайд 17.
По уровню творчества задания бывают:
- репродуктивные;
- творческие.
Слайд 18.
Репродуктивные задания – это типовые упражнения:
- решение задач знакомых видов;
- решение примеров на изученные вычислительные приёмы;
- решение простых уравнений.
Слайд 19.
Виды творческих заданий:
- поиск закономерностей;
- задания на классификацию математических объектов;
- задания с недостающими и лишними данными;
- выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
- самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств;
- нестандартные задачи и задания.
Слайд 20.
Например, у нас проходят творческие мастерские:
На русском языке проходим тему, затем дети должны либо составить ассоциативный рисунок с орфорграфическим или пунктуационным правилам, либо сочинить (лингвистическую) сказку.
Слайд 21.
По уровню трудности:
- усложнение материала, которое используется в задании;
- увеличение количества действий в выражений, в решении задачи;
- использование обратного задания вместо прямого;
- выполнение операции сравнения в дополнении к основному;
- использование букв вместо чисел или отдельных цифр.
Слайд 22.
По объёму учебного материала (необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся):
Основное задание делает I группа учащихся, дополнительное задание – II и III группа. Причём II группа связано с основным заданием: даются задания более высокого уровня трудности, аналогичное задание и творческое задание. III группе дают задания отличные от основного: задание репродуктивное из другого раздела, задания на смекалку и нестандартные задания.
Слайд 23.
Правила организации работы на данном этапе:
- Не приступайте к выполнению дополнительного задания, пока не проверите основное.
- Дополнительное задание не является обязательным, поэтому его можно выполнить частично.
- Если в классе ведётся проверка основного задания, следует отложить выполнение дополнительного и работать вместе с учителем.
- К выполнению доп. зад-я можно вернуться на других этапах урока.
Слайд 24.
По степени самостоятельности:
- Знакомство с заданием одинаково
- Исполнительский этап
I группа – с учителем выполняет задание
II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно
III группа – самостоятельно.
Слайд 25.
По степени и характеру помощи учащимся:
- Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание
- Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания
- Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.
Слайд 26.
Направляющая помощь:
- в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений
I и II группы III группа
вспомогательные задания, основное
подготовительные упражнения задание
основное задание дополнительное
- в виде «подсказок»: карточек-помощниц, карточек-консультаций.
Слайд 27.
«Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили.
Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.
Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания.
Создание ситуации выбора
Слайд 28.
- Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблём. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, ещё проще – маленький.
Но даже если будете спасать маленький корабль, всё равно будет польза.
Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант.
Игровая ситуация может изменяться (Строим дом, спасаем бегемота – рисунки разного размера).
Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Ещё до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении.
Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще – труднее, не использует рисунки – уч-ся сами оценивают уровень сложности и свои возможности)
Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности уч. мотивации можно учитывать при подборе заданий.
Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий (конверт) мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива.
Например, на одном конверте красочная картинка – задания при этом самые обычные из учебника. Во второй конверт помещаются задания, которые можно выполнять в паре, группе. В третьем конверте- творческие, нестандартные.
Обычно задания из первого конверта выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов, третий – для тех детей, у которых уже имеются познавательные мотивы.
Слайд 29.
Примеры дифференцированных заданий:
Выполнение дифференцированных заданий доступно уже первоклассникам на этапе обучения грамоте:
Например: на доске рассыпаны буквы – а, о, c, у, и, ы.
Задание для групп:
1. Составьте слоги к схеме «согласный + гласный».
2. Составьте слоги к схемам «согласный + гласный», «гласный + согласный».
3. Составьте слоги, добавьте их так, чтобы получились слова.
Слайд 30.
Во втором классе работа продолжается, становится более регулярной, творческой. К работе над текстом можно предложить следующие задания:
1.Расставь точки. Запиши текст.
Пришла осень часто льют дожди смолкли песни птиц сильный ветер рвёт листья с деревьев под елью в траве уснул ёжик.
2. Добавь недостающие слова, чтобы получился текст. Озаглавь его.
Пришла … . Часто льют … . Смолкли песни … . Сильный … рвёт листья с деревьев. Под елью в траве уснул … .
3. Используя опорные слова, составь несколько предложений, чтобы получился текст. Озаглавь его.
Осень, дожди, птичьи песни, сильный ветер, последние листья, ёжик.
Слайд 31.
На уроках литературного чтения дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом:
на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения;
на более высоком - план для пересказа;
на самом высоком - группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.
Слайд 32.
При подведении итогов урока-экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе» дифференцированные задания могут быть такими:
первая группа выполняет рисунки «было - стало», то есть зарисовывает наблюдаемые изменения;
вторая группа описывает изменения в природе с учётом причинно-следственных связей;
третья группа готовит доклады или пишет мини-сочинения о природе данного периода, привлекая дополнительные источники информации.
Слайд 33.
Задания проверочной работы по окружающему миру (4 класс):
Слайд 34.
Дифференциация домашних заданий
Наиболее эффективны следующие способы:
- по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания;
- по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное.
Вывод:
Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Даже сейчас происходит движение детей из общего уровня в продвинутый. Личностно-ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом является осуществление индивидуального дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Слайд 35.
Спасибо за внимание!
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6
Выполнила: Мельниченко О. А.
учитель начальных классов
2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская работа младших школьников
Проектно-исследовательская работа в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины. Организация проектной деятельности учащихся становит...
Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...
Групповая учебная работа младших школьников
Групповая работа ‑ это самостоятельная форма организации обучения....
Как организовать групповую учебную работу младших школьников
В статье говорится о значении групповой формы работы. Подробно описываются этапы организации групповой формы работы....
Методика организации домашней учебной работы младших школьников
Для достижения планируемых результатов от учителя требуется профессиональное умение применять и сочетать в своей работе разнообразные организационные формы обучения и постоянно их совершенствовать. Су...
Контроль и оценка учебной работы младших школьников по математике
Контроль иоценка - важнейшие компоненты учебной деятельности. Они помогают ребёнку осмыслить изученное.Цель статьи - познакомить с опытом работы учителей Лицея № 387....
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...