Значение звукоусиливающей аппаратуры в интеграции детей с недостатками слуха в макросоциум
методическая разработка по теме

Прощенкова Елена Юрьевна

Использование звукоусиливающей аппаратуры в школе для глухих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_konferencii.docx110.13 КБ

Предварительный просмотр:

.

Значение звукоусиливающей аппаратуры в интеграции детей с недостатками слуха в макросоциум

ГБОУ СКОШИ №65 Прощенкова Е.Ю. Рыбакова Л.В.

         

В настоящее время в Российской Федерации, по различным статистическим данным в среднем один ребенок из тысячи рождается глухим.

         В сентябре 2008 г. Россия присоединилась к международной конвенции о правах инвалидов. Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная Российской Федерацией в 2008 году, устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Социальные программы и услуги, дающие возможность социальной адаптации людей с недостатками слуха в обществе, предполагают слухопротезирование  детей с нарушениями слуха. Последние десятилетия наблюдается увеличение числа людей, имеющих нарушения слуха.

 «Процесс развития дефективного ребенка,- писал Л.С.Выготский, двояким образом социально обусловлен: социальная реализация дефекта (чувство малоценности) есть одна сторона социальной обусловленности развития, социальная направленность компенсации на приспособлении к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону».

Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонении в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Так для предотвращения негативных последствий у ребенка, потерявшего слух, необходимо удовлетворение целого ряда возникших у него образовательных потребностей

 развитие остаточного слуха и обучение пользованию этим остаточным слухом в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях;

обучение восприятию обращенной к нему речи говорящего человека по чтению с его губ;

коррекционно-педагогическая поддержка и предотвращение распада имеющейся у ребенка речи и т.д.

Основная задача школы для глухих детей  (наряду с общеобразовательной задачей) состоит в  том, чтобы максимально развивать имеющийся остаточный слух глухих детей и на базе развитого слухового восприятия научить слухозрительному восприятию устной речи. Развитый остаточный слух глухого ребенка должен оказать помощь в формировании произносительной стороны устной  речи. Обучить можно с помощью слуховой аппаратуры и постоянно тренируя слуховое восприятие, тем самым, развивать его.

Развитый остаточный слух глухого ребенка должен оказать помощь в формировании произносительной стороны устной  речи. Иными словами, научить ребенка использовать остатки слуха в школе и дома.

В учебно-воспитательном процессе применяются специальные принципы образования.

Принцип педагогического оптимизма.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

Принцип ранней педагогической помощи.

Принцип социально адаптирующей направленности образования.

Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования.

Принцип необходимости специального руководства.

         Все эти принципы реализуются в процессе обучения  в условиях активного использования звукоусиливающей аппаратуры.

В начале первого года обучения было проведено комплексное обследование устной речи детей и уровня развития речевого слуха по методике, разработанной Кузьмичевой Е.П., Яхниной Е.З. и Нейман Л.В. Для выявления уровня развития речевого слуха, было проведено обследование на восприятие учащимися слов (разработанных Нейманом Л.В.), фраз и текста.

На диаграмме видно, что на начало обучения большинство учащихся испытывали трудности в различении слов, восприятии фраз и текста слухозрительно, зрительно и на слух.

Перед нами стояла задача, учитывая результаты проведенного обследования детей и применяя в работе новейшие технологии обучения и современные средства звукоусиления, научить детей эффективно использовать индивидуальные слуховые аппараты при слухозрительном восприятии устной речи в учебном процессе и в общении со слышащими людьми.

         За основу работы был взят системный подход в обучении детей.  

Обучение осуществлялось на основе разноуровневых, индивидуальных программ, составленных с учетом индивидуального психофизического развития детей развития детей.

Работа на уроках, индивидуальных занятиях, во внеклассное время предполагала использование общего тематического словаря.

 (видеофрагмент урока и индивидуального занятия)

Мы стремились интегрировать учебно-речевой материал в макросоциум детей с целью их дальнейшей интеграции в мир слышащих.

Большое внимание отводилось применению речевого материала во внешкольной среде. Это  совместное посещение музеев, выставок, кафе, магазинов, что обеспечивало создание постоянной слухоречевой среды.

Важным моментом было формирование навыка чтения с губ. Обучение чтению с губ велось параллельно с обучением произношению и грамоте.

Нашими союзниками были родители. В течение всего времени обучения родители активно вовлекались в учебно-воспитательный процесс. Родителей знакомили с возможностями развития слуха, рассказывали им о важности регулярного использования индивидуальных аппаратов во всех видах деятельности. Надо сказать, что родители были заинтересованы в том, чтобы уровень речи позволял детям общаться со слышащими сверстниками и незнакомыми людьми.

