Что такое "проект"?
учебно-методический материал на тему
В самом общем виде под проектированием на сегодняшний день понимается организация процесса искусственного преобразования какого-либо объекта, процесса или явления, приводящего к качественному изменению ситуации. Самое существенное здесь то, что есть возможность сравнения того, что было до проектирования, и того, что появилось после окончания этого процесса – мы наблюдаем приращения, которые возникли в процессе проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
В самом общем виде под проектированием на сегодняшний день понимается организация процесса искусственного преобразования какого-либо объекта, процесса или явления, приводящего к качественному изменению ситуации. Самое существенное здесь то, что есть возможность сравнения того, что было до проектирования, и того, что появилось после окончания этого процесса – мы наблюдаем приращения, которые возникли в процессе проектной деятельности.
Какую работу можно считать полноценным проектом? (Рябцев В.К.)
В реальности эксперт сталкивается со следующими видами работ учащихся:
1. Ситуация имитации (реферат, часто скачанный из Интернета).
2. Работа с источниками налицо. Возникает реферат, но это только компонент проекта, связанный с анализом проблемы.
3. Работа с источниками + свое отношение (своя позиция). Возникает рефлексия, можем говорить о том, что есть понимание.
4. Работа с источниками + свое отношение + выход на проблему (то, что наблюдаем в культуре: постановка проблем в литературных произведениях и др.видах искусства).
5. Работа с источниками + свое отношение + выход на проблему + замысел, как ее решать. Здесь, беседуя с учащимся, важно отследить, чья это проблема: личная, или в проблемное поле проектанта ввел педагог.
6. Работа с источниками + свое отношение + выход на проблему + замысел + действие (реализация).
7. Работа с источниками + свое отношение + выход на проблему + замысел + действие (реализация) + рефлексия, которая выталкивает на следующий замысел и следующее действие.
То есть можем говорить о том, что присутствует освоение некоторого такта: проект всегда цикличен.
8. Гуманитарный проект, когда есть все, что в п.7, но ребенок решает свою проблему, которая меняет его собственную ситуацию.
Проектная деятельность позволяет двигаться в ту или иную сторону, причем движение осуществляется и в практике, и в мышлении. Существуют определенные нормы осуществления этого движения, перехода от одного к другому:
- Формируется концепция: проводится анализ, обсуждается замысел, организуется сообщество, которое будет помогать решать проблему (встречи, консультации и пр.), идет проектирование ресурсов, осмысливается, на каком шаге появится результат.
- Следующая точка – программирование (создание программы). В первую очередь это обращение к человеческим ресурсам, включение других в то, что делается в проекте. Это создание микрокоманд. Это выстраивание иерархии задач.
- Составление конкретного плана работы.
Структура проекта
- Название проекта и его темы.
- Описание замысла (проектной идеи или проблемы), образовательной и социальной значимости.
Подлинное проектирование как порождение нового обязательно связано с прохождением фазы неопределенности, проблемности, кризиса. Процесс проектирования не возможен без определения с проблемной ситуацией. Без проблемы, сомнений и раздумий авторов нет элемента новизны. Причем, подлинное проектирование предполагает личностное отношение участников к поставленной в проекте проблеме. Образовательный проект начинается с организации педагогом ситуации, в которой у ученика появляется вопрос, влекущий за собой постановку проблемы («Что-то не так!»), налицо разрыв нормы с действительностью. Как проблема проявляется? Кого и как она затрагивает? В результате рассуждений, раздумий формулируется проблема и проводится критический обзор литературных, документальных и других источников.
- Анализ источников и результатов проведения оперативного исследования.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре нужно показать, что исследователь знаком с областью исследований по нескольким источникам и ставит новую задачу, а не «изобретает велосипед».
Автор в работе должен делать ссылки на источники, из которых он заимствует материалы. Выписки из прочитанного должны быть полными и точными.
Работа с литературными источниками
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
1. | Общее ознакомление | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературных источников. |
2. | Внимательное чтение по главам и разделам | Выделение наиболее важного текста. |
3. | Выборочное чтение | Перечитывание наиболее важного текста. |
4. | Составление плана прочитанного материала | В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль. |
5. | Выписки из прочитанного | Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание). |
6. | Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отмечается общее и отличительное в решении проблемы. |
7. | Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обращается внимание на объективность суждений. |
- Формулировка цели и основных задач по ее достижению.
- Распределение ролей и обязанностей участников проекта.
Здесь от участников требуются определенные менеджерские качества, умение создать команду единомышленников.
- Описание условий или механизмов достижения результатов.
- Согласование задач проекта с задачами учебного процесса и учебных тем.
- План работы по реализации проекта.
На этом этапе появляется разработанный и запущенный план работ.
- Описание реальных достижений читающего класса или семьи.
- Ожидаемые результаты.
Например:
Видео-, фото- и аудиоматериалы.
Компакт-диск с материалами проекта.
Альманах творческих работ участников.
- Определение мер по распространению опыта и результатов.
Требование: это должна быть новая оригинальная работа, не повторяющая другие проекты.