"Основные подходы к разработке программы внеурочной деятельности".
методическая разработка по теме
Внедряем ФГОС. С чего начать? С разработки программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_savanec_n.a._sosh_no_3.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
« Основные подходы к разработке внеурочной деятельности»
Учитель начальных классов
Саванец Наталия Александровна
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Цели организации внеурочной деятельности определены изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.
Мы все хотим, чтобы каждый ребёнок был здоровым, доброжелательным и отзывчивым, уверенным в своих силах, с чувством собственного достоинства, коммуникабельным, активным, любознательным, открытым для всего нового, ориентирующимся в современном мире, умеющим ставить перед собой цель и добиваться её, решать жизненные проблемы и многое другое. Новый образовательный стандарт направлен на достижение этой цели.
Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип гуманистической направленности.
При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
2. Принцип системности.
Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
3. Принцип вариативности.
В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
4. Принцип креативности.
Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
5. Принцип успешности и социальной значимости.
Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).
При разработке программы, наряду с определением направлений (видов) внеурочной деятельности и количества времени участия в них необходимо кратко охарактеризовать содержательные аспекты каждого направления (вида) деятельности, которые более детально описываются в прилагаемых рабочих программах объединений дополнительного образования (кружков, клубов, секций, студий и т.д.) и в документах перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях.
Рабочая программа объединения дополнительного образования разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению программ дополнительного образования детей. Она обсуждается на заседании педагогического или научно-методического совета и после принятого положительного решения утверждается директором образовательного учреждения.
Основными структурными элементами программы являются следующие:
1) титульный лист;
2) пояснительная записка или введение;
3) учебно-тематический план;
4) содержание изучаемого курса;
5) методическое обеспечение;
6) список литературы
Пояснительная записка к программам каждого из направлений раскрывает нормативно-правовую базу, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемых примерных программ, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание примерных программ, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.
Структура курса должна содержать:
перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;
Календарно-тематическое планирование должно содержать:
разделы программы;
темы занятий,
даты;
описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)
Информационно-методическое обеспечение:
дополнительная литература;
цифровые образовательные ресурсы;
Предполагаемая результативность курса:
характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа ( три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия));
выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);
портфель достижений школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровейка»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровейка»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....
Программа курса внеурочной деятельности: определения, основные подходы в разработке
Методические рекомендации по разработке программы курса внеурочной деятельности для учащихся...
Авторская разработка программы внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Профилактика дисграфии"
Авторская разработка программы предусмотрена для работы с учащимися 1-х классов, направлена на предупреждение возникновения дисграфии, развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа, орфо...
Методическая разработка программы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию
В данной работе рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается педагогическая программа патриотическ...