Выступление на РМО учителей начальных классов "Метод проектов"
статья по теме
Рассмотрены особенности исследовательских, творческих, информационных, практикоориентированных проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_metod_proektov.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Трубникова Е.В.,
учитель начальных классов МОУ «Осетровская ООШ»,
2008-2009 уч.год
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального, научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм ит.д.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функции каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Что является критериями успеха работы над проектом?
- Достигнут конечный результат.
- Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
- Результат проекта может быть использован другими коллективами.
- Информация о проекте широко распространена.
- Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
- Получено удовольствие от своей деятельности.
Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:
- Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
- Методы-виды деятельности.
- Результат.
Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Анализируя опыт работы, прихожу к такому выводу, что результат зависит от состава и организации работы.
Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
- Баланс ролей;
- Четкость целей.
- Согласованность задач, поставленных перед каждым членом.
- Выработка единой системы ценностей.
- Формирование умения выходить из конфликтных ситуаций.
- Воспитание поддержки и взаимного доверия.
- Разработка подходящей методики работы.
- Обеспечение успешного руководства со стороны учителя.
- Регулярный отчет о проделанной работе
- Ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка
- Развитие навыков общения.
Отчет должен содержать следующие разделы:
- Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность выполнения, состав исследовательской группы.
- Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
- Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно прогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
- Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
- Список использованной литературы.
Что дает работа над проектом?
Эта работа позволяет учащимся увидеть все многообразие окружающего мира:
- Дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями.
- Приносят в класс литературу, анализируют статьи.
- Делают вырезки и группируют их по тематическим блокам.
- Совершают учебные экскурсии по родному краю.
- Посещают музеи и другие учреждения культуры.
- Занимаются краеведческой работой
На основе полученной информации:
- Составляют списки, отчеты.
- Выпускаю стенные газеты, книжки-раскладушки.
- Выступают перед учениками своего класса или школы.
- Пишут рефераты.
- Фотографируют.
- Рисуют.
Работа над экологическими проектами способствует формированию принципов повседневной жизни человека на Земле во взаимодействии со всем окружением.
Творческие, приключенческо-игровые, информационные проекты находят применение при проведении экологических акций. Например, День воды, День Земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"
Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»
В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»
Материал содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах, так же описаны методики исследования сформированн...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....