Повышение эффективности в обучении нового предмета ОРКСЭ
статья по теме

Соловьева  Анжелика Александровна

В выступлении говорится о применении  новых идей и технологий для повышения эффективности  при обучении нового предмета ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmk_yanvar_2013.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30

Повышение эффективности  

в обучении нового предмета

  ОРКСЭ  

        Подготовила

учитель начальных классов

Заковряшина А.А.

Х.Николаенко  2012

О применении  новых идей и технологий

Чтобы добиться эффективности в  обучении  нового предмета ОРКСЭ мы должны знать что:

  1. технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежит определённая методологическая, философская позиция автора. Так можно различать технологию процесса передачи знаний и технологию развития личности;
  2. технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается  строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  3. технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учётом принципов индивидуализации и дифференциации;
  4. технология  предполагает оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
  5. элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и должны гарантировать достижение планируемых результатов (гос. стандарта) всеми школьниками;
  6. педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструмент арий измерения результатов деятельности (В.В.Пикан)

Критерии образовательных технологий

  1. концептуальность;
  2. системность;
  3. управляемость (мониторинг);
  4. эффективность;
  5. воспроизводимость.

Фундамент новых технологий- традиционное обучение

  1. термин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, формулированных Я.А.Каменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
  2. наряду с классно-урочной системой широко внедряются и другие системы и технологии, которые предполагают:
  3. повышение уровня мотивации к учебному труду;
  4. формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их  в постоянно  усложняющуюся деятельность при активной поддержке учителя;
  5. постоянное повторение, систематизация знаний, проговариваемых вместе с учителем;
  6. ведущая роль- формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
  7. создание алгоритмической схемы мышления;
  8. воспитание чувства  собственного достоинства, самоутверждения через результаты в учёбе ( хочется отметить о существовании ЗАКОНА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ УРОКОВ: объём информации и знаний  не должен опережать духовно-нравственное развитие ребёнка.)
  9. в основе- дифференциальный подход;
  10. хорошее знание теоретического материала как основы успешности обучения, любая задача- это кусок теории;
  11. создании проблемной ситуации, использование вспомогательных вопросов;
  12. работа с одарёнными детьми.

На работе с одарёнными детьми хотелось бы остановиться подробнее. Работа с одарёнными детьми- прежде всего подготовка к олимпиадам. В этом году все школы участвовали в олимпиадах ОВИО, ОРКСЭ, ОПК. И тут необходимо обратить внимание  на то, что олимпиады по ОПК построены так, что  требуют более глубоких знаний  по теме. А задания  по ОРКСЭ – задания по пройденному материалу учебника. Дети  с этим заданием справились гораздо легче.

Формы преподавания

  1. Дискуссия.
  2. Интеграция.
  3. Экскурсия.
  4. Комбинированный урок.
  5. Урок- праздник.
  6. Урок-игра.
  7. Диспут.
  8. Урок-суд.
  9. Концерт.
  10. Создание творческих проектов, исследований.
  11. Творческие лаборатории.
  12. Урок-размышление.
  13. Викторина.

Хотелось бы остановиться на некоторых формах работы. Т.е. как это осуществляется на практике.

Экскурсия. Экскурсия в рамках уроков ОРКСЭ – это не та экскурсия, к какой мы привыкли. Не просто пришли, полюбовались и т.п. Экскурсия    ОРКСЭ – это  в какой-то мере паломничество.

Урок- игра. У ребёнка должно быть правильное восприятие, поэтому нельзя заигрываться.

Урок- суд. Это может быть разбор своего поступка.

Интеграция. Понятно, что на уроках ОРКСЭ мы и лепим, и рисуем, и конструируем, и музыку слушаем.

Создание исследований. На примере урока «Икона». Можно взять  любую икону Богородицы (Троеручица, С грошиками, Иерусалимская (единственная , где Богоматерь улыбается), Афонская(младенец прикрыл ручкой рот Богородице))

-обретение

- как прославилась

- где находится сейчас

-особенности написания

Все мы работаем с детьми над проектами и исследованиями на том или ином предмете, поэтому можно только напомнить последовательность работы:

  1. определение проблемы и вытекающие из них задачи;
  2. обсудить методы исследования ( экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.);
  3. обсуждение способов оформления конечных результатов(презентации, защиты творческих отчётов);
  4. сбор , систематизация и анализ полученных данных;
  5. подведение итогов.

В заключении хочется остановиться на основных моментах  выступления и подвести итог.

- из новых технологий выбираем личностно-значимые для нас;

- технологии должны быть эффективны при преподавании религиозных предметов;

- отказываемся от неприемлемых технологий;

Особое внимание  одарённым детям;

- объём полученных знаний и информации не должны опережать духовно- нравственное развитие ребёнка;

-саморефлексия , т.е. не только ребёнка , но и себя проверяем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...

Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

 Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что...

Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей

Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей.Школа – очень важный период в жизни каждого человека. Ведь школа – это не только учеба, а мир общения, радо...