Образовательная программа "Солёная сказка."
рабочая программа (2,3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 951
127224 г. Москва, ул. Осташковская, дом 30, корпус 2 Телефон 475-09-00
« Утверждаю»
Директор ГБОУ ЦО № 951
Булкина Е.А.
06.06.2011г.
Образовательная программа
Объединения «Волшебный мир оригами»
Возраст детей: 7-10лет
Педагог дополнительного
Образования: Сивирчукова
Ирина Михайловна
Москва 2011г.
Пояснительная записка.
Лепка -одно из полезных занятий для ребенка, одно из средств эстетического вопистания- помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки , пальцы, что способствует развитию речи. Младшие школьники приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает наблюдательность, детскую фантазию.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название "Тестопластика".
Техника лепки проста , её не трудно освоить если под рукой есть соль, мука, вода.
Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям любого возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.
Актуальность программы в том, что работа с тестом способствует формированию качеств у детей, которые необходимы человеку любой профессии. Ранее приобщение к работе с соленым тестом помогает понять детям формы и объемы предметов. Развивает у них координацию пальцев, гибкость рук, открывает широкий простор для творческой деятельности , для понимания ими красоты труда.
Данная программа разработана на основе собственного опыта работы педагога в данном направлении , находя практическое применение на занятиях с учащимися.
Программа рассчитана на 2 года. Возраст обучающихся 6-12 лет.
Занятия в группах первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, недельная нагрузка 4 учебная часа ( 144 часов в год).
Занятия в группах второго года обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 учебных часа, недельная нагрузка 6 учебных часов ( 216 часов в год).
Группы объединения "Соленая сказка" лучше формировать из учащихся примерно одного возраста. Предлагаемая программа представляет собой целостную систему дополнительного образования школьников в области декоративно - прикладного искусства, включающую в себя подготовку соленого теста, сушку и роспись готового изделия с изучением основ композиционного построения , а также элементов хохломской росписи.
Особенностью данной программы является предоставление возможности самореализации личности ребенка через воплощение творческого замысла и художественно - практической деятельности детей.
Программа нацелена на развитие творческих способностей и предполагает индивидуальный подход к личности обучающегося , а также решает задачи воспитания детей в ходе занятий в кружке керамика.
В основу обучения положены ряд принципов: постепенное накопление знаний , умений , навыков обучающимися; принцип любознательность детей; ненавязчивая подача информации педагогом; принцип индивидуально-творческой деятельности; принцип заинтересованности детей результатами своего труда ( после каждого занятия изготовленные поделки выставляются на просмотр, оцениваются всей группой, лучшие отмечаются и большая часть забирается домой).
Последовательность изучения тем представлена в логическом развитии от простого к сложному , постепенно формируя новые практические умения и навыки у детей, открывает возможности для творчества и позитивного отношения к труду.
Последовательность проведения занятий в детском творческом объединении "Соленая сказка" строится по следующей схеме:
- организационные вопросы;
- краткое повторение пройденного материала;
- изложение новой темы;
- подготовка к практической работе;
- просмотр законченных изделий и их анализ.
Новый материал излагается доступно, сопровождается демонстрацией наглядных пособий , приемов работы.
Занятия в кружке включают в себя теоретические и практические части, проводимые в различных формах. основное количество времени отводится практическим занятиям, что способствует формированию трудовых навыков и способностей, разгрузке умственного напряжения школьников.
Практические задания по объему должно быть таким, чтобы учащиеся справлялись с ним за одно занятие. В противном случае соленое тесто высыхает и твердеет.
На первом этапе используем лепку мелких орнаментальных деталей, Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Эти детали настолько красивы , что и сами по себе могут являться украшениями : это листья, цветы, фрукты, овощи и т.д.
Изготовление мелких элементов важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает детей к аккуратности тщательности выполнения работы.
На втором этапе мы изготавливаем простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения. Они выглядят весьма эффективно и даже без окраски.
На третьем этапе мы переходим к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из разных сказок, настенные панно, плоские украшения которые изготавливаем с помощью шаблонов. Также из теста можно сделать множество настольных игр и головоломок. Игры сделанные своими руками у детей наиболее любимы.
Серьезные вдумчивые занятия с детьми дадут в конечном результате интересные в художественном плане работы, имеющие определенную социальную значимость.
Детские работы могут быть использованы как элементы украшения интерьера , как сувениры, как экспонаты на выставках.
