«Использование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
консультация по теме
«Использование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sistemy_otsenki.rar | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
16.04.2013
Васильев В.Б.
Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
Осадчая О.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
- Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами - возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.
Васильев В.Б.
- Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
- Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Осадчая О.В.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний теперь учитель будет оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Осадчая О.В.
Какие нужны новые формы и методы оценки?
Васильев В.Б.
Прежде всего нужно изменить инструментарий - формы и методы оценки. В чем суть главных изменений?
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Осадчая О.В.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Диагностика метапредметных результатов, которыми будут пользоваться учителя начальных классов школы, является педагогической. Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).
Васильев В.Б.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Осадчая О.В.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Васильев В.Б.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого в данной технологии предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» - решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Осадчая О.В.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Осадчая О.В.
Как обеспечить комплексную оценку всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)?
Васильев В.Б.
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное - комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником - его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Они подготовлены нами и снабжены инструкциями по их ведению. Мы вам расскажем когда, как и на основании чего заполнять таблицы, как интерпретировать и использовать результаты.
Осадчая О.В.
Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Васильев В.Б.
Какими должны быть границы применения системы оценки?
Осадчая О.В.
Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски. Это прежде всего риски перегрузки детей и преподавателей, ошибок при исполнении, которые могут извратить цель и идею неправильной реализацией: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки. Вот эти границы.
Васильев В.Б.
- Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Для этого технология разделяет все положения данной системы на «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).
Осадчая О.В.
- Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
Васильев В.Б.
- Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Также для того, чтобы не загрузить педагога дополнительной бумажной работой, необходимо использовать два средства:
- обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;
- внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру (пока руководство не обеспечит учителя подобными техническим средствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов; они в принципе возможны только один раз в учебный год).
Осадчая О.В.
- Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут». Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.
Васильев В.Б.
- Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию - на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания». Надо помнить, что личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.
Васильев В.Б.
Какой опыт нам поможет? Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Осадчая О.В.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
Васильев В.Б.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) данная система оценки представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС. Сейчас мы подробно рассмотрим алгоритм реализации каждого из них.
Осадчая О.В.
1-е правило: «Оценка результата и отметка»
Что оцениваем?
Васильев В.Б.
Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные.
Осадчая О.В.
Что такое результаты УЧЕНИКА и в чём их оценивать?
Васильев В.Б.
Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).
Оценка − это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…») | Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы) |
Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. | Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. |
Васильев В.Б.
Могут ли быть исключения из этого правила?
Осадчая О.В.
Можно в конце урока предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут поощряться: им даётся оценка и (или) ставится отметка «отлично» (решение задачи повышенного уровня) на то умение, по которому формулировалась проблема урока.
Что такое результаты УЧИТЕЛЯ и как их оценивать?
Васильев В.Б.
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов (стабильный или опережающий) означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Осадчая О.В.
Для определения прироста необходимо сравнить входную и выходную диагностику учеников со средним общероссийским уровнем.
Например, средний общероссийский уровень развития познавательных УУД у учеников в начале первого класса составил, по данным диагностики, 66% успешных действий. Ученики некоего 1-го «Б» класса показали на входной диагностике 51% успешных действий, т.е. на 15% ниже среднего общероссийского уровня.
Васильев В.Б.
Через четыре года обучения у учителя № эти же ученики на выходной диагностике показали результат 70% успешных действий, в то время как средний общероссийский показатель – 72%. Таким образом, результаты этого класса по-прежнему ниже, чем среднероссийские, но отставание за четыре года обучения у учителя № сократилось с 15% до 2%.
Этот прирост и есть результат работы учителя №, который блестяще справился с трудной задачей, смог заметно повысить уровень развития познавательных универсальных учебных действий своих учеников.
Васильев В.Б.
2-е правило: «Самооценка».
Кто оценивает?
Осадчая О.В.
Оценку определяют учитель и ученик сообща!
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. | После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена. |
Осадчая О.В.
Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты?
Васильев В.Б.
Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.
Осадчая О.В.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
- Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
- Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
- Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
- Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
Васильев В.Б.
Как ученик определит свою отметку?
Осадчая О.В.
К указанному выше алгоритму самооценки можно добавлять другие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик. Начиная со 2-3-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (об этом скажем немного ниже) и введения уровней успешности (6-е правило), к этому алгоритму могут быть добавлены вопросы.
Васильев В.Б.
Продолжение алгоритма самооценки:
- Какое умение развивали при выполнении задания?
- Каков был уровень задачи (задания)?
Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)
В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)
Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)
- Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
- Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Осадчая О.В.
Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?
Васильев В.Б.
1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.
Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
Осадчая О.В.