(видеофрагмент песни)

Качество устной речи к концу обучения значительно повысилось. Учащиеся от общения с детьми класса и близкими людьми перешли к общению с незнакомыми людьми за пределами школы.

Использование звукоусиливающей аппаратуры создает для глухих детей условия, приближающиеся к условиям овладения речью слышащими детьми.

Систематическое использование индивидуальных слуховых аппаратов готовит детей к инклюзии в макросоциум.

Через три года обучения решением педагогического совета по результатам анализа контрольных работ, четыре человека из класса были переведены с программы ЗПР на программу общего образовательного обучения.


Дети принимали участие в аттестации школы и показали хорошие результаты тестирования по слухозрительному восприятию у незнакомых людей.


На шестом году обучения было проведено обследование на восприятие учащимися слов, фраз и текста и были получены принципиально новые результаты.





Из диаграммы видно, что точное восприятие слов, фраз и текста значительно увеличилось.


Вырос средний образовательный уровень детей за последние три года обучения.





 С помощью индивидуальных аппаратов расширяются представления детей о мире звуков, в долговременной памяти сохраняются слуховые образы слов, фраз,  а также представления о фонетической стороне речи, что способствует реализации принципа социальной адаптации и правильной расстановке акцентов при дальнейшем планировании работы с детьми. Качество устной речи к концу обучения значительно повысилось. Учащиеся от общения с детьми класса и близкими людьми перешли к общению с незнакомыми людьми за пределами школы.


Однако, как утверждают отечественные и зарубежные специалисты, сама по себе звукоусиливающая аппаратура, даже самого высокого качества, не может обеспечить полного успеха в работе. «Неправомерно думать,- пишет В.Д.Лаптев,- что с приобретением того или иного аппарата автоматически решается проблема обучения глухого ребенка. Существующие средства коррекции и компенсации еще не настолько совершенны, чтобы обеспечит развитие речи и речевого слуха без специального педагогического воздействия» Таким образом, немало наблюдений убедительно показывают, что при использовании слуховых аппаратов, у учащихся постепенно улучшается, как восприятие речи окружающих, так и разборчивость его собственной речи. В результате неслышащий включается в общественную жизнь, которой он без аппарата был почти что лишен. …. «Уже доказано, что с помощью звукоусиливающей аппаратуры расширяется представление глухих детей о мире звуков, в долговременной памяти сохраняются слуховые образы слов, фраз, а также  представления о фонетической стороне речи» (Е.П.Кузьмичева).








Список использованной литературы:



Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся – М.: «Просвещение», 1991


Кузьмичева Е.Н., Шевцова О.В., Яхнина Е.З. Развитие устной речи у глухих детей – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2001


Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи-М.: «Академия»,2011


Молофеев Н.Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя // Дефектология.- 2011.-№4


Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха – М.: «Владос», 2001


Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом – М.: «Владос», 2005


Руленкова Л.И., Смирнова О.И. Аудиология и слухопротезирование – М.: «Издательский центр Академия», 2003.


Шипицына Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. -СПб.: Речь, 2009


Различные сайты интернета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (введение)

Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде....

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (1)

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (2)

Использование пиктограмм для автоматизации звуков носит положительный характер: дети быстро закрепляют поставленные звуки в речи, постепенно укрепляется их образное мышление, развивается память, они н...

Игры с прищепками как средство преодоления речевых нарушений у детей с недостатками слуха в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I – II вида

Игры с прищепками очень интересны и разнообразны. Они стимулируют речевую активность у детей младшего школьного возраста, развивают мелкую моторику рук, формируют представления о цвете, форме, ве...

Особенности организации и проведения дистанционных уроков в коррекционной школе для детей с недостатками слуха.

В статье говориться о структуре дистанционных уроков и описан алгоритм  дистанционного урока....

Эффективность развития слухового восприятия речи у детей с недостатками слуха

В данной презентации представлен методический материал по развитию слухового восприятия.Презентация раскрывает:-цели, задачи, -условия работы,-учет состояния слуха,-критерии отбора речевого матер...

Комплекс дыхательных упражнений для развития силы, длительности и плавности выдоха и формирования направленной воздушной струи у детей с недостатками слуха

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...


 

Комментарии

Прощенкова Елена Юрьевна

Данная статья освещает опыт работы учителей в школе для глухих детей по использованию слухового аппарата с целью лучшей социальной адаптации глухих детей в макросоциуме.

Прощенкова Елена Юрьевна

Данная статья освещает опыт работы учителей в школе для глухих детей по использованию слухового аппарата с целью лучшей социальной адаптации глухих детей в макросоциуме.