Что такое "проект"?
учебно-методический материал на тему

Забельникова Надежда Викторовна

В самом общем виде под проектированием на сегодняшний день понимается организация процесса искусственного преобразования какого-либо объекта, процесса или явления, приводящего к качественному изменению ситуации. Самое существенное здесь то, что есть возможность сравнения того, что было до проектирования, и того, что появилось после окончания этого процесса – мы наблюдаем приращения, которые возникли в процессе проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

В самом общем виде под проектированием на сегодняшний день понимается организация процесса искусственного преобразования какого-либо объекта, процесса или явления, приводящего к качественному изменению ситуации. Самое существенное здесь то, что есть возможность сравнения того, что было до проектирования, и того, что появилось после окончания этого процесса – мы наблюдаем приращения, которые возникли в процессе проектной деятельности.

Какую работу можно считать полноценным проектом? (Рябцев В.К.)

В реальности эксперт сталкивается со следующими видами работ учащихся:

1. Ситуация имитации (реферат, часто скачанный из Интернета).

2. Работа с источниками налицо. Возникает реферат, но это только компонент проекта, связанный с анализом проблемы.

3. Работа с источниками + свое отношение (своя позиция). Возникает рефлексия, можем говорить о том, что есть понимание.

4. Работа с источниками + свое отношение + выход на проблему (то, что наблюдаем в культуре: постановка проблем в литературных произведениях и др.видах искусства).

5. Работа с источниками + свое отношение + выход на проблему + замысел, как ее решать. Здесь, беседуя с учащимся,  важно отследить, чья это проблема: личная, или в проблемное поле проектанта ввел педагог.

6. Работа с источниками + свое отношение + выход на проблему + замысел + действие (реализация).

7. Работа с источниками + свое отношение + выход на проблему + замысел + действие (реализация) + рефлексия, которая выталкивает на следующий замысел и следующее действие.

То есть можем говорить о том, что присутствует освоение некоторого такта: проект всегда цикличен.

8. Гуманитарный проект, когда есть все, что в п.7, но ребенок решает свою проблему, которая меняет его собственную ситуацию.

Проектная деятельность позволяет двигаться в ту или иную сторону, причем движение осуществляется и в практике, и в мышлении. Существуют определенные нормы осуществления этого движения, перехода от одного к другому:

  1. Формируется концепция: проводится анализ, обсуждается замысел, организуется сообщество, которое будет помогать решать проблему (встречи, консультации и пр.), идет проектирование ресурсов, осмысливается, на каком шаге появится результат.
  2. Следующая точка – программирование (создание программы). В первую очередь это обращение к человеческим ресурсам, включение  других в то, что делается в проекте. Это создание микрокоманд. Это выстраивание иерархии задач.
  3. Составление конкретного плана работы.

Структура проекта

  1. Название проекта и его темы.
  2. Описание замысла (проектной идеи или проблемы), образовательной и социальной значимости.

Подлинное проектирование как порождение нового обязательно связано с прохождением фазы неопределенности, проблемности, кризиса. Процесс проектирования не возможен без определения с проблемной ситуацией. Без проблемы, сомнений и раздумий авторов нет элемента новизны. Причем, подлинное проектирование предполагает личностное отношение участников к поставленной в проекте проблеме. Образовательный проект начинается с организации педагогом ситуации, в которой у ученика появляется вопрос, влекущий за собой постановку проблемы («Что-то не так!»), налицо разрыв нормы с действительностью. Как проблема проявляется? Кого и как она затрагивает? В результате рассуждений, раздумий формулируется проблема и проводится критический обзор литературных, документальных и других источников.

  1. Анализ источников и результатов проведения оперативного исследования.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре нужно показать, что исследователь знаком с областью исследований по нескольким источникам и ставит новую задачу, а не «изобретает велосипед».

Автор  в работе должен делать ссылки на источники, из которых он заимствует материалы. Выписки из прочитанного должны быть полными и точными.

Работа с литературными источниками

Этапы работы

Содержание этапов

1.

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературных источников.

2.

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста.

3.

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста.

4.

Составление плана прочитанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.

5.

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание).

6.

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы.

7.

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений.

  1. Формулировка цели и основных задач по ее достижению.
  2. Распределение ролей  и обязанностей участников проекта.

Здесь от участников требуются определенные менеджерские качества, умение создать команду единомышленников.

  1. Описание условий или механизмов достижения результатов.
  2. Согласование задач проекта с задачами учебного процесса и учебных тем.
  3. План работы по реализации проекта.

На этом этапе появляется разработанный и запущенный план работ.

  1. Описание реальных достижений читающего класса или семьи.
  2. Ожидаемые результаты.

Например:

Видео-, фото- и аудиоматериалы.

Компакт-диск с материалами проекта.

Альманах творческих работ участников.

  1. Определение мер по распространению опыта и результатов.

Требование: это должна быть новая оригинальная работа, не повторяющая другие проекты.