2-й шаг (через 2-4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.
Учитель дает детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, он ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:
- Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
- Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
Васильев В.Б.
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки учитель добавляет пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.
Осадчая О.В.
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
Учитель предлагает ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.
Васильев В.Б.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.
Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться незакрашенным кружком.
Осадчая О.В.
6-й шаг. Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).
Васильев В.Б.
Если ученики уже закончили 1-й класс, как обучать их правилу «Самооценка»?
Осадчая О.В.
Первый вопрос, который мы должны ставить перед собой это:
1) Как совместно с учениками определить порядок оценивания?
1-й шаг. Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики, скажите, как лучше: чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие?», «С чего начнем оценивать свою работу?», «Что сделаем после этого?» и т.д.
Васильев В.Б.
2-й шаг. По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки из 4 основных и 2 дополнительных пунктов: 1) В чём заключалось задание? 2) Удалось получить результат? 3) Полностью правильно или с ошибкой? 4) Полностью самостоятельно или с помощью? (далее – кроме 1-го класса) 5) По каким признакам мы различаем оценки и отметки? 6) Какую сам поставишь себе отметку?
Осадчая О.В.
Второе:
2) Где найти время для развития умения самооценки?
Васильев В.Б.
1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку у учеников умения самооценки.
2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучение нового) для использования алгоритма самооценки.
3-й шаг. Выбрать простое задание, после выполнения которого одному из учеников будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценки (опорный сигнал).
Осадчая О.В.
Третье:
3) Как обучить детей порядку самооценки?
Васильев В.Б.
1-й шаг: Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).
Осадчая О.В.
2-й шаг: После предъявления решения (устный ответ, запись на доске и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в начале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик даёт ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
Васильев В.Б.
3-й шаг. На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке).
Осадчая О.В.
4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога, самооценка может проводиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.
Васильев В.Б.
5-й шаг. Когда ученики начинают проводить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и использовать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.
Васильев В.Б.
4) Много ли тратится времени на самооценку, когда у учеников уже сформировано это умение?
Осадчая О.В.
1-й шаг. Когда у всех учеников умение работать по «Алгоритму самооценки» сформировалось, учитель, планируя урок, перестаёт сокращать его содержание до минимума. Он вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.
Васильев В.Б.
2-й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя оценить свой ответ следует фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» хорошо».
Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше. | Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции. |
Осадчая О.В.
3-й шаг. После проверки письменных работ ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой» учитель предлагает ему объяснить своё мнение, используя алгоритм самооценки.
Если ученик прав, стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти свою ошибку при проверке. | Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. !!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет! |
Сейчас обобщим, как называется 1 правило? Второе?
Васильев В.Б.
3-е правило: «Одна задача – одна отметка».
Осадчая О.В.
Сколько ставить отметок за один урок?
Васильев В.Б.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки. Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок.
Осадчая О.В.
Ставить среднюю отметку за урок или за всю контрольную работу (из разных заданий) – нецелесообразно, так как в ходе решения разных задач урока или контрольной работы ученик демонстрировал разные умения, значит, по каждому из них – разные уровни своей готовности. При выведении одной отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усреднённой отметке ученик лишается ситуации успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика трудности, над чем ему ещё необходимо поработать.
Осадчая О.В.
Куда ставить несколько отметок, если в официальном журнале только одна клеточка на один урок?
Васильев В.Б.
Можно выбрать один из двух вариантов:
Выставить в официальный журнал все отметки: одну на текущее число, а другие на ближайшие уроки по этой же теме (как правило – эти ситуации возникают нечасто);
Выставить в официальный журнал одну отметку (лучшую или усредненную), а все отметки – в таблицу результатов по предмету (дневник школьника, «Рабочий журнал учителя»), если учитель готов вести их регулярно, об это подробнее поговорим при рассмотрении 4 правила.
Васильев В.Б.
Какие исключения существуют в правиле «Одна задача – одна отметка»?
Осадчая О.В.
- На уроках математики и русского языка при отработке навыков (вычислительных, орфографических и т.п.) часто используются однотипные примеры и упражнения. В этом случае «задачей» считается не каждый из них, а целая группа подобных примеров и упражнений.
Васильев В.Б.
- Если задание успешно выполнено не отдельным учеником, а всем классом, то учитель проводит с учениками следующий диалог: «Можем ли мы за выполненное задание кому-нибудь поставить отметку?» - «Нет, так как это задание мы выполняли все вместе – командой».
Осадчая О.В.
- Если ребёнок активно работал в течение всего урока фронтально, но не выполняя определённого задания, а только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.
Васильев В.Б.