Очень важно, сохраняя детскую непосредственность , сочетать занятия с игровыми моментами.
Цели и задачи:
Основной целью программы - создание условий для самореализации личности ребенка в процессе приобщения к декоративно - прикладному искусству.
Одна из основных задач, решаемых на занятиях кружка "Соленая лепка" - развитие потребности в творчестве.
Задачи:
Образовательные:
-приобщить детей к декоративно-прикладному искусству;
-формировать познавательную активность у школьников;
-формировать у ребенка начальные знания по истории народных промыслов;
-формирование навыков оформительской работы с элементами дизайна;
-развивать творческие способности, конструкторские умения и навыки у детей в процессе выполнения практических работ;
-развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, умении сравнивать свою работу с образцом, давать словесный отчет о проделанной работе, подробно анализировать свою поделку.
Воспитательные:
-воспитывать у детей умение работать в коллективе с учетом личностных качеств детей, психологических и возрастных особенностей;
-воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к труду;
-формировать умение ценить прекрасное в окружающем мире;
-развивать эмоционально-чувственное восприятие различных видов искусства;
-развивать личностную потребность к эстетическому самовыражению;
-воспитывать культуру труда и художественного вкуса;
-создавать условия для формирования культуры общения детей с процессе труда.
Развивающие:
-развивать творческий потенциал ребенка;
-формировать умение использовать знания и опыт на практике;
-развивать инициативу, самостоятельность и фантазию у детей;
-прививать эстетический и художественный вкус;
-развивать зрительную память и пространственное представление.
Практико-ориентированные:
-научить традиционным приемам и навыкам в овладении лепкой из соленого теста;
-научить приемам и правилам декорирования готовых изделий.
Тематический план первого года обучения
Тема | Всего часов | Теоретических часов | Практических часов | Формы и методы работы по программе |
1.Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | Проведение воспитательных бесед и беседы по ТБ и охране труда, познавательных экскурсий, организация и проведение смотров –конкурсов, выставок, детских утренников к праздникам |
2.Орнамент, композиция, цвет в изделиях. | 10 | 4 | 6 | |
3.Коллаж.Знакомство с искусством лепки из соленого теста. | 10 | 4 | ||
4.Работа с шаблонами. Лепка декоративных панно по форме круга, ромба, овал. | 20 | 4 | 16 | |
5.Изготовление декоративных панно используя растительные мотивы. | 25 | 5 | 20 | |
6.Изделия из соленого теста с использованием природного материала ( сухоцветы, мох ) | 25 | 5 | 20 | |
7.Изготовление сувениров к календарным праздникам. Техника лепки выдавливание | 20 | 4 | 16 | |
8.Работа над изделиями на выбор учащихся. | 15 | 2 | 13 | |
9.Экскурсии в природу. | 4 | 1 | 3 | |
10.Организационно – массовые мероприятии, выставки, праздники | 9 | 2 | 7 | |
Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Итого: | 144 | 35 | 109 |
Тематический план второго года обучения
Тема | Всего часов | Теоретических часов | Практических часов | Формы и методы работы по программе |
1.Вводное занятие | 6 | 3 | 3 | Проведение воспитательных бесед и беседы по ТБ и охране труда, познавательных экскурсий, организация и проведение смотров –конкурсов, выставок, детских утренников к праздникам |
2.Повторение материала изученного в прошлом уч. году. 1)Цветоведение 2)Лепка простых декоративных изделий 3)Лепка декоративных панно с использованием элементов художественной росписи и коллажа. 4)Лепка объемных сюжетных композиций | 3 21 12 30 | 1 4 3 2 | 2 17 9 25 | |
3.Рельефные панно | 24 | 3 | 21 | |
4.Лепка из соленого теста игротеки.(Домино, головоломки) | 12 | 2 | 10 | |
5.Изготовление сувениров к календарным праздникам | 12 | 3 | 9 | |
6.Жгутовая техника. Приемы декоративного оформления изделий. | 12 | 3 | 9 | |
7.Декоративный рельеф. Способы декорирования изделий. | 12 | 2 | 10 | |
8.Лепка из цельного куска используя для основы металлический каркас. Объемная пластика. Герои сказок | 24 | 3 | 21 | |
9.объемная пластика. Лепка из цельного куска теста. Изготовление животных. | 24 | 3 | 21 | |
10.Техника лепки на выбор учащихся | 21 | 4 | 17 | |
Выставка детских творческих работ | 3 | 1 | 2 | |
Итого: | 216 | 37 | 179 |
Образовательная программа по тестопластике «Солёная сказка» |
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Объём программы: 144 часа
Составитель программы:
педагог дополнительного образования
Сивирчукова Ирина Михайловна
=Москва=
2012
Пояснительная записка.
