Повышение эффективности в обучении нового предмета ОРКСЭ
статья по теме
В выступлении говорится о применении новых идей и технологий для повышения эффективности при обучении нового предмета ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmk_yanvar_2013.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
Повышение эффективности
в обучении нового предмета
ОРКСЭ
Подготовила
учитель начальных классов
Заковряшина А.А.
Х.Николаенко 2012
О применении новых идей и технологий
Чтобы добиться эффективности в обучении нового предмета ОРКСЭ мы должны знать что:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежит определённая методологическая, философская позиция автора. Так можно различать технологию процесса передачи знаний и технологию развития личности;
- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учётом принципов индивидуализации и дифференциации;
- технология предполагает оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
- элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и должны гарантировать достижение планируемых результатов (гос. стандарта) всеми школьниками;
- педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструмент арий измерения результатов деятельности (В.В.Пикан)
Критерии образовательных технологий
- концептуальность;
- системность;
- управляемость (мониторинг);
- эффективность;
- воспроизводимость.
Фундамент новых технологий- традиционное обучение
- термин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, формулированных Я.А.Каменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
- наряду с классно-урочной системой широко внедряются и другие системы и технологии, которые предполагают:
- повышение уровня мотивации к учебному труду;
- формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность при активной поддержке учителя;
- постоянное повторение, систематизация знаний, проговариваемых вместе с учителем;
- ведущая роль- формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
- создание алгоритмической схемы мышления;
- воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения через результаты в учёбе ( хочется отметить о существовании ЗАКОНА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ УРОКОВ: объём информации и знаний не должен опережать духовно-нравственное развитие ребёнка.)
- в основе- дифференциальный подход;
- хорошее знание теоретического материала как основы успешности обучения, любая задача- это кусок теории;
- создании проблемной ситуации, использование вспомогательных вопросов;
- работа с одарёнными детьми.
На работе с одарёнными детьми хотелось бы остановиться подробнее. Работа с одарёнными детьми- прежде всего подготовка к олимпиадам. В этом году все школы участвовали в олимпиадах ОВИО, ОРКСЭ, ОПК. И тут необходимо обратить внимание на то, что олимпиады по ОПК построены так, что требуют более глубоких знаний по теме. А задания по ОРКСЭ – задания по пройденному материалу учебника. Дети с этим заданием справились гораздо легче.
Формы преподавания
- Дискуссия.
- Интеграция.
- Экскурсия.
- Комбинированный урок.
- Урок- праздник.
- Урок-игра.
- Диспут.
- Урок-суд.
- Концерт.
- Создание творческих проектов, исследований.
- Творческие лаборатории.
- Урок-размышление.
- Викторина.
Хотелось бы остановиться на некоторых формах работы. Т.е. как это осуществляется на практике.
Экскурсия. Экскурсия в рамках уроков ОРКСЭ – это не та экскурсия, к какой мы привыкли. Не просто пришли, полюбовались и т.п. Экскурсия ОРКСЭ – это в какой-то мере паломничество.
Урок- игра. У ребёнка должно быть правильное восприятие, поэтому нельзя заигрываться.
Урок- суд. Это может быть разбор своего поступка.
Интеграция. Понятно, что на уроках ОРКСЭ мы и лепим, и рисуем, и конструируем, и музыку слушаем.
Создание исследований. На примере урока «Икона». Можно взять любую икону Богородицы (Троеручица, С грошиками, Иерусалимская (единственная , где Богоматерь улыбается), Афонская(младенец прикрыл ручкой рот Богородице))
-обретение
- как прославилась
- где находится сейчас
-особенности написания
Все мы работаем с детьми над проектами и исследованиями на том или ином предмете, поэтому можно только напомнить последовательность работы:
- определение проблемы и вытекающие из них задачи;
- обсудить методы исследования ( экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов(презентации, защиты творческих отчётов);
- сбор , систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов.
В заключении хочется остановиться на основных моментах выступления и подвести итог.
- из новых технологий выбираем личностно-значимые для нас;
- технологии должны быть эффективны при преподавании религиозных предметов;
- отказываемся от неприемлемых технологий;
Особое внимание одарённым детям;
- объём полученных знаний и информации не должны опережать духовно- нравственное развитие ребёнка;
-саморефлексия , т.е. не только ребёнка , но и себя проверяем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"
Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...
«Формирование и развитие у учащихся навыка самоуправления своей деятельностью как средство повышения эффективности обучения в начальной школе»
Авторская работа...
Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)
Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что...
Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы.
Из опыта работы....
Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей
Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей.Школа – очень важный период в жизни каждого человека. Ведь школа – это не только учеба, а мир общения, радо...