Краеведение в учебной работе.Участие детей в урочной и внеурочной деятельности школы.
статья на тему
В статье описывается опыт работы по краеведению с младшими школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по краеведению с младшими школьниками. | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение в учебной работе. Участие детей в урочной и внеурочной деятельности.
Статья подготовлена учителем начальной школы ГБОУ СОШ №399 Крупновой С.А.
Вспоминая своё детство, где мы зачитывались книгами о приключениях, легко встают в памяти ощущения, когда хотелось побывать на месте героев книги, помечтать о странствиях. Но как, же их осуществить, если надо ходить в школу, играть с друзьями? Потихоньку закрадывалась мечта - вот вырастем, станем большими и будем сколько угодно путешествовать! У многих ли эта мечта сбывается, когда становишься взрослым? Она всегда с нами, но «стиснута» со всех сторон семьей, бытом, работой. Где бы сейчас хотели оказаться наши ученики? Нынешние дети, в отличие от нас, книжных романтиков, подпитываемые СМИ, рекламой на TV , уже точно знают, что хотят на Канары , в Париж, Таиланд и т.д. А также мечтают жить в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге. Возникает парадокс: мы все желаем очутиться там, где нас нет, и практически отсутствует тяга к познанию своего родного города, улицы. Пожалуй, это самый стандартный ответ: "Что тут хорошего? Просто здесь живем". Так, в основном, ответят взрослые. Но детям, всё же, свойственно живое любопытство и страсть к освоению новых территорий. Взять хотя бы исследования территории школы или улицы (какие деревья растут, выше - ниже, чем дома, наличие гаражей, укромных уголков или детских площадок). Вот оно - драгоценное время для воспитания, которое нельзя упустить. Можно и нужно в это время использовать детскую пытливость, но преподносить знания надо обязательно с терпением и любовью.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Академик Д.Н. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежат, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Известно, что формировать понятие патриотизма уже возможно в 7-8 лет. Поэтому не случайно, что уже младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине.
Свою деятельность по формированию у учащихся патриотизма и гражданственности мы начали с диагностики. Результаты диагностики показали, что дети недостаточно знают о родном крае. Основным источником получения знаний учащиеся назвали школу и лишь немногие – рассказы родителей, книги, журналы, интернет. Следовательно, основные знания об истории нашего города и людях, прославивших его, дети получают в школе на уроках и во внеурочной деятельности.
Изучение краеведческого компонента в нашей работе осуществляется за счет учебного времени на предметах «Литературное чтение», «Окружающий мир». Так, при изучении раздела «Страницы русской классики» на уроке по теме «Рассказы о животных» широко использую стихи, рассказы русских писателей. При этом применяем групповой метод работы: учащиеся первой группы – подбирают и представляют биографический материал о писателях или поэтах; учащиеся второй группы – готовят и оформляют выставку книг, посвященную животным, третья группа – готовит небольшую инсценировку или чтение по ролям отрывка из произведения. Дети с удовольствием участвуют в подготовке таких уроков. Метод защиты проектов находит широкое применение и на уроках «Окружающего мира». Так, на уроке в третьем классе в разделе «Эта удивительная природа» есть уроки по темам: «Охрана растений», «Охрана животных», на которых обязательно используется краеведческий материал. Дети составляют загадки, кроссворды, ребусы. В конце урока проводим защиту проекта – презентацию. Лучшие проекты мы собираем в папку. За несколько лет папка пополнилась материалами о животных, птицах, растениях. На этих уроках воспитывается бережное отношение к родной природе, Родине.
Основной задачей нашей работы в осуществлении краеведческой подготовки учащихся считаем формирование у школьников образа края - привлекательного и интересного. Расширяем знания постепенно: от родного дома к ближайшей округе и в целом краю. Показываем младшим школьникам край через объекты, близкие детям: их дом, улицу, ближайший парк, речку; доступные восприятию школьников этого возраста объекты общегородского, российского и мирового значения. Учащиеся получают простейшую информацию о географии края, о жизни в прошлом и настоящем, сведения о знаменитых гражданах края. Учеников в начальной школе знакомим с жизнью в селе, городе. Стараемся видеть цели и задачи, которые избираются согласно возрастным особенностям учеников, предвидя, по возможности, конечный результат. И тут открывается широкое поле для деятельности. Для успешного осуществления задуманного необходимо понимание, поддержка и участие родителей, сотрудничество с историческими, культурными учреждениями города и края, учителями-предметниками. Наша школа уже много лет сотрудничает с Центром детского и юношеского туризма «Родина».
Большие возможности для формирования патриотического сознания и гражданственности детей дает внеклассная воспитательная работа. В практике нашей работы применяется следующее:
- проведение уроков в районной библиотеке №66 и Дома творчества им. Косарева ВАО, где есть свой музей;
- экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы, просмотры видео – фильмов:
«.Дорогая моя столица», «Кремль-жемчужина Москвы», «Памятники Великой Победы», «Музей – заповедник Царицыно», «Музей-усадьба Кусково», «Измайловский краеведческий музей», «Выставочный зал Галереи Измайлово», «Музей прикладного искусства»;
- классные часы:
«Традиции семейные и классные», «Я – Москвич», «Праздник масленицы», «Моя семья», «Хлеб-всему голова», «Немеркнущий подвиг народа», «Храните солдатские письма», «Знаменитые места города»
- участие в акциях:
«Посылка солдату», « Помоги Дому малютке», «Радость» (помощь пожилым людям), «День матери», «Кормушки для птиц», «Открытка ветерану»;
- конкурсы:
Фестиваль «Рассвет», «Подсолнух», «Эврика», «Секрет успеха», «Лего- фестиваль», конкурсы чтецов, юных художников, «Класс-хор»; Экскурсионно-познавательная игра «Чуден Град Москов»,смотры строя и песни;
- предметные недели;
Мы думаем, что именно такие яркие мероприятия оставляют след в жизни ребенка, ему хочется узнавать что-то новое. А связь поколений и воспитывает настоящего патриота и гражданина своей страны.