Каждый день в нашей жизни мы, так или иначе, используем тесто. Чаще всего – в виде кондитерских изделий. И даже не подозреваем, что когда-то давным-давно еще древние египтяне делали из теста замечательные поделки, которые можно назвать даже произведениями искусства. Как они сохранились? Секрет прост: их делали из соленого теста. Благодаря этому они не деформировались, не подвергались внешним воздействиям.
В наши дни постепенно возвращается интерес к этому виду творчества. Как и у любого другого материала, у теста есть достоинства, и недостатки. Но в одном он просто уникально – его можно использовать для того, чтобы научить малышей лепить. Это незаменимый материал, потому что безопасен во всех отношениях: от него нельзя получить аллергию, если кусочек случайно съеден – это не вызовет отравления. Тесто, как материал, очень удобно в работе, всегда под рукой и не требует практически никаких затрат.
Программа «Тестопластика» предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития. Занятия по программе органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Изготовление поделок из соленого теста включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием теста, картона, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акварель), лак (НЦ, ПФ). Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.
Программа «Тестопластика» в объеме 144 учебных часа за год (4 часа в неделю, 1 год реализации), рассчитана на учащихся 2-3 классов (9-10 лет). Основу программы составляют комбинированные и практические часы. Формы организации занятий – групповая и индивидуальная. Программа относится к художественно-эстетической направленности. Режим занятий по программе – 2 раза в неделю по 2 часа.
В процессе обучения учащиеся научатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Поэтому образовательная программа «Тестопластика» является актуальной в наше время.
Программа развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение и хороший вкус. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.
Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение тестопластике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, для изготовления которых используются поделки из солёного теста.
Цель программы:
Создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок из соленого теста.
Задачи программы:
Образовательные:
Дать учащимся сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.
Научить учащихся различным приёмам работы с солёным тестом, экономно расходуя материал.
Развивающие:
1. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.
2. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению и отделке поделок из теста.
3. Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при окрашивании изделий из теста.
4. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года учащиеся
должны знать:
- технологию приготовления соленого теста;
- основные приемы, используемые для лепки животных и птиц;
- технологический процесс изготовления поделок из соленого теста;
должны уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на тесто;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу при лепке изделия;
- самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста;
- самостоятельно исправлять повреждения поделок;
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.
приобретут навыки:
- наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона;
- определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок;
- изготовления поделки по собственному эскизу.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
выставки, конкурс, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ, портфолио учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие. | 2 | 2 | 4 | |
Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста. | 2 | 8 | 10 | |
Украшения из соленого теста | 2 | 10 | 12 | |
Сушка и окрашивание. | 2 | 8 | 10 | |
Новогодние игрушки и елочные украшения. | 2 | 8 | 10 | |
Лепка животных. | 2 | 8 | 10 | |
Лепка цветов. | 2 | 10 | 12 | |
Рамки для фотографий. | 2 | 12 | 14 | |
Корзинки. | 2 | 14 | 16 | |
Композиции и панно. | 2 | 14 | 16 | |
Подсвечники. | 2 | 12 | 14 | |
Изготовление картин из теста. | 2 | 14 | 16 | |
ИТОГО: | 24 | 120 | 144 |
Содержание программы.
Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.
Практика: Лепка простых фигур: шарик, лепешка, капелька, колбаска, лента.
Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста.
Теория: Организация рабочего места. Уход за изделиями из теста. Работа с шаблонами. Декоративно-отделочные работы.
Практика: Изготовление поделок, с помощью шаблонов.
Украшения из соленого теста.
Теория: Роль украшений в жизни человека. Виды украшений.
Практика: Изготовление бус, браслетов, кулонов.
Сушка и окрашивание.
Теория: Два способа сушки изделия. Сушка на открытом воздухе. Виды красок: гуашь, акварель, темпера. Варианты окрашивания изделия.
Практика: Самостоятельное окрашивание учащимися собственных работ.
Новогодние игрушки и елочные украшения.
