Адаптация первоклассников
статья (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа по созданию условий для адаптации первоклассников.
Процесс адаптации первоклассников будет протекать значительно легче при специально организованной администрацией учебного заведения и классным руководителем психолого-педагогической работе, в которой задействованы все субъекты образовательно-воспитательного процесса, Работа сотрудников учебного заведения по адаптации первоклассников к школе должна быть системной, комплексной; все участники этого процесса (включая родителей учащихся) тесно взаимодействуют между собой, принимают общие решения, разрабатывают диагностические и коррекционные мероприятия.
Целью программы по адаптации-первоклассников к процессу обучения является создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь.
Задачи:
• проведение диагностики учащихся и их семей с целью определения готовности будущих первоклассников к школьному обучению (проводят школьный психолог и классный руководитель, при ведущей роли школьного психолога);
• проведение воспитательно-информационных мероприятий для учащихся (классный руководитель, школьный психолог);
• оказание индивидуальной помощи каждому ребенку и его родителям по данным диагностики (школьный психолог и классный руководитель, при ведущей роли школьного психолога);
• проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей (классный руководитель, школьный психолог);
• проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению педагогов (школьный психолог);
• координирование действий всех специалистов, работающих в школе, для решения задач адаптации первоклассников (администрация, завуч начальной школы, классный руководитель).
Предшкольный период (от записи в школу до 1 сентября)
Субъект деятельности | Содержание деятельности | Мероприятия |
Классный руководитель | • Знакомство с будущими учащимися и их родителями • Проведение педагогической диагностики готовности детей к школе, прогноз школьных трудностей • Проведение психолого-педагогического анкетирования родителей • Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей • Первичное составление индивидуальных характеристик учащихся и их семей | • Диагностика будущих учащихся • Анкетирование родителей • Консультации для родителей |
Школьный | • Проведение диагностики | • Диагностика |
психолог | психологической готовности детей | будущих учащихся |
к школе, особенностей личностного | •Анкетирование | |
развития; прогноз школьных трудностей | родителей | |
• Изучение медицинских документов | • Консультации | |
• Проведение консультаций | для родителей | |
по результатам диагностики, | ||
рекомендации родителям но обращению | ||
к логопеду, неврологу, психиатру | ||
• Составление протоколов | ||
диагностики детей | ||
• Ведение журнала' консультаций | ||
для родителей дошкольников | ||
Совместная | • Обсуждение результатов первичного знакомства | • Мини-педсовет |
деятельность • | и психолого-педагогической диагностики детей | с участием педаго- |
классного | • Выявление детей группы риска | гов, школьного |
руководителя, | по адаптации к учебной деятельности | психолога, |
школьного | • Разработка плана работы | школьного, врача |
психолога | по адаптации первоклассников на 1 четверть | • Родительское |
собрание «Как | ||
подготовить ребенка | ||
к школьному | ||
обучению» |
Первая четверть
Субъект деятельности | Содержание деятельности | Мероприятия |
Классный | * Наблюдение за учащимися в процессе | • Классные часы: |
руководитель | обучения, во внеклассной деятельности | «Правила поведения |
• Уточнение готовности к школьному | в школе и на уроке», | |
обучению | «Распорядок дня», | |
• Учет посещения детьми занятий | «Я теперь школьник: | |
и динамики их поведения | мои права и обязанности», | |
• Уточнение индивидуальных | «Мои одноклассники: | |
характеристик учащихся и их семей | познакомимся друг | |
• Проведение мероприятий но ознакомлению - | с другом» и др. | |
детей с правилами поведения в школе. | • Часы отдыха: | |
на уроке, на перемене, с распорядком | «Играем на перемене | |
учебного дня, с условиями классной комнаты | и после уроков»; | |
и школы и др. | игра-путешествие | |
• Изучение с учащимися Декларации | «В страну знаний» | |
прав и обязанное гей школьника | • Праздник | |
• Проведение консультаций для педагогов | «Посвящение в ученики» | |
и родич елей по протеканию адаптации | • Дни открытых дверей | |
для родителей | ||
• Консультации | ||
для родителей | ||
Школьный | * Наблюдение за учащимися в процессе | • Диагностика учащихся |
психолог | обучения, во внеклассной деятельности | • Занятия по программе |
• Уточнение данных диагностики | адаптации | |
психологической готовности детей к школе, | • Занятия | |
особенностей личностного развития. | в коррекционно-развивающей группе | |
прогноз школьных трудностей' | для проблемных учащихся | |
• Организация и проведение занятий: | ||
с учащимися по программе сопровождения | ||
адаптации (со 2-й недели сентября) | • Консультации | |
• Формирование коррекционно- | для педагогов | |
развивающих групп на основе данных | и родителей | |
диагностики и наблюдений за детьми | ||
• Консультации для педагогов | ||
и родителей по протеканию адаптации | ||
• Ведение журнала консультаций | ||
для родителей1 | ||
Совместная | • Составление плана индивидуальной. | • Родительское собрание |
деятельность | психолого-педагогической работы | «Доброе начало» |
классного | с проблемными учащимися | (в начале четверти) |
руководителя, | • Организация индивидуального | * Родительское собрание |
школьного | психолого-педагогического | «Итоги первой четверти» |
психолога | сопровождения ребенка | (в конце четверти) |
с учетом его потенциальных возможностей | • Выставка психолого- | |
• Патронаж семьи, выработка плана | педагогической | |
совместной деятельности по вопросам | литературы для родителей | |
развития и воспитания ребенка | • Стенд для родителей | |
• Разработка методических | ||
рекомендаций для родителей, | ||
подбор книг для выставки | ||
психолого-педагогической литературы | ||
• Предварительное подведение итогов | ||
протекания адаптации в конце четверти |
Далее на протяжении учебного года — во второй, третьей и четвертой
четвертях — работа по адаптации первоклассников ведется по индивидуальным планам с теми учащимися, которые имеют серьезные проблемы в обучении, поведении, психоэмоциональном и физическом состоянии. И школьный психолог, и классный руководитель проводят консультации для родителей таких учащихся. Психолог проводит коррекционно-развивающие занятия для этих детей. В конце полугодия на мини-педсовете подводятся предварительные итоги протекания адаптации.
В конце четвертой четверти школьный психолог проводит диагностику по определению уровня актуального развития у учащихся с тяжелыми проблемами адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). Для родителей организуются консультации по результатам диагностики, родители информируются о необходимости обследования их ребенка на ПМПК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...