4-е правило – «Таблицы образовательных результатов» (часть 1) и «Портфель достижений» (часть 2)
Где ставить отметки и накапливать оценки?
Осадчая О.В.
Оценки (в т.ч. в форме отметок) необходимо фиксировать и накапливать в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений.
Васильев В.Б.
4-е правило, часть 1: «Таблицы образовательных результатов»
Как составляются таблицы результатов?
Осадчая О.В.
Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Васильев В.Б.
Какие бывают таблицы образовательных результатов?
Осадчая О.В.
Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: Литературное чтение (1-4 кл.), Русский язык (1-4 кл.), Математика (1-4 кл.), Окружающий мир (1-4 кл.), Технология (1-4 кл.), Изобразительное искусство (1-4 кл.).
Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: Регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Познавательные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Коммуникативные универсальные учебные действия (1-2 кл., 3-4 кл.).
Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1-2 кл., 3-4 кл.).
Васильев В.Б.
В каком виде могут существовать таблицы образовательных результатов?
Осадчая О.В.
Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.
Электронный вид таблиц позволяет после внесения в них отметок автоматически получать аналитические характеристики, а также при наличии электронных контрольных работ – автоматически заносить туда отметки за задания-тесты закрытого типа (с готовыми вариантами ответов). Все это сэкономит время и труд учителя.
Осадчая О.В.
Где размещаются таблицы образовательных результатов?
Васильев В.Б.
В «Рабочем журнале учителя» бумажном или в электронном варианте.
«Рабочий журнал учителя» является не отчётным документом, а блокнотом для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.
В «Дневнике школьника» в бумажном или электронном виде.
Осадчая О.В.
«Дневник школьника» не является отчётным документом. Это инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника. По решению учителя ученик может фиксировать в таблицах Дневника свои образовательные достижения в виде:
- отметок (за контрольные работы, за отдельные задания, проекты и т.п.),
- самооценок (слов-характеристик, знаков).
Васильев В.Б.
Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.
Таблицы результатов в «Дневнике школьника» и в «Рабочем журнале учителя» не должны полностью совпадать, за исключением результатов контрольных и диагностических работ.
Осадчая О.В.
Как заполняются таблицы образовательных результатов?
Васильев В.Б.
В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
Отметки согласно требованиям Устава школы могут быть только в 4-балльной системе («2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо, «5» - отлично).
Если, решая задачу, ученик демонстрировал несколько умений, то из них надо выбрать то, которое было ведущим, то есть без которого конечный результат, решение невозможно было бы получить.
Осадчая О.В.
Пример:
Фрагмент Таблицы предметных результатов по русскому языку, 2 класс.
1-я линия развития Правильно пользоваться речью | 2-я линия развития Использовать в общении знания о языке | |||||
правильно списывать слова, предложения, тексты | составлять предложения, текст на заданную тему | проверять написанное | находить корень в группе однокоренных слов | подбирать однокоренные слова | находить в словах суффиксы и приставки | |
1. Катя П. | 5 | 4 | 5 | |||
2. Саша В. | 4 | 5 | 3 | 3 |
Васильев В.Б.
Когда заполняются таблицы образовательных результатов?
Осадчая О.В.
При минимальном уровне использования системы оценки | При максимальном уровне использования системы оценки |
Обязательно (минимум): после выполнения учеником:
| По желанию и возможностям учителя (максимум):
|
Осадчая О.В.
Как пользоваться таблицами образовательных результатов при МИНИмальном уровне использования системы оценки?
1) Как ставится отметка за контрольные работы в таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов?
Васильев В.Б.
1-й шаг: Перед проверкой контрольных работ учеников взять таблицу предметных результатов (в бумажном или электронном варианте «Рабочего журнала учителя») и отметить в ней в графе соответствующих умений номера заданий контрольной работы, проверяющих эти умения.
Пример (Окружающий мир, 3 кл.):
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой Задание № 2 | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека Задание № 3 | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» Задание № 1 | |
Петя В. |
Осадчая О.В.
2-й шаг: Взять контрольную одного ученика, проверить первое задание, выставить отметку на полях работы рядом с заданием.
Васильев В.Б.
3-й шаг. Перенести эту отметку в таблицу результатов в колонку соответствующего умения (в бумажный или в электронный вариант «Рабочего журнала учителя»).
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой Задание № 2 | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека Задание № 3 | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» Задание № 1 | |
Петя В. | 4 |
Осадчая О.В.
4-й шаг. Проверить второе задание, выставить отметку на полях работы и так же перенести её в таблицу умений.
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой Задание № 2 | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека Задание № 3 | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» Задание № 1 | |
Петя В. | 5 | 4 |
Васильев В.Б.