Включая учащихся в познавательную и исследовательскую деятельность, мы способствуем развитию устойчивой мотивации в образовании. Один из видов такой деятельности — проект. С 2006 года в нашей школе проводится окружной фестиваль «Рассвет». В «Рассвете» принимают участие школьники 1-4 классов. Фестиваль приучает учащихся к оценке и самооценке своей и групповой деятельности, формирует опыт группового планирования, а так же позволяет формировать и развивать межвозрастное общение. Проектной деятельностью занимаемся уже четвертый год. Считаем, что проекты помогают формировать социальный опыт младшего школьника, создавать элементарные взаимодействия в системе «Человек - природа - общество», воспитывать правильное отношение к среде обитания и правила поведения в ней, понимать свою индивидуальность, способности, возможности. В данной работе имеются огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни старшего поколения, на событиях из истории своего города. Работая над проектами, учащихся приобретают и развивают следующие качества:
• навыки самостоятельной и исследовательской работы;
• навыки работы с научной литературой, с Интернетом;
• инициативы и творчества;
• использование, расширение и углубление школьных знаний;
• самоутверждение учащихся в данной предметной области и вера в свои силы.
Проекты, выполненные учащимися, полностью подтверждают это.
В представленном проекте «Хлеб всему голова» ребята узнали и рассказали об истории возникновения хлеба и московских хлебных домов. Работая над проектом «Следы в зимнем лесу Измайловского лесопарка», дети изучили следы разных обитателей лесных тропинок, нашли информацию об истории Измайловского парка, о разных его обитателях, посетили места, оборудованные для лосей. Занимаясь над проектом « Город мастеров» школьники побывали в музее прикладного искусства, где познакомились с ремеслами древней Москвы.
Знакомясь с Измайловским островом, ребята узнали не только уникальные памятники архитектуры и яркие страницы отечественной истории, но и тем, что именно здесь три столетия назад впервые в России начали разводить многие редкие растения. Особенный интерес у детей вызвало знакомство с историей Сиреневого сада и Сиреневого бульвара. Они находятся рядом с нашей школой. Ребята узнали, что сад образован в 1975 году на основе питомника, заложенного русским селекционером сирени Колесниковым Леонидом Алексеевичем в 1954 году.
Краеведческие проекты мы организовываем в виде:
- исторических викторин;
- имитаций путешествий, экскурсий;
- специальных выпусков газет;
- эколого-краеведческих образовательных маршрутов;
- театрализованных представлений;
С 2005 году мы участвуем в новом проекте «Дни исторического и культурного наследия Москвы», разработанный правительством Москвы и направленный на распространение знаний в области отечественной истории и культуры. Проект разработан как ежегодное городское мероприятие, проводимое дважды: 18 апреля и 18 мая. В эти дни нам предоставляется возможность посещения разных исторических мест города.
Мы побывали на обзорной экскурсии по городу. Посетили Московский и Измайловский Кремль, «Манеж», где работала выставка «Москва: вчера, сегодня, завтра». Побывали с экскурсией в уникальном Сиреневом парке Колесникова.
Недавно мы стали активными участниками экскурсионно-познавательной игры «Чуден Град Москов» и представили свой материал на городских краеведческих чтениях «Московское наследие», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года. Ребята искали исторические материалы о Бородинском сражении, его героях, полководцах, участниках битвы под Москвой. Они представили свой проект в виде театрализованного представления.
Школьное краеведение предполагает взаимосвязанную работу урочной и внеурочной деятельности, направленную на воспитание бережного отношения к природе, истории и памятникам своего края. Совместная деятельность педагога и учащихся способствует интеграции знаний, позволяет на практике применять полученные знания и умения.
Особенность младшего школьника в том, что они желают познавать и делают это очень охотно и легко. Самое важное: работа, имеющая положительный результат, дети, несущие домой массу впечатлений, знаний и желание еще больше узнать о родном крае и городе. Не это ли лучшая характеристика труда учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность
Патриотизм от греческого – отечество – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стре...
Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания мла...
Технологии формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности
Учебные, информационные, творческие проекты, направленные на формирование УУД в условиях урочной и внеурочной деятельности...
Формирование универсальных учебных действий средствами урочной и внеурочной деятельности.
В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универс...
Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности.
Что такое УУД и каковы условия для его успешного формирования....
Учебно-методическое пособие.Совмещение урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ
Цели внеурочной деятельности:Обогащение личного опыта ребенкаРазвитие интереса к различным видам деятельностиРазвитие кругозора обучающихсяВовлечение учащихся в проектную деятельностьВ различных форма...