Значение ученического самоуправления в современных условиях обучения
статья на тему

Родькина Наталия Анатольевна

За последние годы произошли существенные изменения, в процессе воспитания учащихся. Заметные коррективы внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение ученического самоуправления в современных условиях обучения

Еще четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организаций, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое, в свою очередь, предъявляет новые требования к учреждениям образования. Опыт показывает, что в  тех школах, где педагоги, ученики и родители готовы к таким переменам, и существует реально действующее ученическое самоуправление.

Самоуправление в школе находится в непрерывном развитии.

За последние годы произошли существенные изменения, в процессе воспитания учащихся. Заметные коррективы внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.

Самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Цели самоуправленческой деятельности.

  1. Содействие развитию ребёнка.

Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие.        

  1. Организация эффективного функционирования учебной  группы.

    Без самоуправления вряд ли возможно успешное  выполнение возложенных на классное сообщество функций,  начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и  завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.

  1. Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

  Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для про-  явления своей активности.

Деятельность рождает самоуправление, а не наоборот. Такой деятельностью могут быть:        

  1. выполнение какого-то ответственного задания работа в группах на уроках;
  2.  проведение одного или нескольких дел (классные часы)
  3. разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта, научно-исследовательская деятельность.
  4. создание в классе клуба, членами которого являются учащиеся со схожими увлечениями. (шахматы, футбол, ИЗО)  развитие интереса к предмету

    Главное, чтобы эта деятельность. была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их  интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой.

     Главное — помочь ученикам организовать самоуправление и
научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям
все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

   Старайтесь соблюдать  для себя правила:

  1. не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам;
  2. .  гарантируй помощь каждому при подготовке дела;
  3. выстраивай доверительные отношения с детьми;
  4. избегай мелких несущественных замечаний (придирок).

     

 Организация самоуправления играет большую роль во время уроков: организуют «скорую учебную        помощь» нуждающимся, подготовку   коллективных творческих дел познавательной направленности, являются консультантами на уроках и помощниками  учителя при организации учебной деятельности в группах.

 

«Детство — равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду».

И. Песталоцци


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ученического самоуправления как одна из возможностей успешной социализации в жизни и культуре современного общества»

Возможно, слово "самоуправление"  уже всем хорошо знакомо. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических ...

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

«Ученическое самоуправление как условие развития лидерских качеств» - презентация

    Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально пр...

Организация ученического самоуправления, как инновационная деятельность в условиях введения в ФГОС

Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответс...

Создание условий для развития молодежных и детских общественных объединений, ученического самоуправления

Программа ученического самоуправления на 2016-2020 уч.годРеализация программы ученического самоуправления за 2016-2017 уч.год...