5-й шаг. Проверить работу ученика до конца, перенести отметки за каждое задание в соответствующие графы таблицы.
Осадчая О.В.
6-й шаг. Проверить работы всех учеников, перенося отметки за каждое задание в соответствующие графы.
Васильев В.Б.
2) Как анализировать таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов?
Осадчая О.В.
1-й шаг. Проанализировать таблицу по вертикали по классу в целом. Если это бумажный вариант «Рабочего журнала учителя» – сделать устный вывод о том, какие умения развиты хорошо, а какие требуют дальнейшего развития (при необходимости – письменный вывод). Если это электронный вариант «Рабочего журнала учителя» – прочитать автоматически составленную характеристику и, если надо, внести добавления.
Васильев В.Б.
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой Задание № 2 | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека Задание № 3 | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» Задание № 1 | |
Петя В. | 5 | 3 | 4 |
Таня А. | 4 | 3 | 5 |
… | |||
Выводы: | Например: Более половины учеников освоили умение на «хорошо» и «отлично» | Например: Большая часть учеников лишь осваивает это умение («норма» и «ниже нормы»). Требуется дополнительная система заданий в следующей четверти. |
Осадчая О.В.
2-й шаг. Проанализировать таблицу по горизонтали (результаты каждого ученика). Если это бумажный вариант, сделать для себя устный вывод о необходимой помощи в развитии (в особых ситуациях письменный вывод). Если это электронный вариант, прочитать автоматически составленную характеристику и, если надо, внести добавления.
Васильев В.Б.
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека | Приводить примеры живых организмов разных профессий | Выводы: | |
Маша К. | 4 | 2 | 4 | Все умения освоены хорошо, кроме умения «объяснять значение круговорота». Необходима индивидуальная коррекция. |
Осадчая О.В.
3-й шаг. Провести контрольную в следующем триместре и выставить отметки в те же колонки.
Васильев В.Б.
4-й шаг. Сравнить результаты по умениям, повторяющимся в разных контрольных. Если это бумажный вариант, сделать устный вывод о динамике развития – улучшении или ухудшении результатов класса или отдельных учеников. Если это электронный вариант, прочитать автоматически составленную характеристику сравнения и, если надо, внести добавления.
Осадчая О.В.
5-й шаг. Спланировать действия по улучшению результатов.
Васильев В.Б.
3) Как переносить отметки за контрольные работы из таблиц предметных результатов в официальный журнал?
Осадчая О.В.
1-й шаг. В таблицу результатов по предмету (в своём «Рабочем журнале») учитель выставляет все необходимые отметки (например, только за все задания контрольной работы – один раз в триместр) в той шкале отметок, которую он выбрал. Об этом мы поговорим, когда будем рассматривать 6 правило.
Пример: За контрольную работу у каждого ученика есть отметка за 1-е задание (колонка одного умения), за 2-е задание (колонка другого умения) и т.д.
Васильев В.Б.
2-й шаг. В официальный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы).
Пример: В таблице результатов за контрольную у каждого ученика четыре отметки (по числу заданий-умений), а в официальный журнал выставляются:
- одна отметка за контрольную в целом, выводимая как среднее арифметическое.
Васильев В.Б.
4) Как научить учеников ИНОГДА пользоваться таблицами ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов?
Осадчая О.В.
1-й шаг. В конце триместра выделить время на уроке для анализа таблиц образовательных результатов в дневниках.
2-й шаг. Предложить ученикам прочитать первое умение в таблице результатов и устно привести примеры, когда и в каких заданиях им требовалось это умение.
3-й шаг. Попросить учеников: «Самостоятельно оцените, насколько вы этому научились – поставьте «+» или не ставьте «+». Или попросить учеников поставить себе отметку по принятой в классе шкале. Например: «5» (делаю это отлично, без ошибок), «4» (делаю это хорошо, иногда с ошибками) и т.д.
Васильев В.Б.
4-й шаг. Обсудить с учениками, на проверку каких умений были направлены задания контрольной работы. Показать, как поставить их номера в таблицы результатов в своих дневниках.
5-й шаг. Раздать ученикам контрольные работы (с выставленными отметками) и попросить их перенести отметки в соответствующие графы таблицы результатов в дневниках. Примечание: в первый раз многим ученикам придётся помогать, дополнительно объяснять, что и куда надо поставить.
Осадчая О.В.
6-й шаг. Предложить каждому сравнить свою самооценку с результатами контрольной работы и сформулировать вывод: «Какие у меня достижения и что мне надо сделать лучше?»
7-й шаг. Выборочно попросить учеников озвучить свои выводы. Подчеркнуть: «Сейчас каждый из вас ставил перед собой цель, которую надо достичь в следующем триместре».
Точно так же можно работать с таблицами МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов, только их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», «+»/отсутствие «+».
Васильев В.Б.
4-е правило, часть 2: «Портфель достижений»
Осадчая О.В.
Что такое «Портфель достижений»?
Васильев В.Б.
«Портфель достижений» – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Осадчая О.В.
Обязательно ли использовать «Портфель достижений» в официальной оценке результатов образования ученика начальной школы?
Васильев В.Б.
«Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.
Данная система оценки результатов предлагает методические рекомендации по его ведению, которые могут упростить работу учителя и помочь ученику.
Васильев В.Б.
Зачем нужен «Портфель достижений»?
Осадчая О.В.
«Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач:
- сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы. В течение года схожую задачу решают Таблицы результатов и Дневник школьника, а «Портфель достижений» может собирать и накапливать её;
Васильев В.Б.
- сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения;
Осадчая О.В.
- развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат;
- подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.
Васильев В.Б.
В каком виде может существовать «Портфель достижений»?
Осадчая О.В.
Поскольку материалы «Портфеля достижений» официально признаются значимыми для итоговой оценки ученика, то до перехода на электронный документооборот основным видом «Портфеля достижений» должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки).
Васильев В.Б.
Одновременно «Портфель достижений» может существовать и в электронном виде. В него автоматически могут поступать данные из электронных Таблиц результатов и из Электронного дневника. Его свободно может пополнять ученик и время от времени (не реже раза в год) его материалы могут копироваться и переноситься в папку – «официальный» «Портфель достижений».
Осадчая О.В.
Кто и когда пополняет «Портфель достижений»?
Васильев В.Б.
Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.
Осадчая О.В.
Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», «превосходно» (подробнее об этом поговорим, когда будем рассматривать правила 6, 7). Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце триместра или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Васильев В.Б.
Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в триместр помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов, если это дневник по Образовательной системе «Школа 2100».
Осадчая О.В.
В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные – копию из Таблицы результатов.
Васильев В.Б.
Какие разделы могут быть в «Портфеле достижений»?
Осадчая О.В.
- «Кто я и чего хочу». Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных результатов.
- «Чему я научился на ВСЕХ предметах»: работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков. Этот раздел отражает личностные метапредметные и результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
- «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах». Этот раздел представляет предметные результаты ученика.
- «Достижения ВНЕ учёбы». Этот раздел прежде всего отражает личностные результаты ученика.
- «Правила ведения Портфеля достижений и оценки его материалов». Этот раздел нужен для определения итоговой оценки, и его основу может составить данный текст из описания системы оценки результатов ФГОС.
Подробное описание возможных материалов «Портфеля достижений» по разделам можно рассмотреть на одном из заседаний ГМО учителей начальных классов в 2013-2014 учебном году.
Васильев В.Б.
5-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач».
Когда ставить и не ставить отметки по предмету?
Осадчая О.В.
При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится только по желанию ученика.
За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем, но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку.
Васильев В.Б.
Почему ученик имеет право отказаться от выставления текущей отметки?
Осадчая О.В.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё только овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать. Порядок действий:
1-й шаг: Закончен ответ ученика по решению задачи на новый материал.
2-й шаг: Проведён диалог по оценке и самооценке этого ответа (возможно – краткий, в две реплики).
Васильев В.Б.
3-й шаг. В конце диалога совместно учителем и учеником определена и названа отметка, которую заслуживает данный ответ.
4-й шаг: Следует вопрос учителя ученику: «Ты хочешь, чтобы эта отметка была выставлена в журнал (Таблицу требований)?»
5-й шаг: Если ученик отвечает «да», учитель выставляет отметку. Если «нет», не выставляет, но уточняет: «Ты понимаешь, что на проверочной работе такое решение заслуживает именно такой отметки?»
Осадчая О.В.
Ученик всегда может отказываться от отметок или есть исключения?
Васильев В.Б.
Исключением является задание, которое даётся на уроке по давно изученным темам (по которым уже прошли контрольные работы). В этом случае учителю необходимо заранее, до того как дать задание ученикам, предупредить, что это давно изученный материал, и отказаться от отметки ученики не смогут.
Осадчая О.В.
Как отметки за контрольные работы отличать от текущих отметок?
Васильев В.Б.
За задачи, решенные в ходе контрольных (проверочных) работ по итогам темы, группы тем, отметки ставятся всем ученикам. В Таблице результатов они, в отличие от текущих отметок, обводятся в кружок. Это своеобразный «зачёт», который нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность − то, как ученик овладел умениями на основе знаний по изучаемой теме.