Теория: Основные приемы, используемые при лепке животных и птиц.
Практика: Самостоятельное изготовление животного.
Лепка животных.
Теория: История новогодней игрушки.
Практика: Самостоятельное изготовление новогодних игрушек и елочных украшений.
Лепка цветов.
Теория: Виды цветов. Приемы лепки цветов.
Практика: Изготовление цветов.
Рамки для фотографий.
Теория: Фотография в жизни человека.
Практика: Изготовление рамок для фотографий.
Корзинки.
Теория: Варианты «плетения» корзин.
Практика: Изготовление корзинок.
10.Композиции и панно.
Теория: Последовательность изготовления композиций.
Практика: Изготовление композиций. Изготовление коллективной композиции.
10.Подсвечники.
Теория: Назначение подсвечников. Виды подсвечников.
Практика: Изготовление подсвечников.
11. Картины.
Теория: Возможность изготовления картин.
Практика: Изготовление картин. Изготовление коллективной картины.
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
№ | Тема программы | Формы занятий | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие. | Беседа | Коллекция поделок, книги | Опрос |
2. | Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста. | Комбинированное | Готовые шаблоны, формочки, тесто, вода, клей ПВА | Самостоятельная работа |
3. | Украшения из соленого теста. | Комбинированное | Клей ПВА, белая краска, кисточки, краски, художественный или мебельный лак (НЦ, ПФ) | Самостоятельная работа |
4. | Сушка и окрашивание изделий. | Комбинированное | Тесто, капроновая нить, зубочистки, клей ПВА, кисточки. | Самостоятельная работа |
5. | Новогодние игрушки и украшения. | Комбинированное | Тесто, клей ПВА, кисть, краски, чесночница, лак (НЦ, ПФ) | Самостоятельная работа |
6. | Лепка животных. | Комбинированное | Тесто, нитки, клей ПВА, шпильки (проволока), краски, лак (НЦ, ПФ) | Самостоятельная работа |
7. | Лепка цветов. | Комбинированное | Коллекция искусственных цветов, тесто, клей ПВА, кисточка, ножницы, краски, лак (НЦ, ПФ) | Самостоятельная работа |
8. | Рамки для фотографий. | Комбинированное | Тесто, картон, клей ПВА, кисточка, ножницы, краски, лак (НЦ, ПФ) | Выставка |
9. | Корзинки. | Комбинированное | Тесто, клей ПВА, ножницы, краски, кисточка, вода, лак (НЦ, ПФ) | Самостоятельная работа |
10. | Композиции и панно. | Комбинированное | Тесто, клей ПВА, , краски, лак (НЦ, ПФ). | Самостоятельная работа |
11. | Подсвечники. | Комбинированное | Тесто, клей ПВА, кисточки, парафиновые свечи, краски, лак (НЦ, ПФ) | Выставка |
12. | Изготовление картин из теста. | Комбинированное | Тесто, клей ПВА, кисточки, краски, лак (НЦ, ПФ) | Выставка |
Использованная литература:
Белова Н.Р., Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007.
Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
Левадный В.С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.
Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры,
украшения. «Астрель», 2008.
Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
Литература для учащихся:
Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию "Добрые сказки" старшая группа
Путешествие по сказке "Снежная Королева"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию в первой младшей группе . Тема: "Путешествие в сказку"
Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. 2. Развивать мышление, память, воображение. 3.Воспитывать ...
Программа дополнительного образовательного курса «Читаем и играем сказку» в 4 классе
Дополнительная образовательная программа по английскому языку «Английская сказка» имеет художественную направленность и органически входит в учебно-воспитательный процесс.Данная программа р...
Урок чтения по теме: Русская народная сказка «Пых» в 4-м классе (по программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида).
На уроке чтения в 4-м классе по программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида изучается русская народная сказка «Пых». Проводится коррекционная работа, направленная на формирован...
Методическая разработка раздела образовательной программы по чтению 5 класс «Устное народное творчество. Сказки»
На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Большинство обучающихся в 5 классе недостаточно в...
Технологическая карта образовательного мероприятия по технологии АМО. Тема: Традиционные сказки о животных. Народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Урок плотный и насыщенный, но не в ущерб здоровью детей за счет равномерного распределения различных видов заданий и чередование мыслительной деятельности с разминкой, определение времени подачи...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. УМК «Начальная школа 2
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовате...