"Основные подходы к разработке программы внеурочной деятельности".
методическая разработка по теме

Внедряем ФГОС. С чего начать? С разработки программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_savanec_n.a._sosh_no_3.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

« Основные подходы к разработке внеурочной деятельности»

Учитель начальных классов

Саванец Наталия Александровна

г.Кашира, Московская область.   

 Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

      Цели организации внеурочной деятельности определены изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

    Мы все хотим, чтобы каждый ребёнок был   здоровым, доброжелательным и отзывчивым, уверенным в своих силах, с чувством собственного достоинства, коммуникабельным, активным, любознательным, открытым для всего нового, ориентирующимся в современном мире, умеющим ставить перед собой цель и добиваться её, решать жизненные проблемы и многое другое. Новый образовательный стандарт направлен на достижение этой цели.

     Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:

1.     Принцип гуманистической направленности. 

При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2.     Принцип системности.

 Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

-        всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

-        основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

-        урочной и внеурочной деятельностью;

-        региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

3.     Принцип вариативности.

 В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

4.     Принцип креативности.

 Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5.     Принцип успешности и социальной значимости. 

Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и  ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

   В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).

При разработке программы, наряду с определением направлений (видов) внеурочной деятельности и количества времени участия в них необходимо кратко охарактеризовать содержательные аспекты каждого направления (вида) деятельности, которые более детально описываются в прилагаемых рабочих программах объединений дополнительного образования (кружков, клубов, секций, студий и т.д.) и в документах перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях.

    Рабочая программа объединения дополнительного образования разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению программ дополнительного образования детей. Она обсуждается на заседании педагогического или научно-методического совета и после принятого положительного решения утверждается директором образовательного учреждения.

Основными структурными элементами программы являются следующие:

1)     титульный лист;

2)     пояснительная записка или введение;

3)     учебно-тематический план;

4)     содержание изучаемого курса;

5)     методическое обеспечение;

6)     список литературы

     Пояснительная записка к программам каждого из направлений раскрывает нормативно-правовую базу, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемых примерных программ, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание примерных программ, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.

   Структура курса должна содержать:

        перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

        перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;

  Календарно-тематическое планирование должно содержать:

        разделы программы;

        темы занятий,

        даты;

        описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)

  Информационно-методическое обеспечение:

        дополнительная литература;

        цифровые образовательные ресурсы;

Предполагаемая результативность курса:

        характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа ( три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия));

        выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

        портфель достижений школьника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровейка»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровейка»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....

Программа курса внеурочной деятельности: определения, основные подходы в разработке

Методические рекомендации по разработке  программы курса внеурочной деятельности для учащихся...

Авторская разработка программы внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Профилактика дисграфии"

Авторская разработка программы предусмотрена для работы с учащимися 1-х классов, направлена на предупреждение возникновения дисграфии, развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа, орфо...

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию

В данной работе рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается педагогическая программа патриотическ...