Осадчая О.В.
Когда ученик ОБЯЗАН пересдать материал контрольной работы?
Васильев В.Б.
Если ученик не справился с какой-то задачей (заданием) проверочной работы или не присутствовал на ней, то:
1-й шаг. В соответствующей графе (графах) Таблицы требований ставится кружок без отметки.
Осадчая О.В.
2-й шаг. Учитель напоминает ученику, что до определённого срока (например, до конца триместра) ученику необходимо пересдать соответствующий материал, пока не будет продемонстрировано успешное решение.
Васильев В.Б.
3-й шаг. Когда ученик пересдаёт соответствующий материал, в кружке ставится отметка, и только она учитывается при выведении итоговой отметки за триместр.
Осадчая О.В.
Как быть, если ученик ХОЧЕТ пересдать и получить отметку выше неудовлетворительной?
Васильев В.Б.
Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца триместра).
Осадчая О.В.
1-й шаг. В Таблице требований в кружках выставляются все отметки, полученные за данную проверочную работу.
Васильев В.Б.
2-й шаг. Ученик принимает решение, какие отметки (виды заданий проверочной работы) он будет пересдавать.
Осадчая О.В.
3-й шаг. В установленном порядке (рассмотрим ниже) ученик пересдаёт материал.
4-й шаг. Прежняя отметка в таблице требований стирается, и на ее место в кружке ставится более высокая отметка.
Васильев В.Б.
Кто и когда принимает решение о пересдаче материала контрольной работы?
Осадчая О.В.
1-й шаг. Учитель заранее оговаривает с учениками порядок реализации их права на пересдачу: когда и как это можно делать.
2-й шаг. После проверки контрольной работы учитель раздаёт тетради с отметками.
Васильев В.Б.
3-й шаг. Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, не называя учеников, которые их допустили.
4-й шаг. Ученики просматривают свои работы, могут аргументированно оспорить выставленную учителем отметку (рассмотрели в правиле самооценки), осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).
Осадчая О.В.
5-й шаг. Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) - должны их пересдать!» и спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу (задание) из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает сроки и порядок пересдачи.
Васильев В.Б.
Как найти время для пересдачи контрольной работы?
Осадчая О.В.
Возможные варианты
Васильев В.Б.
Как организовать процесс пересдачи контрольной работы?
Осадчая О.В.
1-й шаг. Учитель оговаривает с учениками срок пересдачи. Рекомендуется назначать этот срок в течение недели после проведения контрольной работы, чтобы не происходило наслаивание одного материала на другой (исключение - в случае болезни ученика или учителя).
Васильев В.Б.
2-й шаг. Ученики, которые решили пересдавать материал, должны подготовиться: выполнить задания на соответствующие умения (из рабочей тетради, проверочных и т.п.). Если учитель сочтёт необходимым, он может потребовать от ученика показать выполненную работу. Вариант: учитель не исправляет в контрольной работе ошибки ученика (только указывает на их наличие – отметкой за задание), а ученик должен провести работу над ошибками, самостоятельно исправить их и показать учителю – как «допуск» к пересдаче работы.
Осадчая О.В.
3-й шаг. В оговоренный срок ученик приходит на пересдачу со своей контрольной работой и показывает учителю то задание, которое хочет пересдать.
4-й шаг. Учитель выдает ученику тот же вид задания (на то же умение), но из другого варианта (контрольной работы, рабочей тетради).
Васильев В.Б.
5-й шаг. Если ученик выполняет лучше, чем на контрольной работе, прежняя отметка из Таблицы требований стирается (зачеркивается) и на её место ставится более высокая. Если улучшить результат пока не удаётся, то сохраняется прежняя отметка. По окончании срока пересдачи может остаться «2» («неудовлетворительно»).
Осадчая О.В.
6-й шаг. Если ученик не пришёл или не подготовился и не смог воспользоваться своим правом пересдачи, рекомендуется (если нет особых обстоятельств, например болезнь ученика) жёстко соблюдать общее условие – сохранять полученную ранее отметку. Только в этом случае ученик поймёт, что имеющееся у него право налагает на него и ответственность за его использование. В противном случае, особенно в классах основной школы, у ряда учеников может формироваться представление, что «можно пересдавать до бесконечности», «к контрольным можно не готовиться» и т.д.
Осадчая О.В.
6-е правило: «Уровни успешности».
По каким критериям оценивать результаты учеников?
Васильев В.Б.
Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи − действие в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только изучаемой теме «отлично».
Максимальный уровень (НЕобязательный) решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе − «превосходно».
Однако существует своя специфика при оценке предметных, метапредметных и личностных результатов и при формировании накопительной оценки в «Портфеле достижений».
Осадчая О.В.
В чём специфика оценивания ПРЕДМЕТНЫХ результатов?
Когда применять уровни успешности?
Васильев В.Б.
Обязательно – только при проверке контрольных работ, в которых каждое задание уже соотнесено авторами с тем или иным уровнем успешности.
По желанию учителя – при оценивании любого задания на уроке, когда нужно совместно с учениками определять его уровень, об этом мы уже говорим с Ольгой Викторовной в течение сегодняшнего заседания.
Осадчая О.В.
Как оценку по уровням успешности перевести в предметную отметку?
Васильев В.Б.
На основании продемонстрированного уровня успешности (оценки-характеристики) определяется предметная отметка по четрыхбалльной системе (п. 3.26 Устава школы): 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Уровни успешности | 4-балльная шкала | % шкала |
Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» неудовлетворительно | 0-49% |
Необходимый (базовый) уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания | «3» удовлетворительно Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | 50-64% |
«4» хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | 65-74% | |
Повышенный (программный) уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | «4» хорошо Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | 75-89% |
«5» отлично Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | 90-100% | |
Максимальный (необязательный) уровень Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения | «5» отлично. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | Отдель-ная шкала: 50-69% |
«5 и 5» превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | Отдель-ная шкала: 70-100% |
Васильев В.Б.
В чём специфика оценивания МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов?
Какими средствами контролируются метапредметные и личностные результаты?
Осадчая О.В.
Главное средство контроля – специальные диагностические работы:
- задания по отдельным универсальным учебным действиям;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
Эти задания, собранные в диагностические работы, могут быть разработаны а) специалистами РАО (Федеральный институт педагогических измерений) и выпущены издательством «Просвещение»; б) авторами ОС «Школа 2100» и выпущены издательством «Баласс» на бумажных или электронных носителях; в) специалистами региональных и муниципальных служб, работающих в сфере образования; г) педагогами самого образовательного учреждения (внутренняя оценка, в отличие от предыдущих – внешних оценок).
Васильев В.Б.
Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов − это
- педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД (см. листы наблюдений в разделе «Портфель достижений»);
- экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель);
- самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».
Васильев В.Б.
Как оцениваются диагностические работы по УУД?
Осадчая О.В.
В специальных диагностических работах, направленных на выявление метапредметных и личностных результатов, которые созданы в школе, выполнение каждого задания состоит из нескольких действий.
Васильев В.Б.
Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл. Сумма баллов за задание переводится в 100-балльную шкалу.
Каждое задание показывает овладение каким-то действием (умением). Соответственно по каждому действию (умению) можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него).
Осадчая О.В.
Описание этого состояния словами – это качественная оценка.
Цифра в виде % по данному действию – количественная отметка.
Эти оценки и отметки не переводятся напрямую в 4-балльную шкалу. Однако они могут быть соотнесены с качественными оценками по уровням успешности, если задания диагностических работ отнести к необходимому (базовому) или к повышенному (программному) уровням.
Макси-мальный уровень | «Превосход-но» | В заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 61100 % действий | |||
Повышен-ный (программ-мный) уровень | «Отлич-но» | В заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 5060 % действий | |||
Необходи-мый уровень | «Хорошо» | В заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 61100% действий | |||
«Нормаль-но» («зачёт») | В заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 5060% действий |
Осадчая О.В.
Как определять комплексную оценку по материалам «Портфеля достижений»?
Как оценивать отдельные (текущие) материалы, поступающие в «Портфель достижений»?
Васильев В.Б.
Обязательные материалы (пополняются педагогом): предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности.
Таблицы результатов систематизируют эти оценки в виде выводов.
Осадчая О.В.
Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим учеником, об этом хорошо сказано в листе самооценки в правиле 4.
Пример:
Макси-мальный уровень | «Превосход-но» | Решена новая, совершенно незнакомая задача | |||
Повышен-ный (програм-мный) уровень | «Отлич-но» | Решена необычная, в чём новая задача | |||
Необходи-мый уровень | «Хорошо» | Известная задача решена полностью самостоятельно | |||
«Удовлет-воритель-но» | Известная привычная задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью |
Осадчая О.В.
7-е правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка».
Как определить итоговый результат?
Васильев В.Б.
Предметные оценки/отметки за триместр определяются по Таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Васильев В.Б.
Как определить оценки и отметки за триместр по предмету?
Осадчая О.В.
ОЦЕНКА за триместр
- выражается в словесной (устной) характеристике уровня развития ученика: какие предметные действия и на каком уровне он смог продемонстрировать в ходе решения задач по темам данного триместра;
- главное внимание при этом уделяется сравнению с уровнем самого ученика на предыдущих этапах, подчёркивается продвижение и выделяются действия, развитие которых необходимо продолжить в будущем;
Васильев В.Б.
- оценку-характеристику на каждого ученика в конце триместра УЧИТЕЛЬ ЗАПИСЫВАТЬ НЕ ДОЛЖЕН! Иначе это приведёт к перегрузкам и снижению эффективности учительского труда. Триместровая оценка-характеристика может быть сделана при необходимости в любой момент на основании отметок ученика за различные умения в Таблице результатов (или выдаваться автоматически, если Таблицы результатов ведутся в электронном виде).
Осадчая О.В.
Пример триместровой оценки-характеристики:
«За триместр (год) ученик _________(ФИ) ____ продемонстрировал владение всеми требуемыми умениями по предмету _______ (некоторыми – какими именно). Из них на необходимом уровне частично __, полностью ___, на программном уровне частично -____, полностью ____, на максимальном уровне _____. Особые успехи были отмечены по линии развития _________ (несколько раз демонстрировал максимальный уровень). Наибольшие затруднения вызывали задания, связанные с умением _________».
Васильев В.Б.
ОТМЕТКА за триместр
- высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою отметку за триместр;
- для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данном триместре: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;
- среднее арифметическое высчитывается по отметкам, выставленным либо в официальный журнал (при минимальном варианте использования системы оценивания), либо в Таблицу результатов, если учитель выставляет туда все отметки – и за контрольные работы, и за текущие ответы.
Осадчая О.В.
Могут ли ученики сами определять свои отметки за триместр?
Васильев В.Б.
Наиболее эффективно в конце триместра дать возможность каждому ученику самому высчитать свою отметку за триместр. Для этого необходимо, чтобы у него был перечень всех текущих отметок. Например, Таблицы результатов в дневнике (если они ведутся регулярно), или выписка/распечатка Таблицы результатов или сведения классного журнала.
Осадчая О.В.
1-й шаг. За неделю до выставления итоговых отметок учитель предлагает ученикам самостоятельно подсчитать итоговую отметку либо по своим дневникам, если там выставлялись отметки, либо по Таблице требований учителя.
2-й шаг. Учитель задаёт вопрос: «Всех ли устраивает та итоговая отметка, которая у вас сейчас получается?»
Васильев В.Б.
3-й шаг. Ученики, недовольные своим результатом, договариваются с учителем о сроках пересдачи своих худших результатов контрольной работы, чтобы улучшить свой средний балл. Если у ученика все задания контрольной работы успешно выполнены на необходимом уровне, он может выбрать задания повышенного уровня.
Осадчая О.В.
4-й шаг. После пересдачи учитель высчитывает средний балл и объявляет ученикам окончательные отметки за триместр.
5-й шаг. Эта отметка переносится в классный журнал.
Как определить итоговую оценку за ступень начальной школы?
Васильев В.Б.
Приводимый здесь текст практически повторяет текст из Примерной основной образовательной программы, так как устанавливаемый там порядок будет рассматриваться как официальный для всей территории РФ. Нет принципиальных изменений в этот текст, а лишь снабдили его необходимыми методическими рекомендациями.
Осадчая О.В.
Итоговая оценка за ступень начальной школы это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:
- комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» - совокупность всех образовательных результатов);
Васильев В.Б.
- результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);
Осадчая О.В.
- результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
Васильев В.Б.
На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД:
Вывод-оценка (о возможности продолжения образования на следующей ступени) | Показатели (процентные показатели установлены авторами примерной ООП) | |
Комплексная оценка (данные «Портфеля достижений») | Итоговые работы (русский язык, математика и межпредметная работа) | |
1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями | Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) | Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня |
2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач | Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально» | Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня |
3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач | Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично» | Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня |
Осадчая О.В.
Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика.
Васильев В.Б.
Как используется итоговая оценка?
Осадчая О.В.
На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.
На основании итоговой оценки может быть составлена характеристика ученика:
- Основные образовательные достижения следующие: ….
- К проблемным вопросам личностного развития можно отнести: …
- Для решения проблем и новых задач на следующей ступени образования можно дать следующие психолого-педагогические рекомендации: …
После уроков, если у учителя есть время и возможность (оплачиваемый час)
В конце триместра выделяется целый урок, когда часть учеников будет пересдавать необходимые им задания контрольных работ, а другая часть учеников – решать интересные задания максимального уровня, желательно в игровой форме («Что? Где? Когда?»)
На следующих уроках выделяется определённый этап урока, когда часть класса выполняет задания по новой теме, а те, кому необходимо, пересдают материал письменно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...
Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый. Система ...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....